Марина Лапышева
Конспект ОД в старшей группе «Знакомство детей со свойствами стекла»
Конспект ОД в старшей группе на тему :
«Знакомство детей со свойствами стекла»
Цель: Знакомство детей со свойствами стекла.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей со свойствами стекла : твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное.
Публикация «Конспект ОД в старшей группе „Знакомство детей со свойствами стекла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
- Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала,
- Знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодув.
Развивающие:
- Развивать внимание, любознательность, умение обследовать предметы, восприятие, память, связную речь, наблюдательность, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.
-Воспитывать умение выслушивать товарища.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения.
-Воспитывать уважение к труду взрослых.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие
Словарная работа: твёрдое, хрупкое, гладкое, шероховатое, тяжёлое, холодное, скользкое, с бугорками, прозрачное, цветное, водонепроницаемое.
Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов, заучивание пословиц о труде, рассматривание иллюстраций о предметах и о профессиях взрослых, чтение стихотворений о стекле, о стеклодуве, отгадывание загадок.
Методы и приё мы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково – исследовательская деятельность.
Материал и оборудование:
Изделия из стекла : вазочки, розеточки, салатницы, стаканы, бутылочки,
флакончики, пробирки, линзы для очков, термометры, лампочки, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы, мультимедийная установка.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя. Что вы видите?
Дети: Мы видим много разных предметов.
Воспитатель: Правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала.
Раздаётся стук в дверь, входит почтальон, здоровается и передаёт красивый конверт воспитателю. Воспитатель благодарит почтальона за письмо, открывает конверт и показывает детям красивую открытку, на которой написаны загадки.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки: (звучит спокойная музыка)
• Холод терпит, а палку нет.
• Что зимой дома мёрзнет, а на улице нет.
• Его не видишь, а потрогать можно.
• На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит, не льётся,
А ударишь - разобьётся.
• Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено.
Дети: Это стекло.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки, это стекло. А сейчас я предлагаю пройти всем в Музей стекла.
Воспитатель: Вот мы и в музее. Постарайтесь всё увидеть, узнать, чтоб другим, про музей рассказать.
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов.
Назовите их. Дети называют предметы, стоящие на столах.
Воспитатель: Вам нравятся эти предметы?
Дети: Да. Нравятся.
Воспитатель: Мне тоже понравилось в музее, понравились все предметы - они красивые, все блестят, разного цвета.
Воспитатель: Предметы разные по назначению. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению и т. д.
Воспитатель: Дети, а чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала они сделаны?
Дети: Все предметы сделаны из стекла.
Воспитатель: Правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы?
Дети: Стеклянные.
Воспитатель: Да, все эти предметы сделаны из одного и тоже материала - стекла, они стеклянные.
Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрите на экран, и вы увидите, и узнаете, как изобрели стекло. Стекло изобрели очень – очень давно, пять тысяч лет назад. Делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду (воспитатель показывает песок, золу, соду, добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер – стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльный пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру – стеклодуву пришла мысль : выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части и вот готово оконное стекло. Стекло для шкафов. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется - стекольный.
(воспитатель читает стихотворение)
«Какого только в мире нет стекла!
Стекольная промышленность – нам в помощь!
И разными бывают мастера,
И с ними не страшна любая полночь!
Ведь украшаем часто дом стеклом,
И даже обереги покупаем!
Разглядываем внешний мир в окно,
Его без стёкол мы не представляем»
Воспитатель: Дети, а сейчас потрудимся и мы с вами, поближе рассмотрим изделия из стекла. Проходите в нашу «мастерскую», усаживайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте ещё раз, какие изделия вы видели на выставке.
(звучит спокойная музыка.)
Дети, открывайте глаза, сегодня вы будете исследователями, вы будете определять свойства стекла. Посмотрите как много предметов у вас на столах. Как вы думаете, из какого материала они сделаны?
Дети: Из стекла.
Воспитатель: Возьмите в руки один предмет. Попытайтесь его согнуть. Получилось?
Дети: Нет, не получилось.
Воспитатель: Что можно сказать о стекле? Какое оно?
Дети: Не гнётся, стекло твёрдое.
Воспитатель: Правильно, стекло твёрдое.
Воспитатель: Дети, возьмите с подноса и положите в стакан пуговицу. Что вы видите в стакане?
Дети: В стакане мы видим пуговицу.
Воспитатель: Какого цвета пуговица? (ответы детей)
Воспитатель: Если в стакане вы видите пуговицу, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?
Дети: Прозрачное.
Воспитатель: И так, мы определили, что стекло, материал прозрачный. Как выдумаете, где используется это свойство стекла?
Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.
Воспитатель: Дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?
Дети: Нет, вода из стакана не вытекает.
Воспитатель: Вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое (дети повторяют это слово хором и индивидуально)
Воспитатель: Дети, проведите по стеклянным предметам рукой. Какое ещё свойство можно выделить у стекла?
Дети: - Стекло гладкое, (не гладкое, с бугорками, ребристое.
Воспитатель: Правильно, предметы, сделанные из стекла могут быть гладкими, а могут быт и шероховатыми.
Воспитатель: Дети, возьмите любой предмет и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?
Дети: Стекло холодное.
Воспитатель: Возьмите предмет, погладьте его рукой. Что можно сказать о стекле, какое оно?
Дети: Стекло скользкое.
Воспитатель: Дети, возьмите в руку стеклянный предмет и скажите лёгкий он?
Дети: Тяжёлый.
Воспитатель: Правильно, предметы, изготовленные из стекла – тяжёлые.
Воспитатель: Дети посмотрите у меня в руках стеклянная ёлочная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук. что с ней произойдёт?
Дети: Игрушка разобьётся.
Воспитатель: Правильно, игрушка разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться. Уронить игрушку?
Дети: нет, не надо её ронять, игрушка красива, блестящая, ей можно украсить новогоднюю ёлку, а она может разбиться. Воспитатель: Стеклянные предметы не прочные, легко бьются. Что можно сказать о стекле, какое оно?
Дети: Стекло бьётся. Оно хрупкое.
Воспитатель: Стеклянные предметы легко бьются, стекло хрупкое. Если стеклянный предмет случайно разбился, как надо убрать осколки?
Дети:
Воспитатель: Правильно осколки можно собрать с помощью веника, совка и на руки надеть перчатки, чтобы не пораниться.
Воспитатель: Дети, стеклянные предметы какого цвета могут быть?
Дети: Зелёного, жёлтого, красного и т. д.
Воспитатель: Да, стеклянные предметы бывают разного цвета. А сейчас возьмите карандаши и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите?
Дети: Мы слышали звон, мелодичный звук.
Воспитатель: Правильно. У стекла есть ещё одно свойство : если до него дотронуться, оно издаёт мелодичный звук, похожий на звучание металлофона.
Динамическая пауза «Отражение в стекле» (воспитатель показывает различные фигуры, дети, как отражение, повторяют их)
Воспитатель: Дети, сегодня мы на занятии познакомились со свойствами стекла. Давайте ещё раз назовём эти свойства.
Дети:
• Прозрачное
• Цветное
• Твёрдое
• Холодное
• Гладкое
• С бугорками
• Скользкое
• Хрупкое
• Тяжёлое
• Водонепроницаемое
Воспитатель: Дети, а сейчас в игру «Хорошо – плохо»
(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества)
Положительные: стеклянные предметы : красивые, прозрачные, блестящие. удобные в применении и т. д.
Отрицательные: стеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они могут разбиться, когда будешь убирать осколки - можно пораниться.
Воспитатель:
«Трудно мир представить без стекла!
Отрасль стекольная очень важна»
Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером, надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, поговорках, некоторые из них вы дети знаете. Вставайте в круг, передавая стеклянную вазу друг другу, будем говорить пословицы и поговорки о труде:
• У работающего в руках дело огнём горит.
• Труд кормит, а лень портит.
• Не сиди, сложа руки, и не будет скуки.
• Не хвались началом, по хвались концом.
• Дело мастера боится.
• Легко сломать, а трудно сделать.
• Не печь кормит, а руки.
• Не работы бойся, пусть она тебя боится.
• Делу - время, потехе час.
• Маленькое дело, лучше большого безделья.
Рефлексия
«Дерево творчества»
Воспитатель говорит детям, что занятие окончено и предлагает детям прикрепить на дерево листья, плоды или цветы.
Плоды – занятие прошло полезно, интересно.
Цветок – довольно не плохо.
Листья – понравилось на занятии не всё.
Воспитатель: Наше занятие окончено, я вижу вам понравилось на занятии, вы были активны, молодцы.
Вечером, когда придёте домой, расскажите своим родителям, друзьям о том, что вы сегодня увидели в музее, о свойствах стекла. А сейчас можете её раз рассмотреть изделия из стекла, потрогать их.