Ольга Бебкевич
Конспект ОД с детьми средней группы с использованием головоломки «Осенний кубик» и схемы «Чум — жилище ненцев»
▼ Скачать
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием головоломки «Осенний кубик» и авторской схемы
«Чум – жилище ненцев»
Цель: развивать логическое мышление, внимание, воображение через игры-головоломки
Задачи:
Образовательные:
- дать детям определённый уровень знаний о Ямале; расширение кругозора детей о жизни народов Севера; совершенствовать умение конструировать с помощью игрового набора «Мир головоломок»
Развивающие:
Публикация «Конспект ОД с детьми средней группы с использованием головоломки „Осенний кубик“ и схемы „Чум — жилище ненцев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубики. Игры с кубиками
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
- развивать фантазию у детей, творческие способности, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, чувство уважения к коренным жителям Ямала, внимательное отношение к товарищам.
Материал: Макет чума, ненецкая кукла, головоломка «Осенний кубик», авторские карточки-схемы.
Словарная работа: чум – переносное жилище народов севера; конус – фигура треугольной формы, похожая на колпак; коренные жители; оленеводы; головоломка «Осенний кубик».
Предварительная работа:
Беседа о жизни и труде ненцев, чтение ненецких сказок, заучивание стихотворений, разучивание подвижных игр народов Севера, рассматривание изделий, орнаментов.
Содержание организованной деятельности.
Звучит ненецкая народная музыка. Дети заходят в группу и садятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашем крае.
- Как называется край, в котором мы с вами живем?
(Ямало-Ненецкий автономный округ)
А еще можно сказать, что мы живем на Ямале или на Крайнем Севере.
Слово «Ямал» означает: «Я» — земля, «мал» — край, Ямал – значит край земли, так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ»
Воспитатель: А знаете ли вы, какие народы живут на Ямале?
Ответы детей (ненцы, ханты, селькупы, коми, зыряне)
Воспитатель: Их называют коренные жители Ямала
- А знаете ли вы, чем занимаются коренные жители? (оленеводством)
- Если они занимались оленеводством, то они кто? (оленеводы)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Среди северных снегов
Стоит домик без углов (Чум)
Воспитатель: А что такое чум?
Дети: Это жилище ненцев.
Воспитатель: Правильно. А знаете, почему они живут в чумах? Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.
- А для чего это им необходимо делать?
Потому что коренные жители, как мы с вами говорили, занимаются оленеводством (пасут оленей). Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место, где поблизости есть вода, дрова и корм. За несколько часов чум можно разобрать, перевезти и снова собрать.
Воспитатель: Из чего сделан чум? Давайте рассмотрим (дети рассматривают чум)
Воспитатель: Чум, ребята, делается из жердей, расположенных по кругу и связанных между собой веревкой. Сверху чум покрывается оленьими шкурами. В центре жилища – железная печь. И чтобы было всегда тепло и уютно, огонь в печи стараются поддерживать постоянно. Зимой в нем тепло, а летом прохладно.
Воспитатель: А чем чум отличается от дома?
Дети: У дома углы прямые и 4 стены, крыша, а чум круглый и крыши нет.
Воспитатель: Правильно. На какую фигуру похож чум?
Дети: На конус – это фигура треугольной формы, похожая на колпак.
Физминутка «Чум» (В. Берестов)
Чум, чум, круглый дом. Побывайте в чуме том! (дети движутся по кругу)
Гости явятся едва-(останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота)
В печку прыгают дрова. Печка жарко топится (прыгают)
Угостить торопится (хлопают в ладоши)
Ладушки, ладушки. Круглые оладушки! (кружатся)
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла девочка Еля. Она живет в ненецкой деревне. В их деревне случилось несчастье, налетел сильный ураган и разнес все жилье.
Как вы думаете, можем ли мы как-нибудь им помочь? (да) Как? (построить новый чум)
А давайте поможем жителям деревни и построим для них много чумов.
Из чего мы можем построить чум? ( дети предлагают свои варианты: из конструктора, нарисовать, сшить)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам построить чум из головоломки «Осенний кубик» (дети берут наборы головоломки «Осенний кубик»). Достаньте детали головоломки, внимательно рассмотрите и скажите, на что похожи детали. Посчитайте, сколько деталей? Из чего сделаны, какие они? (ответы детей). Молодцы! Ребята, я хочу напомнить вам правила игры в головоломки : детали головоломок можно поворачивать, переворачивать и самое главное их можно плотно прикладывать друг к другу (дети повторяют правила)
Воспитатель: А чтобы приступить к постройке чума, что нам еще нужно, чего не хватает? (карточки-схемы). Правильно (дети берут схемы, рассматривают)
Воспитатель: Сколько деталей нужно использовать для постройки чума? (ответы детей). Приступаем к постройке чума (дети собирают чум, накладывая детали на схему).
А теперь усложняем задание и собираем чум на столе, рядом со схемой.
Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, жители ненецкой деревни вам очень благодарны за помощь, теперь у них есть новое жилье! Девочка Еля говорит вам большое спасибо и угощает ягодами.
Рефлексия: О чем мы с вами говорили? Для кого строили чум?
Молодцы! Большое всем спасибо. До свидания!