гузь галина
Конспект ОД в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию «Традиции в моей семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, ее традициям.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представление детей о семье, родственных отношениях;
- Формирование представления о традициях казаков;
- уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений (каждый член семьи – личность, но всех объединяют общие дела, радости, семейные традиции);
Воспитательные :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
- формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи;
- воспитывать уважение к предкам;
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и способности (сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться, считаться с мнением других, дружелюбность);
- развитие творчества и содружества семьи и детского сада.
Предварительная работа:
- составление рассказов о своей семье;
- рисование портретов членов семьи;
- разучивание пословиц;
- рассматривание семейных альбомов;
- закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей;
- чтение стихов о семье.
Интеграция образовательных областей:
- познание;
- коммуникация;
- социализация;
- чтение художественной литературы.
Оборудование: посылка, сердце, картинки, мультимедийная презентация, каравай, соль, детские музыкальные инструменты, краски гуашь, кисти, банки с водой, салфетки, заготовки из соленого теста.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель : Ребята, посмотрите в окно. Что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель : А что вы можете сказать о погоде за окном?
Ответы детей.
Воспитатель : Да, к сожалению, сегодня пасмурно и хмуро. Но, несмотря на это у меня отличное настроение и я очень рада всех вас видеть. А какое настроение у вас?
Ответы детей.
Воспитатель : Все мы разные и у всех может быть разное настроение. Я предлагаю всем взяться за руки, крепко их друг другу сжать и поделиться друг с другом хорошим настроением. Желаю вам сохранить тепло ваших рук и улыбок на весь день!
Раздается звонок в дверь.
Воспитатель : Ребята, похоже, у нас гости с самого утра. Кто бы это мог быть?
Ответы детей.
Воспитатель : Сейчас проверим.
Входит в группу младший воспитатель и заносит посылочный ящик.
Воспитатель : Ребята, нам прислали посылку. Как вы думаете, от кого она и что в ней лежит?
Ответы детей.
Воспитатель : Хотите узнать?
Ответы детей.
Воспитатель : Давайте же, поскорей ее откроем.
(Воспитатель открывает посылку и достает из посылки сердце из гофрированной бумаги)
Воспитатель : Дети, что это?
Ответы детей.
Воспитатель : Какое красивое сердце – это для вас ребята. А что же здесь написано?
Воспитатель :
- Даша, будь умницей, я скоро за тобой приду.
Твоя мама.
- Ксюша, кушай хорошо, я переживаю.
Твоя бабушка.
- Артем, не обижай детей, слушайся.
Твой папа.
-Маша, на улицу одевайся теплее.
Твой дедушка.
Воспитатель : Ребята, вы догадались, от кого это сердце?
Ответы детей.
Воспитатель : А как вы думаете, почему ваши родные его вам прислали?
Ответы детей.
Воспитатель : Дело в том, ребята, что наши родные и близкие всегда переживают, волнуются за нас. Вот сейчас вы в детском саду, а ваши мамы, папы, бабушки и дедушки постоянно думают о вас и хотят, чтобы у вас было все хорошо. Догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
Ответы детей.
Воспитатель : Скажите мне дети, а что такое семья?
Ответы детей.
Воспитатель : Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, жалеют, сочувствуют, помогают, уважают друг друга, ласково говорят друг с другом. Какой должна быть семья?
Ответы детей. :
Воспитатель : Чем отличаются люди из разных семей?
Ответы детей. :
Воспитатель : У каждого из вас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть маленькие. И сегодня, мне очень хочется больше узнать о ваших семьях,
Посмотрите на экран.
На экране семейные фотографии детей группы.
Воспитатель : Ну что, узнали себя и своих родных? Расскажите о своих членах семьи.
Дети по желанию называют и показывают у экрана членов своих семей, их имена, место работы, любимые занятия.
Воспитатель : Здорово, а теперь обратите внимание на эти картины. Что вы на них видите?
(На экране 2 картины, с изображением современной и старинной семьи)
Ответы детей.
Воспитатель : Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга? (наводящими вопросами воспитатель помогает вывести ответы детей на понятия «современная семья», «старинная семья»).
Ответы детей.
Воспитатель : Почему вы решили, что это современная семья?
Ответы детей.
Воспитатель : Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину?
Ответы детей.
Воспитатель : Правильно, молодцы. Много есть пословиц о семье.
Одна пословица говорит: «Семья в куче – не страшна и туча». Как вы ее понимаете?
Ответы детей.
Воспитатель : А еще говорят: «Хорошая семья – традициями крепка».
Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье с давних пор были свои семейные правила-традиции. Наши с вами предки казаки тоже имели свои традиции. Всегда считалось, что если люди соблюдают традиции, их семьям не страшны любые беды
Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.
Дети рассматривают картинки.
Воспитатель показывает картинку «Хлеб-соль»
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какая казачья семейная традиция связана с этой картинкой?
Ответы детей.
Воспитатель выносит каравай с солонкой, угощает детей.
Воспитатель : Раньше дорогих гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.
Ребята, а как встречают гостей в ваших семьях?
Ответы детей.
Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.
Воспитатель : А какая казачья традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался?
Ответы детей.
Воспитатель : Есть такая старинная традиция : при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.
Показывает картинку с изображением младенца.
Воспитатель : А какая могла быть традиция казаков, связанная с ребёнком. Хотите узнать?
Ответы детей.
Воспитатель : Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться?
Ответы детей.
Воспитатель : Опуская предметы в воду приговаривали.
- Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло.
- Зерно - Будь всегда сыт.
- Монета - Будь всегда богат.
Воспитатель предлагает детям отпустить в тазик с водой предметы.
Далее воспитатель показывает картинку с изображением праздника. Воспитатель : Думаю, эту традицию вы сразу узнаете.
Ответы детей.
Воспитатель : Праздников у казаков проводилось много. Какие вы знаете казачьи праздники?
Ответы детей.
Воспитатель : Молодцы! Что казаки делали на праздниках?
Ответы детей. :
Воспитатель : Предлагаю поиграть в интересную казачью игру «Петушиный бой».
Физминутка.
Игра «Петушиный бой»
Дети парами встают вовнутрь обруча, руки за спиной. Подскакивая на одной ноге должны вытеснить соперника из круга.
Воспитатель : Молодцы, отдохнули и размялись.
А еще на праздниках люди играли на разных музыкальных инструментах, которые делали своими руками. Хотите и мы устроим настоящий оркестр?
Ответы детей.
Игра на музыкальных инструментах.
Воспитатель приглашает детей к столу с музыкальными инструментами.
Воспитатель : Выберите себе инструмент. Подойдите ко мне.
Вы – ансамбль народных инструментов, а я ваш руководитель. Мы будем играть на русских народных инструментах. Но чтобы у нас получилась красивая мелодия, необходимо смотреть на руководителя и выполнять следующие правила. Когда я покажу на задний ряд, играют дети на ложках, когда покажу на вас, ребята, начинаете играть вы, а дети с ложками - не играют. А вот, когда взмахну двумя руками, начинаем играть вместе. Сделаю круг в воздухе – игра закончилась. Понятны правила?
Дети играют на ложках, бубнах, свистульках.
Воспитатель. Замечательный оркестр у нас получился. Скажите, а в ваших семьях кто-нибудь играет на музыкальных инструментах. И на каких?
Ответы детей.
Воспитатель : А еще есть одна семейная традиция-отдыхать всем вместе. Хорошая традиция?
Ответы детей.
Воспитатель : Посмотрите на эти фотографии на экране. Вспомните и расскажите, как вы отдыхали всей семьей.
На экране фотографии семейного отдыха детей.
Ответы детей.
Воспитатель : Здорово, вы все молодцы! Ребята, все мы с вами тоже одна большая семья. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель : И у нас с вами тоже есть традиции, которые мы соблюдаем в детском саду в нашей группе. Вспомните и скажите, что это за традиции?
Ответы детей.
Воспитатель : А еще, ребята, раньше в каждом доме был оберег - в виде подковы (воспитатель показывает детям на интерактивной доске оберег - подкову).Что такое подкова?
Ответы детей.
Воспитатель : Правильно. А оберег – это предмет, который, как бы защищает нас и оберегает от разных бед. Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Да и сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.
Воспитатель предлагает сесть за стол. Показывает образец оберега (заготовки из соленого текста) и предлагает раскрасить подкову. Предлагаю украсить свои обереги - подковы на счастье в свой дом и подарить их вечером своим родным.
Рефлексия
Воспитатель : Здорово. Я надеюсь, что мы всегда их будем соблюдать.
Давайте еще раз вспомним,о чем же сегодня мы с вами говорили?
Ответы детей.
Воспитатель : Что такое семья?
Ответы детей.
Воспитатель : Что объединяет членов семьи?
Ответы детей.
Воспитатель : Что такое семейная традиция?
Ответы детей.
Воспитатель : О каких традициях вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель : Какая традиция вам нравится больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель : Вы, ребята, большие молодцы.