Ирина Подлесная
Конспект ООД «Звук [А], обозначаемый буквой А»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД в старшей группе "Звук [А], обозначаемый буквой А".
Цель:
Формировать артикуляционно-акустический уклад звука.
Формировать умение в выделении звука из состава слогов, слов.
Формировать умение подбирать картинки на заданный звук.
Дифференциация понятий «звук», «буква».
Развитие функций фонематического слуха и восприятия.
Учить детей диафрагмальному дыханию.
Развивать память, внимание.
Развивать фонематический слух и восприятие.
Публикация «Конспект ООД „Звук [А], обозначаемый буквой А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень. Овощи».
Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных
Учить придумывать загадки описательного характера по образцу логопеда, сравнивать между собой овощи – находить общее и отличия
Продолжать учить отвечать на вопросы развернутой фразой из 3-4 слов
Оборудование: зеркала, предметные картинки с изучаемым звуком, демонстрационные карточки с буквой А, домик для гласных звуков, картинки овощей.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Выделите первый звук в словах утка, утюг, удочка, улитка, утро, улыбка.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Работа по развитию дыхания.
1. Общее расслабление.
-Посмотрите, какой сегодня чудесный день! Давайте мы с вами настроимся на занятие (под музыку) :
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают –
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко,
Ровно, глубоко…
Напряжение улетело,
И расслаблено все тело.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
У нас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и передадим свое хорошее настроение.
2. Дыхательная гимнастика.
- голосовые упражнения: усиление голоса: беззвучная артикуляция звука – произнесение шепотом – тихо – громко: А-А-А; ослабление голоса: громко – тихо – произнесение шепотом – беззвучная артикуляция: А-А-А.
3. А теперь поиграем пальчиками.
- пальчики здороваются (каждый пальчик соединять с большим) :
Вот проснулся, встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок,
-Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне!
-массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжения:
Мы как древние индейцы
Добываем огонек,
Ловко палочку покрутим
Огонек себе добудем.
4. Развитие мимических мышц.
5. А сейчас давайте разомнем губки и язычок. Артикуляционная гимнастика.
III. Изучение нового материала.
1. Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, а каким вы сейчас догадаетесь сами. Отгадайте загадку:
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Какой звук вы слышите вначале слова арбуз?
Знакомство со звуком А, выделение на слух звука А из слов.
Предложить детям рассмотреть картинки (Арбуз, Автобус, Ананас и т. д.) при этом громко и четко называть их, выделяя первый звук в словах (А)
-Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах? (А)
2. Правильная артикуляция звука А перед зеркалом.
- рот широко открыт;
- зубки не смыкаются;
- горлышко работает (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке)
Произнесение звука перед зеркалом хором, индивидуально, тихим и громким голосом.
- Звук А поется. Давайте споем песенку «Пусть бегут неуклюже» только звуком А.
При произнесении звука А язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Значит звук А - гласный, он произносится с помощью голоса.
А где у нас живут гласные звуки? (Они живут в домике со скрипичным ключом). Значит звук А мы поселим в домик со скрипичным ключом.
3. Игра «Поймай звук» (хлопки, если звук А есть в слогах, словах).
4. Развитие фонематического слуха. На доске выставлены картинки (звук А в середине, в конце, в начале слов). Нужно отобрать те, в которых есть звук А
5. Игры на развитие памяти и внимания.
• «Что изменилось?»
• «Чего не стало»
6. Физкультминутка.
7. Знакомство с буквой А. Дети вспоминают, что такое буква и чем она отличается от звука.
Буква – это домик для звука
Букву видим и напишем,
Звук мы скажем и услышим.
Показ буквы А, из каких элементов она состоит.
Выкладывание из палочек буквы А.
На что похожа буква А? (На ракету, на крышу дома.)
-Запомните стихотворение про букву А :
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Тема: «Овощи». Активизировать словарный запас по теме.
V. Рефлексивно – оценочный. Ребята, пройдите к доске. Давайте посмотрим, выполнили ли мы план. Что узнали?
Вспомните все прозвучавшие ранее слова, которые начинаются со звука А, произнесите их четко, громко, выделяя голосом звук А. Определите позицию звука в словах. Чем отличается звук от буквы?
Если вам понравилось на занятии, у вас всё получилось - подойдите к весёлому смайлику, а если было неинтересно, ничего не получилось – подойдите к грустному.
Последующая работа.
Предлагаю вам дома попробовать нарисовать букву А в тетради.