Светлана Лисицына
Конспект ОД с презентацией по речевому развитию «Путешествие в подводный мир» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД с презентацией по речевому развитию: «Путешествие в подводный мир» (старшая группа)
Цели и задачи:
Образовательные:
• расширять и углублять знания детей о морских обитателях;
• учить детей составлять рассказы на заданную тему, опираясь на схему;
• активизировать умственные способности детей, обогащать словарь;
Публикация «Конспект ОД с презентацией по речевому развитию „Путешествие в подводный мир“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
• развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
• развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
• развивать самостоятельность, активность детей;
• развивать общую и мелкую моторику: координацию движений, мелкую моторику рук;
• снимать мышечное напряжения, формировать правильную осанку;
Воспитательные:
• формировать бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование и материалы:
презентация, мнемотаблица, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, колонки, тазики, фартуки, клеёнки, полотенца, стеклянные камушки, вода, дельфин.
Предварительная работа:
просмотр фильмов, беседы, просмотр журналов, картинок, совместная деятельность воспитателя и детей по лепке и аппликации, отгадывание загадок, дидактические игры: “Золотая рыбка”, “Собери картинку”, малоподвижные игры: “Море волнуется”, “Земля, Вода, Воздух”, чтение рассказов и интересных фактов.
Ход занятия
2 слайд: фото (дельфин, запутавшийся в сетях)
В: Ребята, кто это?
Д: Дельфин.
В: Что с ним случилось?
Д: Запутался в сетях.
В: А мы можем ему помочь?
Д: Нет.
В: Почему?
Д: Потому что дельфин живёт в воде, а мы на суше.
В: Что же делать?
Д: Найти в подводном мире того, кто сможет.
В: А для этого нам нужно будет отправиться в подводный мир. На чём отправимся в путешествие?
Д: На батискафе.
В: Что это такое?
3 слайд: батискаф.
Д: Это металлическое сооружение; уменьшенная подводная лодка с окнами-иллюминаторами, которое используется для изучения подводного мира; в нём есть место для людей и необходимого оборудования.
В: В путь.
4 слайд: подводный мир (звучит шум моря, (загадка о медузе)
В: Вот мы и оказались в подводном мире. Посмотрите, какие тут необычные жители! Теперь нужно найти животное, которое нам поможет освободить дельфина. Подходим к нашим иллюминаторам (тазики с водой, опускаем руки).
Загадка:
В море зонтики плывут,
Куда волны их несут,
Обжигают как огонь,
Береги свою ладонь.
5 слайд: медуза
Пальчиковая аквагимнастика «Медуза» (Кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем.)
В: Что интересного знаем о медузах?
Д: Им миллионы лет, они старше динозавров. У них нет глаз. Щупальца медузы продолжают жалить, даже будучи отделены от тела. Могут светиться в темноте. Медузы способны клонировать себя. На 90% состоят из воды.
6 слайд (Медуза туритопсис нутрикула)
В: Медуза туритопсис нутрикула — единственное по-настоящему бессмертное живое существо на Земле. Когда её жизненный цикл проходит к концу, она опускается на дно и снова превращается в полип, а потом обратно в медузу. Если бы не естественные природные враги, эти медузы заполонили бы все моря и океаны.
В: Может нам помочь?
Д: Нет.
7 слайд фото подводный мир (загадка о морской звезде)
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
8 слайд: морская звезда
Пальчиковая аквагимнастика: «Морская звезда» (Кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.)
В: Что интересного знаем о морских звёздах?
Д: У звезд два желудка. Могут отрастить потерянную часть тела. У них отсутствует кровь, вместо неё циркулирует морская вода. На конечностях находятся глаза. Могут менять свой пол. Поедают себе подобных.
9 слайд: (медуза с 30 лучами)
В: В большинстве случаев эти создания обладают пятью лучами, хотя определенные виды могут иметь 3, 4, 6 и даже 50 лучей!
В: Может нам помочь?
Д: Нет.
10 слайд: фото подводный мир (загадка об акуле)
Глазастая, зубастая,
Хвостом виляет,
В океане промышляет.
11 слайд: акула
Пальчиковая аквагимнастика: «Акула» (Пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами).
В: Что интересного знаем об акулах?
Д: Акулы не имеют настоящих костей, у них хрящи. Кожа акулы на ощупь шершавая, как наждачная бумага, если погладить акулу «против шерсти», можно оцарапать руку до крови. Акула часто меняет зубы, срок их жизни — всего несколько недель. У большинства акул хорошее зрение. Акулы могут очень долго жить без еды. Большая белая акула может обходиться без пищи в течение 3 месяцев, а некоторые другие – в течение года. Некоторые акулы могут светиться! Взрослые представители самого маленького вида акул достигают длины 15-20 см и светятся в темноте. За это глубоководную рыбу ещё называют карликовой акулой — фонарём.
12 слайд: (яйца акулы)
В: Акулы откладывают небольшое количество крупных яиц, похожие на что угодно, только не на яйца. Некоторые из них украшены усиками, рожками и спиралями.
В: Может нам помочь?
Д: Нет.
13 слайд: фото подводный мир (загадка о ките)
Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба – кит.
14 слайд: кит
Пальчиковая аквагимнастика: «Рыба - кит» (Кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде)
В: Что интересного знаем о китах?
Д: Синие киты – самые крупные животные на планете, у них полностью отсутствуют зубы. Вынашивают своих детей около года. Умеют и главное любят петь. Самая короткая песенка кита длится около 6 минут. Но есть настоящие артисты, которые поют больше часа. Спят в вертикальном положении, медленно опускаются на дно. Бьются об него хвостом, всплывают делают вдох и продолжают спать. В среднем одна «фаза» такого сна длится 12 минут.
15 слайд (фонтан кита)
В: Киты умеют выпускать фонтан высотой до 6 метров.
В: Может нам помочь?
Д: Нет.
16 слайд: фото подводный мир (загадка о раках)
Вместо пальцев – ножницы,
Панцирь, вместо кожицы.
В мутной воде прячется
И все время пятится.
17 слайд: рак
Пальчиковая аквагимнастика «Рак» (Кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака.
В: Что интересного знаем о раках?
Д: Дышат через похожие на перья жабры. Выходят на охоту в ночное время суток. Они не допускают чужаков на свою территорию и будут вступать в конфликт с незваным гостем. Передвигаются они головой вперед. Ракообразные имеют голубую кровь. Время от времени они перерастают свой экзоскелет и сбрасывают его во время линьки. Твердая защитная оболочка раскалывается на спине и оттуда вылазит рак. Когда он теряет свой панцирь, он становится чрезвычайно уязвимым для любых хищников. Поэтому он ищет любое укромное местечко, где можно спрятаться. В этом убежище рак проводит около 7-8 дней до тех пор, пока у него не сформируется новый экзоскелет. Клешни рака способны оказать в десять раз большее давление при сжатии предметов, чем руки человека.
18 слайд (синий рак)
В: Ракообразные бываю синими, из – за мутации гена.
В: Может нам помочь?
Д: Да.
В: Как?
Д: У него сильные клешни, способные перебить сеть.
19слайд: (картинка дельфин в море)
В: Смотрите, рак уже освободил дельфина.
Пальчиковая аквагимнастика «Дельфин»: (И. П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
В: Что интересного знаете о дельфинах?
Д: Между собой дельфины разговаривают на своем языке. Общение у них происходит при помощи звуковых сигналов разной частоты, которые мы слышим как щёлканье. Способны задерживать дыхание до 7 минут. У дельфинов есть имена, также как у людей. Могут очень высоко выпрыгивать из воды. Дельфин спит наполовину — т. е у него один глаз спит, другой нет. Отличаются заботой о ближнем. Они никогда не бросят ослабевшего сородича. Будут стараться изо всех сил выкормить и выходить беднягу. Челюсти дельфина не приспособлены к жеванию, поэтому пойманную рыбу он глотает целиком.
В: Вы помогли спасти дельфина. Теперь пора возвращаться назад, закрываем глаза. (звучит шум моря, выносят дельфина). Посмотрите, кто вместе с нами попал в детский сад?
Д: Дельфин.
В: Но можно ли ему остаться?
Д: Нет.
В: Почему?
Д: Ему нужно вода.
В: Ребята, чтобы дельфин вернулся домой, нужно о нём рассказать, а для этого рассмотрим внимательно схему.
20 слайд: (схема описания)
В: Дельфины дикие животные. Они – не рыбы, а млекопитающие, живущие в воде, дышат воздухом и кормят детенышей своим молоком. Тело у них похоже на рыбье, но хвост расположен не вертикально, как у рыб, а горизонтально, Кожа водонепроницаемая, серо-голубого цвета. У дельфинов есть: голова (рострум, дыхало, глаза, туловище, хвост, плавники. Их детёнышей называют дельфинята. Любимое лакомство анчоусы. Между собой дельфины разговаривают на своем языке. Звуковые сигналы дельфинов мы слышим как щёлканье.
Д: Рассказы детей по схеме.
В: Мы рассказали о дельфине и теперь попробуем отправить его домой. Закроем глаза и представим, что наш дельфин в подводном мире. (Звучит шум моря)
21 слайд: (видео: дельфины в море)
В: Попрощаемся с дельфином.
Д: (машут рукой).
В: И нашим гостям мы тоже говорим до свидания!