Вика Вартанян
Конспект ОД в старшей группе «Национальный костюм армян» ОО «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с историей армянского национального костюма.
Задачи:
Образовательные: знакомить детей с историей армянского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; учить распознавать женский и мужской национальный костюм Восточной и Западной Армении.
Публикация «Конспект ОД в старшей группе „Национальный костюм армян“ ОО „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие : способствовать развитию речи, введением новых слов: «архалух», «чуха», «шалвар», «шапик», «халав», «похан», «минтана», «гогноц».
Воспитательные: воспитывать удетей интерес к армянской культуре, толерантность пол отношению к чужому образу жизни и стилю поведения, основанную на понимании различий в культуре и обычаях другой национальности.
Оборудование: мультимедийная установка, проектор, аудиозапись национального музыкального инструмента – дудук, армянская национальная шапка, карточки для дидактической игры «наряди куклу в национальный костюм».
Ход:
Дети и воспитатель стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, мне передали письмо от детей из другого детского сада. Вы хотите посмотреть, что в конверте?
Вскрывают конверт, в котором лежит приглашение.
Воспитатель: Это же приглашение! Ребята, а вы хотите побывать в стране с красивым названием Армения? Познакомить с национальными костюмами женщин и мужчин этого государства? Окунуться в их быт? (ответы детей)
Нам понадобиться наша волшебная палочка. Я предлагаю, всем взяться за руки, закрыть глаза и прочитать заветные слова:
Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовёт с собой!
Звучит аудиозапись армянского национального музыкального инструмента – дудук, привлекая внимание детей. На проекторе появляется слайдшоу с изображением районов Армении. Дети садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель: Как вы думаете, где мы с вами оказались? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, правильно, мы с Вами в Армении. Эта страна интересна тем, что отъедешь недалеко и откроется совершенно другой пейзаж, обнимет неожиданный климат… а разнообразные чудеса встречаются на каждом шагу. Хотите узнать почему? (ответы детей)
Воспитатель: Дело в том, что жители каждой страны носят свой национальный костюм. И сегодня мы с вами вместе узнаем много интересного об армянском костюме. Как вы думаете, для чего людям нужна одежда? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, когда человек стал носить одежду?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, перед вами мужской армянский костюм. Давайте посмотрим, из чего он состоит. Однотонная рубашка с невысоким воротником называется – шапик. (показ слайдов)
Сверху на шапик армяне надевали кафтан – архалух – из шёлка или сатина. Длина его доходила до колен. От стоячего воротника до талии архалух застегивался на пуговицы и петли, сплетенные из шнурков. На архалух надевали чуху – длинную, порой доходившую до пят верхнюю одежду черного или темно-коричневого оттенка. В области талии её застегивали на несколько пуговиц из шнурков. Зимой армяне носили длинные шубы из овчины. Как вы думаете, чем они подпоясывали свою одежду?
(ответы детей)
Воспитатель: Всю одежду мужчины подвязывали узким кожаным ремешком. Подпоясывались также широким вязанным или тканевым шарфом, который складывали в несколько слоев и обматывали вокруг талии. Такой пояс мог быть как сумка или карман, потому что в его складки прятали кошельки, платок и затыкали за пояс ножи. Скажите, а как вы думаете, называется нижняя часть одежды мужчин?
(ответы детей)
Воспитатель: Нижней одеждой мужчины в Армении были широкие шаровары – шалвар. На талии такие штаны держались благодаря тонкой тесьме с вытканными на ней узорами и с кистями на концах. Внизу шаровары сначала заправляли в вязанные из разноцветных шерстяных ниток носки, а сверху, захватывая часть штанины, их обматывали широкими кусками ткани. В Армении головными уборами мужчины служили конические шапки – меховые, войлочные и матерчатые, а также пышные папахи. Женщины носили накидки с богато украшенным ободком, шапочки с золотым шитьем и тонкие прозрачные вуали.
Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, отпустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Ну, что продолжим наше знакомство с армянским национальным костюмом? (ответы детей)
Воспитатель: Обратите внимание, перед Вами женская одежда армян. Она состоит из длинной рубахи – халав, с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. Под халав женщины надевали длинные штаны – похан. Штаны шили из красной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. А верхняя одежда женщин называлась также архалух. А вот в праздничные дни армянки надевали поверх архалуха платье – минтана такое же, как и архалух. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф. Края рукавов платья были обшиты тонким шнуром и застегивались на небольшие пуговицы. Ребята, кто помнит, как украшали свои наряды на Руси? (ответы детей)
Воспитатель: В Армении также костюмы украшали вышивкой. Разрезы в боковых швах и вырез на груди, оформляли шнурами различной толщины и богатой вышивкой. Очень важной частью костюма армянок был расшитый передник (гогноц) с узким тканым пояском. А на ноги армяне обували самодельные лапти, которые изготавливали из грубой сыромятной кожи. Лапти носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками. В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и с загнутыми носками. А женщины остроносые туфли без задников и обязательно надевали носки, т. к. ходить босяком было неприлично.
Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора. Посмотрите, у меня есть бумажные куклы Аня и Саша, но у них нет красивой одежды. Хотите нарядить их в армянский национальный костюм? (ответы детей)
Дидактическая игра
«Наряди куклу в национальный костюм»
Девочки наряжают куклу Аню в национальный армянский костюм, а мальчики проделывают ту же работ, но наряжают в мужской национальный костюм Сашу.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше путешествие в Армению к концу, пора нам возвращаться в детский сад.
Дети и воспитатель поднимаются, становятся в круг и произносят слова:
В руки палочку возьму,
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет
И домой нас унесет.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами вернулись в наш родной детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
А в какой стране мы побывали? (ответы детей)
Когда вы придете домой, что вы расскажите своим родным? Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей)