Первеева Елена
Конспект ООД «Звуки [д], [д`]. Буква Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
обучающие: закреплять умение чётко произносить и различать звуков [д], [д`] в слогах, словах, фразах; закреплять умение определять, где находиться звук – в начале слова, в середине, в конце; учить понимать смысл крылатых выражений; познакомить с буквой Д;
развивающие: развивать фонематический слух; развивать внимание, память, мышление;
воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга и педагога, быть внимательными к ответам других детей.
Ход ООД
1. Вводная часть.
Психогимнастика.
Встанем дружно, дети, в круг,
Публикация «Конспект ООД „Звуки [д], [д`], Буква Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Ты мой друг, и я твой друг.
Друг другу руки мы пожмём.
Тепло мы рук передаём.
2. Ребята, сегодня ко мне пришел в гости щенок (вношу игрушечного щенка). Он забыл, как его зовут, и просит вас помочь ему вспомнить своё имя. Поможем? Но для этого нам предстоит вспомнить все звуки и буквы, с которыми мы познакомились, и узнать ещё новые звуки и букву, выполнив 5 заданий. Готовы? Раз нам предстоит большая речевая работа – надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе.
3. Гимнастика для артикуляционного аппарата (за столами с настольными зеркалами) : «Улыбка», «Покрась зубки язычком», «Часики», «Качели», «Грибок».
Упражнения на дыхание – игра на дудочках.
4. Знакомство с новым материалом.
Ребята, начнем мы со знакомства с новым звуком, а с каким, вы определите сами, произнеся названия предметов, изображённых на картинках.
1) Выставляю картинки: дом, дым, дуб, домино.
- Какой звук вы слышите первым в этих словах? (Звук [д])
2) Артикуляция звука.
Когда мы произносим звук [д], то:
- губки свободны;
- зубы сближены, но не сомкнуты;
- язычок стучит кончиком за верхними зубками;
- горлышко «работает».
- Давайте вместе произнесём этот звук все вместе громко, тихо, по одному.
3) Характеристика звука.
- Какой звук [д], согласный или гласный?
- Почему?
- Твёрдый или мягкий?
- Каким цветом обозначаем согласные твёрдые звуки?
(Дети дают характеристику звука [д] – согласный твёрдый, обозначаем синим цветом.)
- Кто найдёт и произнесёт его мягкую пару?
[д`] – согласный мягкий, обозначаем зелёным цветом.
4) Игра «Хлопни только на звук [д]».
Называю пройденные звуки : у-п-д-к-о-а-д-к-д-о-ы-д.
5) Чистоговорки.
- Повторяйте за мной строчки по очереди:
Да-да-да — из крана полилась вода.
Ды-ды-ды — моем руки для еды.
Ду-ду-ду — за едой сейчас пойду.
Да-да-да – ох, и вкусная еда!
Одна буква имени у нас есть! (Буква Ы.)
6) Работа со схемами.
- Определение места звука [д] в слове.
На доске схемы из 3-х клеточек: с закрашенными или 1, или 2, или 3. (Каждый ребёнок получает картинку и располагает её под соответствующей схемой на доске: дым, домино, дом, дыня,). Проверяем работу вместе.
Вторая буква – М.
7) Игра «Твёрдый – мягкий».
(Детям раздаются круги синего и зелёного цвета. Задача – поднять круг синего цвета, если услышат слово с твёрдым звуком [д], если с мягким [д`] – зелёным цветом круг.)
Дождь пошёл
Дождь пошел и не проходит. (синий, зелёный, зелёный)
День идет и не уходит. (зелёный, зелёный, зелёный)
Дома мы сидим и ждём. (синий, зелёный, зелёный)
Не гулять же под дождём! (синий, синий, зелёный)
Вот мы и получили 3 букву (Буква О).
8) Составить предложения со словами: дым-дом; дерево-дятел.
- Каждый по желанию выбирает пару картинок и составляет предложение.
4. Работа над пословицей.
- Есть одно очень замечательное слово на звук [д] – дружба. Наш народ сочинил много пословиц о дружбе.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Старый друг лучше новых двух.
(Дети рассказывают, как они понимают значение пословицы.)
Получаем 4 букву – букву К.
5. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать:
Девочки потопали,
Мальчики похлопали.
На ногах попрыгали,
Ножками подрыгали.
За столы мы сели дружно.
Плечики расправить нужно.
6. Знакомство с буквой.
1) Показ буквы Д.
2) На что похожа буква? (Ответы детей.)
3) Прописывание («печатание») на доске по клеточкам.
Палочка и палочка,
А под ними лавочка.
4) Прорисовывание буквы Д в воздухе.
5) Печатание буквы в тетрадях.
6) Нахождение буквы Д в наборах с кубиками. Выкладывание и чтение слов: дом, дым.
У нас есть 5 буква – буква Д.
7) Разгадывание клички щенка.
- Ребята, у нас есть 5 букв : Ы, М, О. К, Д. давайте переставим буквы так, чтобы получилось имя щенка. (ДЫМОК)
Щенок благодарит вас за помощь. Мы напишем его имя на ошейнике, чтобы он не забыл.
7. Подведение итога.
- Кому мы сегодня помогали?
- А как мы это делали?
- Какие новые звуки нам помогали найти имя щенка?
- Какую новую букву вы узнали?
Если вам понравилась работа с этими звуками и буквой, поднимите смайлик улыбающийся. Если вам было трудно выполнять задания, поднимите смайлик грустный.
В следующий раз мы с вами отправимся в путешествие по сказкам в поисках буквы Н.