ТАТЬЯНА БОБИНА
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе «Лимонадная фабрика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Журавушка»
г. Ртищево Саратовской обл.
Конспект организованной образовательной деятель-ности в подготовительной к школе логопедической группе.
(познавательно – речевое развитие)
Воспитатель: Бобина Т. Ю. ,
Публикация «Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе „Лимонадная фабрика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лимон
- Лимонад. Готовим лимонад вместе с детьми
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель. Развитие речи в экспериментальной деятельности.
Задачи.
Образовательные. Обогащать представление о том, как делают лимонад, как получают сахар, систематизировать представления о свойствах воды и сахара, о характерных особенностях лимона и лимонной кислоты. Упраж-нять в составлении связных рассказов с использованием презентации, уп-ражнять в конструировании предложений. Закрепить умение подбирать прилагательные к существительному, упражнять в образовании однокоренных слов, продолжать учить делить слова на слоги. Определять количество и последовательность слогов в слове. Продолжать учить составлять звуковую модель слова, давать характеристику звукам. Упражнять в определении ударного гласного звука.
Продолжать знакомить с разными видами весов: чашечными весами, безменом. учить взвешивать. Упражнять в умении отмеривать нужный объем сыпучих и жидких веществ при помощи условной мерки.
Упражнять в определении объемных геометрических форм.
Развивающие. Развивать познавательный интерес у детей. Вызвать желание узнать, как получают те или иные продукты. Развивать интерес к экспериментальной деятельности, умение проводить опыты и эксперименты, соблюдая правила безопасности.
Развивать умение логически мыслить, делать выводы. Развивать монологическую речь у детей; грамматический строй речи, развивать фонематический слух, умение выделять звуки в словах.
Развивать интерес к художественной литературе, умение узнавать художественные произведения, называть авторов. Развивать интерес к самостоятельному чтению
Воспитательные.
Воспитывать чувство сопереживания литературным персонажам, желание помочь им. Воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни, умение заботиться о своем здоровье. Воспитывать умение работать в парах.
Работа по развитию речи.
Связная речь. Формулирование выводов. Составление рассказов о свойствах воды, о том, как получают сахар, составление описательного рассказа о лимоне.
Грамматический строй речи. Образование однокоренных слов от слова вода, слоговая структура слова.
Звуковая культура речи.
Составление звуковой модели слова, характеристика звуков. Определение ударного гласного звука.
Формирование словаря.
Упражнять в подборе прилагательных к слову вода.
Активизировать прилагательные, обозначающие свойства веществ и продуктов, их состояния: прозрачный, бесцветный, гигроскопичный; глаголы: плавится, кристаллизуется, испаряется, образуется, растворяет, выпаривают.
Активизировать слова: ингредиенты, лаборатория, рецепт, безмен, патока.
Предшествующая работа.
Знакомство с произведениями Корнея Чуковского; знакомство со свойствами воды, проведение экспериментов с водой. составление описательных рассказов о фруктах и овощах. Знакомство с производством пищевых продуктов. Знакомство с правилами безопасности при проведении опытов. Знакомство с продуктами, полезными для здоровья и не полезными. Знакомство с объемными геометрическими фигурами, измерительными приборами, измерение объема сыпучих веществ и жидкостей при помощи условной мерки. Деление слов на слоги, звуковой анализ слов, самостоятельное чтение.
Материалы.
Лаборатория, на каждого ребенка: большие и маленькие пластиковые прозрачные стаканы с кипяченой водой, по 2 блюдца, большие и маленькие ложечки, трубочки, обеденные салфетки, салфетки из ткани, дольки лимона, сахар песок и рафинад, увеличительные стекла, свекольный сок.
Чашечные весы, безмены, сахарный шар – паутинка, ложки с расплавленным сахаром, лимоны в кожуре и без кожуры. Ведерки с водой, мерные кружки. Мерные ложки, чашки с сахаром – песком, воронки, пустые пластиковые бутылочки. Емкости с водой с надписями: соль, йод. Песок, масло.
Кулинарная книга, презентация «Как получают сахар». Плоскостная капелька.
На каждого ребенка – листы с заданиями: «Определи количество слогов в слове», «Составь звуковую модель слова».
Посылка с шоколадом.
Содержание ООД.
- Ребята, из какого произведения эта иллюстрация? (Из произведения К. И. Чуковского «Доктор Айболит».
- Какие строки подходят?
- В Африке растут какао бобы, из которых получают шоколад. Сегодня я получила от доктора Айболита сообщение, что в Африке очень жарко, хочется пить не хватает витамина С, а он, как вы знаете, помогает при лечении многих болезней. Вот доктор Айболит и хочет поменять шоколад на витаминный напиток с витамином С. А в каких продуктах содержится витамин С? (В лимонах, в шиповнике, в апельсинах)
- Больше всего витамина С в лимонах. Какой освежающий напиток можно из них приготовить? (лимонад) – Слово лимонад произошло от слова лимон.
- Сможем ли мы помочь доктору Айболиту?
Дети. – Можно приготовить лимонад. Он хорошо утоляет жажду и в нем много витамина С.
- Кто знает, из каких продуктов делают лимонад? Открываем нашу поваренную книгу. (Из воды, лимонов и сахара).
Рецепт прост, мы даже можем открыть фабрику по производству лимонада, менять его на шоколад или продавать.
Но чтобы получить качественный продукт, нужно изучить свойства его ингредиентов. А где можно изучить их свойства? - Правильно, в нашей научной лаборатории. А поможет нам научный сотрудник, который там работает – Любознайкин.
Дети пришли в лабораторию.
Любознайкин. – здравствуйте, ребята! я очень рад вас видеть. Что вы хотите узнать? (Мы хотим узнать свойства воды, сахара и лимона. Мы хотим открыть фабрику по производству лимонада. Мы хотим поменяться с доктором Айболитом: мы ему отправим лимонад, а он нам – шоколад.
– Ну хорошо, я вам помогу. Проходите в лабораторию.
– как вы думаете, какой самый главный ингредиент? (вода)
- Почему? (Вода входит в состав почти всех блюд)
- А чем важна вода? (Без воды на могли бы жить все живые существа и растения, даже человек на % состоит из воды) – А какие свойства воды вам уже знакомы? (вода течет, испаряется, превращается в пар, на морозе она замерзает и превращается в лед. Из кристалликов льда образуются снежинки и снежные хлопья.
- А имеет ли вода форму?
Любознайкин. - Сейчас узнаем. Нальем воду в стакан в форме цилиндра. Какую форму приняла вода?
Дети: Форму цилиндра.
А теперь перельем в сосуд в виде шара. – Изменилась ли форма воды?
Дети. Теперь вода приняла форму шара.
Вывод. – сама вода не имеет формы.
- А имеет ли вода запах? Перед вами стаканчики с водой. понюхайте воду. Вода не имеет запаха. Добавим в воду щепотку ванилина. Что вы чувствуете? (вода пахнет ванилином) - в воде могут растворяться пахучие вещества и вода начинает пахнуть) Это свойство воды используется для приготовления многих блюд, для того чтобы у них был аппетитный запах.
- А имеет ли вода вкус? Попробуйте. А теперь добавим ложечку сахара и размешаем. – Куда делся сахар?
Дети - растворился.
- А какой вкус стал у воды?.(Дети пробуют воду. – сладкий)
- А теперь положим в стакан кусочек лимона. – Какой вкус приобрела вода?
Дети (Вода стала кисло – сладкой)
Какой вывод мы сделаем? (Вода приобретает вкус продукта, который положили в воду)
- А имеет ли вода цвет? А можно ли ее покрасить? Добавим в воду капельку сока граната. Какого цвета стала вода?
Иногда в блюдо добавляют красители, чтобы оно выглядело красиво, на-пример, в торты, в напитки. Искусственные красители не всегда безопасны для здоровья человека. А можно краску сделать из полезных продуктов. Блюдо получится красивым и не принесет вреда здоровью человека.
Любознайкин. - Вода – это хороший растворитель, поэтому в ней растворяются многие вещества и запахи. Но не все. Пока вас не было, я растворил в воде некоторые вещества. Давайте, посмотрим, что получилось.
Дети рассматривают стаканчики с надписями: соль, йод, масло, песок. Де-лают выводы: соль, йод растворились, масло, песок – нет.
Итак, какие свойства воды необходимо знать, чтобы использовать их для приготовления блюд?
(Вода – это жидкость без цвета, без запаха и без вкуса. Если в воду доба-вить краситель, она окрасится. В воде может растворяться соль, сахар, кислота и тогда вода становится сладкой, кислой, соленой или кисло – сладкой. Вода не имеет форму, но ее можно налить в любой сосуд и она принимает форму сосуда. Если в воде растворить пахучее вещество, вода приобретет запах. Вода утоляет жажду.)
Физминутка «Вода».
Игра с капелькой. «Кто больше подберет слов к слову «вода»? (живая, прозрачная, чистая, прохладная, студеная, горячая, ледяная).
Игра «Цепочка слов».Подбор однокоренных слов (водичка, водица, водяной, водолаз, водоем, водопровод, водоворот, водопад, водокачка, водный, водянистый, водолей, водянка)
Из каких слов образовались сложные слова водопад? Водоворот?
- А сейчас пора узнать о свойствах сахара.
- Кто знает, как получают сахар? Проходим в наш конференцзал. - Сахар получают из сахарной свеклы. Свеклу выращивают на полях, осенью ее убирают и отправляют на сахарный завод. Там ее моют, чистят. В специальной свеклорезке свеклу нарезают тонкой стружкой. Стружку смешивают с водой и получают сладкий свекольный сок. Его варят, получается патока. Воду выпаривают -, получается сахар. Его несколько раз чистят. И отправляют в магазины. Сахар бывает в виде песка и рафинад.
- Интересно, а сколько же весит один кусочек сахара?
Проходим в нашу лабораторию.
- Любознайкин, мы хотим узнать, сколько весит кусочек сахара.
Взвешивание кусочка сахара на весах.
Вывод. кусочек сахара весит 5 грамм.
Мы уже знаем, что сахар растворяется в воде. А какие еще свойства имеет сахар?
Любознайкин. – проведем такой опыт. капнем на блюдо немного подкра-шенной воды и положим на капельку воды кусочек сахара. Сахар окрасился. Почему?
Дети. – Сахар впитал воду.
Любознайкин. – Сахар гигроскопичен, он впитывает воду.
А еще сахар кристаллизуется. Если положить нитку в воду, в которой рас-творили много сахара, нитка как будто покрывается инеем, так как сахар кристаллизуется. (Показывает шар из засахаренных ниток, лопает шар внутри, каркас из ниток не теряет форму)
- Рассмотрите кристаллики сахара в увеличительное стекло. Какой они формы? А что будет, если их нагреть? Кристаллы сахара расплавятся, получится сахарный леденец. Из расплавленного сахара можно делать и сахарную вату.
У сахара есть много полезных свойств. Сахар – хороший консерватор, засахаренные фрукты и ягоды долго хранятся (показывает картинку или варенье) Им можно лечить ожоги и даже раны. Сахар улучшает память, если есть его в меру. А как вы думаете, что будет, если постоянно есть сладкое?
Дети. – могут заболеть зубы и т. д.
Перерыв.
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет
Но на вкус кислейший он
А зовут его…
– Кто хочет рассказать про лимоны? (Лимон – это тропический фрукт. Родина лимонов – Китай.
Рассмотрим лимоны в нашей лаборатории.
Лимон овальной формы, он покрыт кожурой ярко желтого цвета. Это душистый, сочный фрукт. Если лимон разрезать, можно увидеть, что он состоит из долек. Внутри косточки.
А сколько весит лимон? Его можно взвесить. (взвешивание лимона безме-ном).
Опустим лимон в сосуд с водой. утонул ли он? А теперь опустим в воду очищенный лимон. Как вы думаете, почему очищенный лимон тонет, а не-очищенный – нет? (В кожуре содержится воздух, он не дает лимону утонуть)
- Рассмотрим мякоть лимона под лупой. Что вы видите. Мякоть лимона похожа на маленькие зернышки, заполненные соком. Растворяется ли сок лимона в воде? - мы добавляли сок лимона в воду, и она стала кислой, значит сок лимона растворяется в воде.
Любознайкин. – лимон – хороший пятновыводитель. Если потереть кусочком лимона пятно, оно исчезнет.
(Ребенок оттирает пятно)
Подвижное упражнение «Будь внимательным» - определение ударного гласного звука.
Приступаем к изготовлению лимонада. Вот рецепт. Его нужно расшифро-вать. Нужно взять 12 кусочков лимона, 10 мерок сахара, 8 мерок воды. Все размешать и настоять. Можно покрасить наш лимонад смородиновым или гранатовым соком.
(дети делают лимонад)
- Теперь нужно, чтобы лимонад настоялся. А пока занимайте места за столом. Постарайтесь быть внимательными и правильно выполнить все задания.
Деление слов на слоги. (лимоны, сахар, сок)
Звуковой анализ слов (лимон, соль)
Лимонад готов. Разливаем его в бутылочки. – работа а парах. Скаладываем бутылочки в ящик.
В магазинах часто продаются газированные напитки. Как вы думаете, полезны ли они для нашего здоровья? Я хочу показать вам опыт на макете вулкана. Вы же знаете, что такое вулкан? (Это гора, в которой происходит извержение лавы) - Лава извергается, потому что под землей образуется много газа. Если соединить лимонную кислоту и соду, добавить немного воды, тоже получается много газа. Берем 2 пакетика, дети читают: сода, лимон. Смешиваем, насыпаем в кратер, добавляем воды. Видите, что получилось? Вот тоже самое происходит в наших желудках, когда мы пьем много газированных напитков. Какой вывод можно сделать? (Газированные напитки не полезны, даже вредны для нашего здоровья) Поэтому наш лимонад будет без газа.
- Как на настоящей лимонадной фабрике. Не хватает хорошей рекламы.
- Если у вас жаркая погода, и вы хотите пить, наш лимонад утолит вашу жажду! Наш лимонад витаминный, бодрящий, полезный, разноцветный, душистый и негазированный! Попробуйте наш лимонад – и у вас будет хорошее настроение!
Итог. Будем ли мы пить чай с шоколадом? (Мы помогли доктору Айболиту, сделали много вкусного лимонада. Теперь мы можем обменять его на шоколад)
А доктор Айболит прислал нам шоколад в обмен на лимонад. Анализ.