Лидия Мельник
Конспект ООД «В синем море волны плещут!»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в старшей группе по художественно-эстетическому развитию
Тема: «В синем море волны плещут!»
Цель – развитие навыков рисования пейзажа.
Задачи:
1. Формировать представление детей о пейзажной живописи;
Публикация «Конспект ООД „В синем море волны плещут!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
2. Формировать представление о многообразии изображений морских пейзажей, обратить внимание на детали, которые раскрывают характер моря (окружающий фон, цветовую гамму);
3. Формировать умение создавать морской пейзаж, изображая линию горизонта, и передавая все богатство цветов и оттенков неба и моря;
4. Формировать умение практически выполнить рисунок лишь в холодных тонах;
5. Развивать чувство цвета и композиции.
Материал и оборудование. Бумага формата А4, гуашь, кисти разной ширины, палитра, баночки с водой, репродукции картин.
Предварительная работа. Рассматривание картин И. К. Айвазовского, чтение стихотворений о море.
Ход ООД:
Воспитатель.
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Скажи, какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию – оранжевой,
Желтым одуванчик.
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем, какого цвета
Огромная планета!
Воспитатель. Прослушав это стихотворение, подумайте и скажите, о чем мы с вами будем сегодня на занятии разговаривать?
Ответы детей.
Воспитатель. Сегодня, мы с вами поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира и как с помощью цвета передать чувства. Мы сегодня с вами выясним – какие цвета относятся к теплым, а какие к холодным.
Воспитатель. История происхождения цвета существует с незапамятных времен. Вспомним старинную мексиканскую сказку, в которой говорится о том, что когда-то давным-давно мир был черно-белым. Лишь на закате и на рассвете появлялись оттенки серого, чтобы «черный цвет не переходил в белый слишком резко». В отсутствии цвета бесцветным становятся и человеческие эмоции, сны, мечты. Поэтому боги решили создать цвета, чтобы сделать мир более радостным для людей. И тогда они забрались на верхушку огромного дерева и щедро разбросали цвета повсюду. Все эти цвета были не похожи один на другой. Люди с благодарностью и восхищением приняли дар подлинного счастья, без которого жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным.
Воспитатель. Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей, например:
- зеленый цвет – вызывает покой, доброту, умиротворение, приятное настроение;
- желтый цвет – теплый, веселый, бодрящий, привлекательный;
- оранжевый цвет – радостный, добрый;
- красный цвет – цвет огня, жизни, согревает и одновременно устрашает, вызывает тревогу;
синий – вызывает чувство холода, тоски, серьезности, печали;
- фиолетовый – соединяет чувства синего и красного, полон жизни в то же время тоски;
- белый – символизирует свежесть, чистоту, молодость;
- черный – отсутствие цвета и света, недоброе, враждебное.
Воспитатель. Ребята, давайте представим себе летнее солнышко. Оно нас греет, и нам тепло.
- Каким цветом мы рисуем солнышко? (Ответы детей)
- Значит желтый цвет – теплый!
- А теперь представим костер или огонь. Он тоже греет. А каким мы цветом изображаем костер или огонь? (Ответы детей)
- Значит красный и оранжевый тоже теплые цвета!
- А вот если мы представим, что промокли под дождем, нам холодно. Каким цветом изображают капли дождя или тучу? (Ответы детей)
- Значит синий, фиолетовый холодные цвета!
- Итак, теплые цвета (желтый, красный, оранжевый) ассоциируются с теплом, а холодные цвета (голубой, синий, фиолетовый) ассоциируются с холодом!
Воспитатель. Ребята, я вам принесла сегодня интересные репродукции картин.
- Что вы здесь видите? (Дети перечисляют).
- А вы видели море? Где вы его видели? (Ответы детей).
- Можно море увидеть, если поехать в тот город или страну, где оно есть, а если нет такой возможности, то море можно увидеть по телевизору, на открытках, на иллюстрациях в книжках, на репродукциях картин. Например, на таких репродукциях, которые есть на нашей выставке.
Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли…
Воспитатель. Посмотрите, какое море бескрайнее, и какое оно разное. Где возникает тревога, а где чувствуешь себя спокойно? (Ответы детей)
- Какое время суток изображено? (Ответы детей)
- Есть ли на репродукциях луна, парусник, скалы, лодка, корабль? (Ответы детей)
- А почему от моря веет холодом? Какая цветовая гамма характерна для моря: теплая или холодная? (Ответы детей)
- Какие цвета и оттенки вы видите? Как можно получить цвет морской волны? (Ответы детей)
- А давайте мы попробуем оживить волны. Покажите, как они двигаются.
Дети исполняют небольшой пластический этюд, стараясь имитировать движение волн в разном состоянии.
- Ребята, пока мы с вами играли, у меня появилась идея. Давайте создадим свой маленький музей. Экспонаты морские у нас есть. Вот только не хватает картин морского пейзажа.
- Где же нам их взять? (Ответы детей).
- Вы же прекрасно сами рисуете, я думаю, вы сможете написать картины для нашего будущего музея.
Воспитатель. Как нарисовать небо в морском пейзаже?
Проведите линию, деля лист на две части: одна часть будет небом, другая морем. Эта линия станет линией горизонта. Возьмите белую и синюю гуашь, смешайте их так, чтобы получить голубой цвет желаемой интенсивности. Закрасьте небо, совершая горизонтальные движения кистью от одного края листа к другому. Для глубины цвета можно добавить немного фиолетовой краски.
Как нарисовать море в морском пейзаже?
Возьмите синюю краску и покройте ей нижнюю часть листа, двигая кисть от одного до другого края листа. Добавьте поверх синего слоя мазки-полосы зеленой и фиолетовой краски. Чем ближе к линии горизонта, тем море темнее. Брызги морской пены можно нарисовать в технике «набрызг». Детям всех возрастов очень нравиться работать в этой технике. Для такого рисования нам понадобиться кисть с очень жесткой щетиной. Возьмите кисть, обмакните в воду, а затем в белую краску. Указательным пальцем проведите по щетине. На бумаге окажутся белые мелкие брызги. Движение пальцем должно быть по направлению к себе, иначе брызги окажутся на художнике! Крупные «барашки» на волнах рисуем кистью с жесткой щетиной. Чем ближе к линии горизонта, тем мельче «барашки», и меньше расстояние между волнами.
Рисуем детали морского пейзажа
На линии горизонта черной или темно-синей краской нарисуем корабль или парусник, кто что захочет. Его форма может быть совершенно произвольной. Наш морской пейзаж полностью готов.
Воспитатель. Сегодня мы нарисовали очень красивые картины для нашего будущего музея.
- Какие цвета мы с вами использовали для рисования нашего морского пейзажа? (Ответы детей)
- Как еще можно назвать эти цвета? (Ответы детей)
- Молодцы ребята!