Елена Ярыш
Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Опыты с воздушными шариками»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская
Возраст детей : 5-6 лет
Цель: Создать благоприятные условия познавательно-исследовательской деятельности
Задачи:
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
• развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Материалы:
Публикация «Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию „Опыты с воздушными шариками“» размещена в разделах
- Воздушные шарики
- Воздушный шарик. Опыты и эксперименты с шарами
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Надутые воздушные шары в корзине
• Воздушный шарик, наполненный водой
• Свечка
• Спички
• Апельсин
• Лимон
• Кусочки цедры лимона и апельсина
• мелкие кусочки бумаги
• Манная крупа
• Поднос
• Влажные салфетки
Ход ООД:
Воспитатель встречает детей с воздушным шариком в руках
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте с вами знакомиться. Меня зовут Елена Леонидовна. Передает шарик ребенку- он называет свое имя и передает шарик по кругу)
Вот мы с вами и познакомились, а помог нам в этом воздушный шарик! Ребята, а кто знает сколько лет воздушному шарику, сколько лет назад его придумали? (предположения детей)
Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру: вы будете говорить свои предположения и если будете близки к правильному ответу, то я буду говорить «горячо», а если далеки от правильного ответа- я буду говорить «Холодно» Согласны! Тогда начнем!
Игра «Холодно-горячо» (дети делают свои предположения передавая по кругу шарик)
Воспитатель: Ближе всего к правильному ответу был… Воздушному шарику 94 года. Его изобрел английский ученый и с тех пор воздушные шары пользуются большой популярностью во всем мире!
Ребята, а для чего нам нужны воздушные шары? (Высказывания детей)
Воспитатель: Вот сколько всего интересного можно делать с воздушными шариками! А еще, с помощью воздушных шариком мы можем узнать много интересного, проведя с ними несложные опыты. Вы хотели бы поэкспериментировать с воздушными шариками? (Ответы детей)
Дети и воспитатель подходят к столу, на котором стоит коробка с материалами, необходимыми для опытов, а рядом- корзина с шариками.
И так, для первого опыта нам понадобится свечка и спички.
(Воспитатель достает из коробки свечку, зажигает ее и ставит на стол. Достает из корзины воздушный шарик)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет с воздушным шариком, если подержать его над горящей свечей? (Предположения детей)
Воспитатель: А давайте проверим? Ребята, прикройте уши, чтобы не так громко был слышен хлопок шарика (Педагог подносит шарик к горящей свече- шарик лопается)
Ребята, вы были правы- наш шарик лопнул. А я предлагаю вам провести этот же опыт, только с другим шариком – вот с этим (воспитатель берет шарик, наполненный водой и держит его над свечкой – шарик не лопается)
Ребята, как вы думаете, почему этот шарик не лопнул, чем он отличается от предыдущего? (Дети рассматривают шарик, ощупывают его и высказывают свои предположения)
Воспитатель: Ребята, вы правильно заметили, что этот шарик наполнен водой. Секрет в том, что вода, находящаяся в шарике, "отбирает" все тепло свечи на себя, поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры и шарик остается целым!
Ребята, а при помощи чего еще можно лопнуть воздушный шарик? (Предположения детей)
Воспитатель: (достает из коробки апельсин) Ребята, как вы думаете, как лопнуть шарик при помощи апельсина? (Предположения детей)
Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. Я предлагаю вам прикрыть ушки ладошками (Воспитатель срезает с апельсина небольшой кусок цедры, а после выдавливает из нее немного жидкости. Результат опыта - громкий хлопок, шарик лопнул)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему шарик так отреагировал на сок апельсиновой корочки? (Предположения детей)
А как вы думаете, лопнет ли шарик от сока лимонной корочки? (Предположения детей)
Воспитатель: А давайте проверим, кто хочет повторить опыт? (Желающие дети проводят опыт, используя кусочки цедры лимона и апельсина)
Воспитатель: Ребята, дело в том, что в цедре цитрусовых в высокой концентрации содержится вещество (лимонен, которое, растворяет резину. В нашем воздушном шарике резина очень тоненькая, так как он растянулся от находящегося в нем воздуха и это самое вещество без труда растворило его стенку в результате чего воздушный шарик взорвался!
Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобятся воздушные шарики и маленькие кусочки бумаги. (воспитатель раздает детям шары и высыпает на стол конфетти) Ребята, попробуйте поднести шарики к бумаге и посмотрите, что происходит? (Высказывания детей) А теперь попробуйте потереть шарик о свои волосы, а затем поднесите их к кусочкам бумаги. (Дети проводят опыт)
Воспитатель: Ребята, что же произошло с нашими шариками? (Высказывания детей) Вы правы, шарики наэлектризовались и стали притягивать к себе кусочки бумаги. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, кристаллики соли, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.
Ребята, Хотите провести такой же опыт с солью? (Дети трут шарики о волосы, воспитатель выставляет поднос с солью и манной крупой. Дети проводят эксперимент)
Воспитатель: а теперь попробуйте прислонить шарики к стене, только не забудьте их сначала наэлектризовать! (Дети проводят опыт)
Воспитатель: Ребята, я вижу, что вам очень понравились эксперименты с шариками!
• Какой эксперимент вам понравился больше всего?
• А какой эксперимент вас удивил больше всего?
• А что вы сегодня открыли для себя нового?
• Какой опыт вам бы хотелось показать дома родителям?
• А о чем вы расскажите друзьям, когда вернетесь в группу?
• Какой эксперимент вы без труда покажете, вернувшись в группу?
Ребята, я очень рада, что оказалась в вашем детском саду. Мне очень понравилась встреча с вами. Вы такие активные, любознательные!
• Какой молодей был…. Он так здорово отвечал на мои вопросы!
• Очень внимательной и наблюдательной была!
• …. почти угадала, сколько лет воздушному шарику!
• Очень смелые …. они не побоялись повторить опыт с шариком и апельсиновой и лимонной коркой
А сейчас, ребята, вам пора возвращаться к себе в группу. Забирайте с собой шарики- покажете ребятам опыт с наэлектризованным шариком! До свидания!