Приложение МААМ

Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с природным миром по теме «Обитатели водоёмов»

Татьяна Федорова
Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с природным миром по теме «Обитатели водоёмов»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с природным миром по теме «Обитатели водоёмов».

Цель: Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов. Систематизация экологических знаний.

Задачи:

1. Развивать экологические представления взаимодействия растений и животных водоёма. Развивать зрительное и слуховое восприятие, речь, творческое воображение, память, внимание, мышление, самостоятельность в разных видах деятельности.

Публикация «Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с природным миром по теме „Обитатели водоёмов“» размещена в разделах

2. Обучать умению выделять взаимосвязь между растениями и животными водоема. Формировать умения выделять цепочку взаимосвязи растений и животных водоема.

3. Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к богатствам природы. Побуждать детей к сопереживанию, воспитывать желание помочь другому.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:

пейзаж водоема,

загадки о растениях и животных водоема

картинки с изображением растений и животных

картинка Водяного

д/ и: «Четвертый лишний», «Составь картинку»

Раздаточный:

картинки с изображением растений и животных водоема.

Предварительная работа:

Презентация «Обитатели водоема»

Беседа «Жизнь водоема»

Рассматривание иллюстраций с изображением различных водоемов;

Знакомство с некоторыми обитателями водоемов (животными, земноводными, птицами, насекомыми и др., а также растениями).

Содержание ООД.

Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте улыбнемся и с ними поздороваемся. Присаживайтесь за столы.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам пришло письмо. Написано для старшей группы. Посмотрим от кого?

Открываем письмо. Достаем фото ВОДЯНОГО. Ребята, кто это?

Дети: Водяной.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. У меня случилась беда: злая колдунья похитила моих друзей, без которых я не могу обойтись. Они помогали мне, с ними я быть веселился, играл. Жизнь без них так скучна. Помогите мне, отыщите моих друзей».

Воспитатель: Ребята, что случилось с друзьями Водяного. (злая колдунья украла).

О чем просит нас Водяной? (отыскать друзей).

Хотите помощь Водяному? (да).

Но как же нам помочь ему вернуть друзей?

Воспитатель читает дальше: «Чтобы спасти моих друзей нужно пройти все препятствия в сказочной стране, а что бы вам туда попасть… вот вам волшебный клубок».

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы. Тогда в путь

Друг за другом по тропинке

Повернись вокруг себя

Раз - два, Раз - два

Оглядеться нам пора.

2 часть.

Подходят к первому столу «ВЫБИРАЙ-КА»

А вот и первое задание. Так, давайте посмотрим, что здесь.

Игра: «Четвертый лишний в нашем пруду».

Воспитатель: Давайте, подумаем, кто живет в водоеме? Кто может быть другом Водяного?

Водомерка, ежик, божья коровка, корова

Утка, петух, попугай, снегирь.

Бобер, белка, хомяк, бык

Рыба, верблюд, медведь, собака.

Пояснение воспитателя к выбору детей по дидактической игре «4 лишний».

Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка - насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие.

Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.

Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.

Рыбы, как животные бывают хищники и травоядные.

Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.

Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник питается мелкой рыбой.

Карась питается растениями и личинками насекомых

Карп также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.

Воспитатель: Чем все рыбы похожи? (они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя)

Обсуждение проблемного вопроса.

Воспитатель: Ребята, а почему вы не взяли другие карточки, например с верблюдом, или с ежиком? Разве они не могут быть друзьями Водяного? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Если выбирать из этих картинок, мы будем брать тех, кто без водоема жить не может. С этим заданием мы справились, давайте поспешим дальше.

Воспитатель: Отправимся дальше. Веди, веди нас наш клубок.

Подходим ко второму столу «ОТГАДАЙ-КА»

Давайте посмотрим, что приготовила для нас злая колдунья. Это загадки. Я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь угадать, о каком обитателе пруда я говорю.

Где же вы её найдёте?

Ну конечно же, в болоте!

Зелена, как трава,

Говорит: «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка)

Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.

А теперь следующая загадка:

ползает наоборот,

задом наперёд.

Всё под водой

хватает клешнёй (Рак).

Раки обитают в пруду с чистой водой на илистом дне. Здесь под корягами, камнями, корнями подводных растений они роют норки. Рак активен ночью. В случае опасности он пятится назад.

По узкой дорожке,

голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

на себе свой дом везет? (улитка).

Улитка - прудовик передвигается очень медленно. Живя среди зарослей растений, он соскабливает кожицу с поверхности листьев, а также поедает икру рыб, упавших в воду мух.

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.

Давайте с вами представим, что мы стрекозы. И полетим к следующему заданию.

Динамическая пауза

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - водой она умылась,

Два– изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Подходят к последнему столу «СОСТАВЛЯЙ-КА»

Воспитатель: Игра: «Составь картинку». Нужно разделиться на команды и только вместе мы сможем собрать картинки быстро и правильно.

Воспитатель: Здесь нам нужно составить картинки, и тогда мы узнаем друзей Водяного.

• Жук-плавунец

• Комар

• Цапля

В прудах, небольших озерах встречается жук-плавунец. У него обтекаемое тело. Задние длинные ноги выполняют роль весел. Плавунец дышит атмосферным воздухом. Поэтому ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит.

Комар это насекомое, которое живет во влажной среде. У комаров самки пьют кровь, укусив жертву, а самцы питаются цветочным нектаром и никогда не кусаются. Множество комаров поедают стрекозы, лягушки; их личинки уничтожают не только рыбы, но и другие обитатели водоемов.

Цапля - это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Она тщательно за собой ухаживает. Питаются цапли рыбой, лягушками, раками, ящерицами, различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны.

Воспитатель: А наш клубок закончился. Это значит, что всех друзей мы спасли. Давайте вернем друзей на место. Для этого мы с вами пройдем к нашему водоему (нарисован на доске) и заселим обитателей на свои места.

Макет водоема с растениями, камышом Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом обсуждают, кого куда поселили.

А почему, Арсений ты заселил этого обитателя сюда? А как ты думаешь, Варя правильно Максим заселил своего жильца? Почему? (Индивидуальная работа воспитателя с детьми)

Воспитатель: Что ж, теперь и самого водяного можно позвать. Дорогой Водолей. Мы возвращаем тебе твоих друзей.

Водяной: Спасибо, ребята.

3 часть.

Воспитатель: Вот и мы вернули обитателей водоема на свои места. Какой красивый у нас получился водоем. Молодцы, ребята, вы справились с заданиями, помогли Водяному найти своих друзей - обитателей водоема. А, скажите ребята, Водяной это реальный персонаж или сказочный? Возможно встретить его на самом деле? Почему вы так думаете?

Обсуждение: беседа

Давайте вспомним, с какими обитателями водоема мы сегодня познакомились.

- Кто живет на берегу? Почему? А кто в воде? А он может на берегу жить? Почему?

- Кто из них хорошо плавает? Благодаря чему? (вызвать на диалог)

- Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?

- Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?

Ребята, а как вы думаете, есть ли связь растений и животных водоема? Какая? А нужны ли растения и животные водоема друг другу? А попробуйте, найти взаимосвязь комара с другими обитателями водоема.

комар — лягушка — цапля

кувшинка – рыба - лягушка

червячок — рыбка — чайка

водоросли — улитка — рак

молодцы. Все знаете. Ребята, а как вы думайте, можно часть водоема иметь у себя дома? А как? (ответы детей)

— Правильно, конечно это аквариум. Можно купить аквариум, налить воды и поселить там рыбок. Ребята, наше занятие заканчивается, и я хочу вам сделать подарок. Посмотрите это аквариум. Только по-моему чего-то там не хватает? Давайте каждый подумает, чего не хватает, и сегодня после ужина дорисуем аквариум.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об изобразительной деятельности детей по теме «Обитатели водоёмов»Фотоотчёт об изобразительной деятельности детей по теме «Обитатели водоёмов» Фотоотчёт о изобразительной деятельности детей по теме «Обитатели водоёмов» Я продолжаю рассказ о прошедшей в нашем детском саду тематической.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: - показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Задачи: - уточнить и расширить представления о перелетных птицах,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группе Цель : вызвать интерес к прошлому предметов, подвести к тому, что человек создает разные предметы приспособления для облегчения труда.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Обитатели скотного двора» для средней группыКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Обитатели скотного двора» для средней группы Цель: уточнение и закрепление знаний детей о домашних животных, о их значении в жизни человека. Задачи: - Закреплять знание детей о домашних.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О дружбе и друзьях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Солнышко» МО «Полесский муниципальный район» Конспект НОД.

Конспект НОД по ознакомлению с природным миром в подготовительной к школе группе «Скворцы прилетели»Конспект НОД по ознакомлению с природным миром в подготовительной к школе группе «Скворцы прилетели» Конспект НОД познание ознакомление с природным миром в подготовительной группе. Тема: «Скворцы прилетели». Цель: Закрепить в сознании детей.

Конспект открытой НОД с детьми средней группы по ознакомлению с природным миром «В гости к Русалочке» Старший воспитатель: Уварова Инна Михайловна. Цель: актуализировать знания детей о подводном мире. Задачи: • воспитывать доброжелательные.

Конспект по ознакомлению с миром природы «Пернатые друзья» в старшей группеКонспект по ознакомлению с миром природы «Пернатые друзья» в старшей группе Цель и задачи: • углубить и расширить знания детей о птицах; • объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие); • систематизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наблюдаем за насекомыми»Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наблюдаем за насекомыми» Лето- удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе и при встрече с насекомыми. Реакция детей на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с природным миром по теме «Обитатели водоёмов»
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 11:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с природным миром по теме «Обитатели водоёмов»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Федорова (УИ 1697204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД