Наталья Мурыгина
Конспект «Зонтик» по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД «Зонтик» по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе
Цель: формирование представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
Задачи:
1. Способствовать развитию познавательной инициативы детей, умения сравнивать вещи, устанавливать простые связи между ними.
2. Способствовать формированию представлений детей о свойствах ткани через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект „Зонтик“ по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Зонт. Конспекты занятий на тему зонта
- Зонты и зонтики
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
3. Содействовать развитию связной речи детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью- доказательством, расширять словарный запас.
4. Способствовать развитию внимания, воображения, логического мышления, творческих способностей.
Ход:
Организационный момент. Дети собираются в круг на ковре.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Сейчас давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся с окружающим нас миром.
Игра «Приветствие».
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Скажем: «Доброе утро!»
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? (Осень)
- А по каким приметам можно узнать осень? Кто хочет их назвать? Алиса, поможешь нам вспомнить приметы осени? Артем, а ты еще какие признаки осени можешь назвать?
- Спасибо, ребята, помогли нам вспомнить все приметы осени.
Звучит волшебная музыка. На экране появляется слайд с изображением Лесовичка.
Воспитатель: Ой, кто это к нам пришёл, поздоровайтесь, ребята!
Педагог читает на экране слова Лесовичка:
«Добрый день, мои друзья,
К вам пришел из леса я.
Целый день идет там дождь,
Плачут жители лесные,
Вы должны скорей помочь!»
Воспитатель: Ребята, хотите помочь лесным жителям? Максим, как мы сможем это сделать? Аня, у тебя, какие предположения? Еще кто хочет высказаться?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, лучше всего от дождя спасает зонт. Что самое главное в зонтике? Саша, ты как думаешь? Дима, согласен или думаешь по -другому?
- Ребята, важно, чтобы зонтик от дождя был непромокаемым. А как вы думаете из чего можно сделать зонт? Коля, ты из чего бы хотел сделать зонтик? Почему? Тимофей, а ты как думаешь, из чего лучше всего сделать зонтик? Почему?
Ребята, оказывается, зонтики бывают разными. (Воспитатель выносит два зонтика : один кружевной - от солнца и второй - от дождя)
-Посмотрите, у меня есть два зонтика. Как вы думаете, чем отличаются эти зонтики? Коля, как ты думаешь, оба ли зонтика спасут от дождя? Объясни почему? Максим, а ты бы какой выбрал зонтик, чтобы укрыться от солнца? Почему?
Ребята высказывают свои предположения.
Воспитатель: Сегодня мы с вами выясним, верны ли ваши предположения. А пока я предлагаю поиграть в «Солнышко и дождик». Хотите?
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!»» дети бегут к воспитателю, у которой в руках большой зонтики прячутся под ним. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Теперь я вам предлагаю узнать, из какой же ткани на самом деле делают зонтики от дождя, чтобы они были непромокаемы. Для этого приглашаю вас в лабораторию. Но сначала мы уточним правила поведения. Кто хочет нам их напомнить? Предлагаю послушать Свету. Миша, можешь дополнить ответ Светы?
Ребята вспоминают правила безопасности. Дети садятся за столы.
Воспитатель: Посмотрите, у каждого из вас есть два кусочки ткани. Как вы думаете, какая ткань сделает зонтик непромокаемым? Твои предположения, Оля? А ты, как думаешь, Максим?
Ребята высказывают свои предположения, выдвигают гипотезы.
- Как узнать, какая ткань подойдет для зонтика, Ваня?
- Верно, нужно их исследовать и выяснить их свойства. Как мы это будем делать, Даша? Давайте рассмотрим наши образцы.
Исследовательская деятельность «Виды тканей»
Исследование ткани начинается с ситца.
Воспитатель беседует с детьми:
-Эта ткань пропускает свет? Как ты думаешь, Лена? А у тебя, Ваня, ткань просвечивает?
Ответы детей.
- Эта ткань мнется или нет? (Мнется – не мнется). Ответы детей.
- Какова эта ткань на ощупь? (Гладкая, скользкая, шершавая)
Ответы и исследовательские действия детей.
Воспитатель: Ребята, ткань, которая пропускает свет, мнется и чуть шершавая на ощупь, называется ситец. (Дети повторяют название и запоминают его)
-А теперь возьмем вторую ткань и так же поверим все свойства.
Ответы и исследовательские действия детей.
Воспитатель: Эта ткань, непрозрачная, плотная, не мнущаяся, гладкая, называется - плащевая. (Дети повторяют название и запоминают его)
- Таня, напомни нам, какие виды ткани мы узнали. Верно, ответила Таня?
Экспериментальная деятельность «Какая ткань не пропускает воду»
Воспитатель: Сейчас я предлагаю провести эксперимент и узнать, какая же ткань не пропускает воду. Как это сделать, Аня? Что нам для этого понадобится, Ефим?
- Ребята, сначала мы попробуем намочить ситец. (Дети опускают ткань в емкость с водой)
-Что у нас получилось? (Ответы детей)
-Как вы думаете, если мы протрем ситец салфеткой, он станет сухим? (Дети пробуют проделать этот вариант)
( Ответы детей: нет, вода сильно впиталась в ткань)
- Что нужно сделать, чтобы ситец стал сухим? Как ты думаешь, Диана?
( Ответы детей: нужно отжать воду)
- Отожмите. Какая стала ткань?
( Ответы детей: мятая, некрасивая, влажная)
- Подходит она для непромокаемого зонтика? (Нет)
- А теперь намочите другую ткань- плащевку. Поднимите ткань, и посмотрите, что происходит с капельками воды. (Они скатываются с ткани)
- Протрите салфеткой ткань, какой она стала? (Почти сухой)
- Из какой ткани лучше сделать зонтик, Саша? Почему? А ты, как думаешь, Ярослав? Объясни свой вариант.
Дети делают вывод: Для зонтика подойдет ткань из плащевки, она не намокает и быстро высыхает.
Воспитатель: Ребята, наши предположения подтвердились? Мы с вами выяснили, что для зонтика подойдет непромокаемая ткань – плащевка. Мы вместе провели очень сложную работу и пора нам отдохнуть. Поиграем?
Динамическая пауза «Я гуляю под зонтом»
В небе тучка ой-ой-ой! (Руки к голове, наклоны влево – вправо)
Все бегут, спешат домой. (Бег на месте)
Только я один смеюсь,
Чёрной тучки не боюсь. (Повороты головы влево – вправо)
Не страшны мне дождь и гром,
Я гуляю под зонтом! (Ходьба на месте)
Синий, красный, и в полоску,
И в цветочек, и в горох, (Поочередно загнуть пальцы рук)
Очень пестрый зонтик в блестках. (Руки вверх, «фонарики»)
Всех я сосчитать не смог. (Повороты влево – вправо)
Под зеленым зонтиком с бабушкой идем
И о чудо зонтиках песенку поем. (Ходьба)
(Л. Брайловский)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, мы обещали сделать зонтики для лесных жителей. Посмотрите, перед вами лежат листы бумаги с изображением зонта. Что нужно сделать, чтобы эти зонтики стали яркими, красивыми? Как ты думаешь, Варя? А твой вариант, Влад?
Давайте наши зонтики украсим, вы придумаете, чем будете украшать свой зонтик. Что ты будешь использовать, Оля, краски или карандаши? А ты, что выберешь, Андрей? Саша, почему ты решила выбрать краски? Матвей, каким цветом будет твой зонтик?
Ребята под музыку выполняют работу. В процессе работы воспитатель следит за техникой безопасности, правильностью выполнения работы, оказывает индивидуальную помощь, поощряет, стимулирует самостоятельно украсить зонты.
Готовые работы отправляются на выставку.
Воспитатель: Ребята, какие красивые зонтики у вас получились! Все разные, непохожие! Я думаю, лесные жители тоже будут довольны.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, что нового, интересного вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все сегодня замечательно потрудились!