Таскира Вакилевна Габидуллина
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойство бумаги»
Цель: формирование представлений воспитанников о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.
Задачи:
- систематизировать знания о свойствах бумаги : гладкая, непрозрачная, мнется, непрочная;
- закреплять умение следовать устным инструкциям педагога;
- развивать логическое мышление, речь, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения, творческие способности;
- воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Направление образовательной деятельности :
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Свойство бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие;
Физическое развитие;
Речевое развитие;
Художественно – эстетическое развитие.
Материал и оборудование:
Плоскостное дерево с бумажными листьями, игрушки, ширма, колокольчик, бубен, ванна с водой, разная бумага, бумажные цветы.
Предварительная работа: беседы, разгадывание загадок, чтение стихотворений,
Методы и приемы: художественное слово, опыты, игра.
Место проведения: групповая комната
Воспитатель. Сегодня у нас с вами, ребята, необычное занятие. А что бы узнать,
о чем мы будем сегодня говорить, отгадайте загадку – доскажите
словечко:
Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки,
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов цветной…
Воспитанники. Бумаги
Воспитатель. Молодцы, ребята! А поможет нам узнать о свойствах бумаги это
дерево. Подсказки мы найдем на листьях – там написаны цифры.
Давайте найдем лист с цифрой 1
Снимаем лист с дерева
Воспитатель. Послушайте, что написано на обратной стороне: «Гладкая».
Как же мы можем подтвердить, что бумага гладкая? Давайте
проведем опыт.
Опыт 1.
Воспитатель. Погладьте ладошкой листы бумаги и скажите, какие они.
Воспитанники. Гладкие, плотные, ровные.
Воспитатель. Верно. А как еще можно узнать, что бумага гладкая? Давайте
попробуем положить на лист бумаги бумажные цветочки. Как вы
думаете, они приклеятся к листу без клея?
Ответы воспитанников
Воспитатель. Поднимите листы. Что стало с цветочками?
Воспитанники. Они упали, скатились.
Воспитатель. Вывод: Значит листы бумаги гладкие.
Листочек – наш помощник. Мы повесим его на доске.
Найдите листочек с цифрой 2. На обратной стороне
написано «Непрозрачная». Чтобы доказать это, поиграем в игру.
У меня есть игрушки. Мы их видим. Как можно
использовать бумагу, чтобы никто не увидел игрушек?
Воспитанники. Завернуть в бумагу, спрятать за бумагу.
Игра «Кто спрятался?»
Воспитатель. Запомните, какие игрушки стоят на столе, а вы ребята пока
закройте глаза. Не подсматривайте!
Педагог закрывает бумагой одну игрушку, один ребенок ему помогает.
Воспитатель. Открывайте глаза – вспомните, какая игрушка «спряталась»?
Ответы воспитанников
Воспитатель. Почему мы не увидели игрушки?
Воспитанники. Бумага непрозрачная.
Воспитатель. Верно. Вешаем листочек на доске. Найдите листочек с цифрой 3.
Здесь написано «Бумага мнется». Давайте проверим.
Опыт 2 : У вас лежат несколько образцов разной бумаги, разной
плотности и назначения. Попробуем ее согнуть. Что происходит с
бумагой?
Воспитанники. Мы ее можем согнуть, свернуть, мять.
Воспитатель. Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы
получилась четкая линия сгиба. А теперь разогните бумагу и
постарайтесь убрать линию сгиба. Получится у нас сделать это?
Почему не получилось убрать линию?
Воспитанники. Потому что на бумаге остается след.
Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать по опыту?
Воспитанники. Что бумага гнется и в месте сгиба остается след.
Воспитатель. А можно ли услышать, как мнется бумага?
Ответы воспитанников
Игра «Что звучит?»
За ширмой спрятаны: колокольчик, бубен, лист бумаги. Воспитатель чередует звуки – дети должны угадать, что звучит).
Физминутка: «Раз – подняться, подтянуться,
2 – согнуться, разогнуться.
3 –в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На 4 –руки шире.
5 – руками помахать,
головою повертеть и плечами пожимать.
Ну –ка, дети, не устали:
сели, встали, сели, встали.
Все руками помахали
и ко мне все подошли».
Воспитатель. Бумага мнется и шуршит при сминании. Вешаем листочек на
доске. Найдите листочек с цифрой 4. Читаю: «Непрочная». Как же
нам это проверить?
Воспитанники. Можно порвать.
Воспитатель. Опыт 4 : Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать.
Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон?
Ответы воспитанников
Воспитатель. Сейчас мы опустим бумагу в воду и попробуем ее порвать
(картон, как стала рваться после намокания. (легче).
Вывод: бумага рвется. Молодцы ребята. Сейчас мы повторим, что
узнали о бумаге? Что можно с ней делать, какая она?
Воспитанники. Гладкая, непрозрачная, ее можно мять, сгибать, рвать она
непрочная
Воспитатель. Мы сегодня так много говорили о бумаге, но у нее есть еще
секреты, о которых поговорим в следующий раз. Спасибо,
дерево, за помощь. Спасибо, ребята, за старательность, за
желание узнать больше!