Бобрышова Светлана Владимировна
Конспект ОИС «Жизнь кубанских казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - познакомить детей с орудиями труда казаков, -расширять знания детей о жизни и быте первых переселенцев, - продолжать учить детей точно и грамотно выражать свои мысли, - совершенствовать монологическую речь. - воспитывать чувство уважения к нашим предкам.
Материал: круглая буханка хлеба, иллюстрации, иллюстрации «Орудие труда», «Труд и жизнь казаков», магнитофон, кассета с песнями Кубанского хора.
Словарная работа: мотыга, борона, серп, буханка, молотьба, сноп, амбар, коса, цепь, лукошко, каравай.
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание фотографий «Музей станицы», рассматривание иллюстраций «Орудие труда», дидактическая игра «Для чего, кому, что нужно?», рассматривание иллюстраций «Жизнь переселенцев Кубани».
Ход:
(Воспитатель вносит буханку хлеба, предлагает детям рассмотреть её, понюхать, попробовать)
1. Что это?
2. Что вы можете сказать о хлебе?
Ответы детей.
Воспитатель: этот хлеб называется буханка, так его называли казаки. Выращивали казаки хлеб сами. При помощи сохи, казаки пахали землю, помогала казаку лошадь. Она всегда была рядом с ним и в труде и в бою.
При помощи бороны боронили землю, а затем сеяли хлеб, использовали для этого лукошко, в него насыпали отборное зерно, а затем рассыпали по полю и опять боронили, как бы присыпая зерна землей.
Когда хлеб поспевал, созревал, его косили косой, собрали в маленькие снопы и ставили в большой сноп. Затем цепями выбивали зерна из колосьев, зерно высушивали и ссыпали в амбары. На мельнице мололи зерна в муку, а затем выпекали буханки хлеба. Это был самый вкусный хлеб, потому что он был пропитан потом казаков. Тяжел был труд казаков, поэтому - то казаки придумали пословицу : «Труд казака кормит, а лень портит».
Воспитатель:
1. Как вы думаете, легко ли давался хлеб казакам или нет? Почему?
Ответы детей.
2. Какие сейчас машины помогают нашим хлеборобам?
Ответы детей.
3. Какую пословицу придумали казаки о своем труде?
Ответ детей.
Воспитатель: буханки выпекали казачки дома в печах. В печи пекли хлеб, варили еду, спали на печах, сушили овощи, фрукты, грибы. Печь обогревала и кормила.
Если казаки выращивали хлеб, то казачки занимались хозяйством.
Вставали казачки затемно, готовили еду казакам : завтрак брали с собой в поле, обычно это был хлеб, мясо, картошка, овощи и обязательно крынка молока. А вечером, за столом собиралась вся большая казачья семья и ужинали все вместе: мать, отец, дети и внуки.
Проводив казака в поле, казачка сначала управлялась по хозяйству: кормила всех, доила корову, выгоняла на пастбище, будила детей. Мальчики постарше уезжали с отцом в поле, а мальчики помладше шли пасти коров, коз, овец, гусей, а девочки оставались при матери, помогали ей по хозяйству. Как только вся скотина была накормлена, казачки брались за другое дело: ткали, вязали, пряли, шили. Пели песни и придумали про себя пословицу: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».
По праздникам казаки пели песни, танцевали.
Послушайте веселую песню из репертуара Кубанского хора.
(Предложить детям потанцевать, используя кубанские танцевальные движения.)
Воспитатель:
1. Как вы думаете, тяжелая или легкая жизнь была у казаков? Почему?
2. Какие орудия труда они использовали в работе?
3. Какие орудия труда используются сейчас, работая в поле?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Назови орудие труда».
(Воспитатель показывает иллюстрацию современной техники, а дети называют орудие труда.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Много орудий труда вы знаете, а петь умеете?
Дети исполняют песню «Ой, да на Кубани».
Воспитатель: как замечательно, вы исполнили песню о труде и жизни казаков.