Марина Коришева
Конспект ООД в подготовительной группе «Путешествие по стране родной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в подготовительной к школе группе : «Путешествие по стране родной речи»
Цель – закрепление умения детей говорить без грамматических ошибок
Задачи.
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о единицах речи : предложение, слово, слог;
2. Совершенствовать навыки словоизменения;
3. Упражнять в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, в составлении предложений с этими существительными;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов;
5. Закрепление правильного употребления сочетания существительного и числительного в родительном падеже множественном числе;
6. Формирование умения составлять слова из слогов;
7. Закрепление правильного употребления сочетания существительных с притяжательными местоимениями, согласование их в роде и падеже;
8. Закрепление умение детей правильно употреблять пространственные предлоги.
Развивающие:
1. Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;
2. Развивать мышление, память, связную речь, воображение, внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать активность, самостоятельность;
2. Воспитывать уверенность в своих силах
3. Воспитывать умение работать в коллективе;
4. Воспитывать умение слушать, не перебивать взрослого.
Оборудование: оборудованный зал в виде тропинки по стране, три мешочка, предметы, обозначаемые существительным мужского, женского и среднего рода (чашка, блюдце, яблоко, чайник, грибок, ведро, апельсин, полотенце, груша, ложка, яйцо, вилка, поднос; слоги на А4; картинки с изображением предметов, обозначаемых несклоняемые имена существительные, иллюстрации к заданиям. Персонажи Крокодил Гена, Чебурашка. В конце занятия каждый ребенок получает подарок и грамоту.
Предварительная работа:
Просмотр м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка», работа по разделам грамматики в предыдущих группах, разучивание песни «Голубой вагон» из м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка».
Организационный момент:
Воспитатель приводит детей в специально оборудованный музыкальный зал.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие по стране нашей родной речи. Но прежде, давайте вспомним: «Что такое речь?» (способность говорить). Из чего состоит наша речь? (из слов, связанных в предложение). Как получаются предложения? (из звуков образуются слоги; слоги собираются в слова, а из слов получаются предложения). Молодцы, ребята! Ну что, готовы к сказочному путешествию?
В зал входит Чебурашка.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? Давайте поздороваемся с Чебурашкой.
Чебурашка:
- Здравствуйте, ребята! Я слышал, вы в путешествие собираетесь. Я тоже очень люблю путешествовать. Мы с крокодилом Геной часто путешествуем по разным странам.
Воспитатель:
- Ребята, вы хотите взять Чебурашку с собой в путешествие? Катя, спроси у Чебурашки, не хочет ли он с нами отправиться в путешествие? (если в предложении ребенок допускает ошибку, воспитатель просит его сказать правильно).
Чебурашка:
- Конечно хочу! А куда мы с вами отправимся?
Воспитатель:
- Мы с ребятами собрались в путешествие по стране родной речи.
Чебурашка:
- Я не слышал про такую страну, я плохо знаю родную речь.
Воспитатель:
- Не переживай, Чебурашка! В этой стране ты много узнаешь о родной речи, ведь мы с ребятами поможем тебе преодолеть все трудности. Ребята, вы поможете Чебурашке? Отлично. В стране родной речи нас ждут разные приключения: задорные игры, веселые песни, интересные встречи. Итак, ребята, давайте собираться в путешествие. Для этого нужно собрать необходимые вещи.
Игра «Три мешочка»
Цель - определении родовой принадлежности существительных.
Оборудование: три мешочка, предметы, обозначаемые существительным мужского, женского и среднего рода (чашка, блюдце, яблоко, чайник, грибок, ведро, апельсин, полотенце, груша, ложка, яйцо, вилка, поднос.
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите, у меня есть разные предметы на подносе. Предметы, про которые можно сказать «один» сложите в синий мешочек. Предметы, про которые можно сказать «одна» – в красный. Предметы, про которое можно сказать одно – в желтый мешочек. Посмотри, Чебурашка, как ребята сейчас быстро и правильно соберут три мешочка.
Таким образом, складываются в мешочек все предметы. Сначала «один», потом «одна», потом «одно».
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием, теперь можно отправляться в путешествие. Наш паровозик отправляется! (Воспроизводится аудиозапись «Паровозик»).
Музыка останавливается.
Воспитатель:
- Ребята, вот и первая остановка. Мы попали в поселок Слоговой. Посмотрите, нас встречает Крокодил Гена.
Крокодил Гена:
- Здравствуйте, ребята! (Крокодил Гена обращается к Чебурашке). Чебурашка, где ты был? Я тебя везде искал! Почему ты ушел, не предупредив меня? Я очень волновался!
Чебурашка:
- Не сердись, Гена. Просто я услышал, что ребята собираются в путешествие по стране родной речи, и мне очень захотелось отправиться с ними в путешествие, ведь я плохо знаю родную речь.
Воспитатель:
- Ребята, давайте попросим Крокодила Гену, чтобы он не сердился на Чебурашку и отпустил его с нами путешествовать дальше. (Дети просят Крокодила Гену).
Крокодил Гена:
- Ну хорошо, отпущу тебя, Чебурашка, но сначала помоги мне. Попросила меня старуха Шапокляк, чтобы я научил ее читать. Но вот какая незадача: налетел ветер-озорник и переставил все слоги в словах. Собери рассыпанные слова правильно, и тогда ты сможешь отправиться с ребятами дальше.
Игра «Рассыпанные слова»
Цель – составление слов из слогов.
Эти слоги - вот беда!
Разлетелись кто куда
Место слога отыщите,
Слоги в слово соберите.
Чтобы задание было легче выполнять, на доске есть картинки-подсказки.
Чебурашка:
- Какие непонятные слоги, и как составить из них слова, нет, не справиться мне с этим заданием.
Воспитатель:
- Ребята, давайте поможем Чебурашке собрать рассыпанные слова. Чебурашка читает слоги, а дети собирают их в слова.
Слоги: ли-на-ма, за-ро, ре-бе-за, па-воз-ро, на-ба-ны.
Воспитатель:
Молодцы, дети. А сейчас нам пора немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Всё умеем мы читать,
Но нам нужно отдыхать!
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Подтянитесь на носочках
Сколько раз?
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у нас!
Раз, два, три, четыре, пять –
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хлопаем руками!
Воспитатель:
Вот и силы к нам вернулись,
Отдохнули, улыбнулись!
Нам пора ехать дальше. До свидания, крокодил Гена!
Воспроизводится аудиозапись «Паровозик».
На пути у детей встречается пенёк, на котором лежит следующее задание.
Игра «Составь предложение»
Цель - упражнять детей в правильном употреблении несклоняемых имен существительных.
Материал: картинки с изображением предметов, обозначаемых несклоняемые имена существительные.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, что-то лежит на пеньке, давайте посмотрим. Ребята, посмотрите, что нарисовано на картинках (пальто, пианино, радио). Вы знаете, что в нашем родном языке есть слова, которые меняются в разных предложениях, например «щенок». Если их много, то скажем? «щенки» А если мы понесем им косточку, то кого мы будем кормить? (щенков). Каждый раз слово «щенок» звучит по-разному. Но есть волшебные слова, которые звучат одинаково в разных предложениях. Например, одно из таких слов – слово «пианино». Давайте придумаем про пианино разные предложения, но будем помнить, что слово это не должно меняться (Я играю на пианино. Мы купили пианино. У нас нет пианино.).
Чебурашка:
- Какие вы молодцы, ребята! Пора идти дальше. Но впереди болото, как же через него пройти? А вот сидит лягушка, давайте попросим у ней помощи. Она сможет перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: моя, мой, моё, мои?»
Цель – закрепление правильного употребления сочетания существительных с притяжательными местоимениями, согласовывать их в роде и падеже.
Материал – иллюстрации (чайник, стол, телефон, конструктор, кошка, ручка, чашка, ложка, часы, грабли, краски, ведро, кольцо, ухо).
Чебурашка:
- Ребята, вы такие молодцы! Все знаете, все умеете. Может и мне поможете выполнить задание? (Дети помогают Чебурашке).
Динамическая пауза «Кто скорее перейдёт через болото»
Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде даётся по две дощечки – мостики. Дети должны каждый, с помощью двух дощечек, перейти через болото, перекидывая дощечки и не наступая на болото.
Чебурашка:
- Молодцы, ребята, какие вы быстрые и ловкие! Едем скорее дальше.
Воспитатель предлагает детям спеть песню «Голубой вагон».
Остановка. На пути у детей встречается большой гриб, на котором лежат картинки.
Упражнение «Вставить нужный предлог, используя схему»
Цель – правильное употребление пространственных предлогов.
На картинках изображены нелепицы (ситуации, обусловленные предложениями с неправильным предлогом: люстра под столом, кошка в тарелке, мост под рекой, радуга на поле, машина над гаражом).
Дети рассматривают картинки, воспитатель читает предложения.
Люстра…столом
Кошка… тарелки
Мост… рекой
Радуга…полем
Машина… гараже
( предлоги: над, у, в).
Дети должны найти картинку, соответствующую предложению и исправить ошибку.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Ну, вот и все. Наше путешествие по стране родной речи подошло к концу. Вам понравилось путешествовать? Каждый из нас узнал что – то новое сегодня, и каждый показал свои знания и умения.
Чебурашка:
- Спасибо ребята, я многому научился у вас. Вы такие умные, ловкие, умелые. Я хочу вручить вам грамоты, а также небольшие подарки.
Дети благодарят Чебурашку.