Эльвира Кисель
Конспект ООД «Путешествие в страну Гармония» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается просмотр организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе, образовательной области художественно - эстетическое развитие.
Тема: «Путешествие в город Гармония».
Интеграции образовательных областей: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект ООД „Путешествие в страну Гармония“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Виды детской деятельности: музыкально - художественная, игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы, творческая продуктивная, двигательная.
Цель: создание развивающей предметно - пространственной среды для художественно - эстетического развития детей.
Задачи:
• Закреплять знания детей о жанрах в музыке6 песня, танец, марш;
• Обучение умения различать музыкальные жанры, формы, высказываться о характере музыкальных произведений композиторов - классиков, отображать музыкальные впечатления через исполнение, слово, эмоции, рисование в нетрадиционной технике; экспериментировать с музыкальными звуками в игре на детских музыкальных инструментах;
• Развивать ритмический и интонационный слух, музыкальную память, танцевальное и песенное творчество: общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, эстетическое восприятие и эмоциональную отзывчивость, расширять словарный запас;
• Воспитывать музыкальную культуру.
Целевые ориентиры:
• ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, музыкально - художетсвенной деятельности. :
• ребенок обладает установкой положительного отношения у миру, другим людям и самому себе;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
• достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей:
• развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями:
• проявляет любознательность, обладает элементарными представлениями о музыке, проявляет желание узнавать новое:
• эмоционально отзывается на произведения народного и профессионального искусства.
Предварительная работа: слушание:
• слушали музыкальные произведения разных жанров отечественных и зарубежных композиторов, учились высказываться об их характере, настроении, различать форму; рассматривали иллюстрации, картины художников; читали художественную литературу «В мире музыкальных инструментов», беседовали о фрагменте «Вальс цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик», сюите «Пер Гюнт» Э. Грига; знакомились с видами оркестров, с тембровой окраской музыкальных инструментов в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева, закрепили знания о жанре, понятиях: мелодия, ноты, скрипичный ключ: разучили песню «Танец» музыка В. Благ, слова М. Везели: упражнение «Росинки музыка С. Майкапара; развивали творческие способности детей на занятиях в пении, в танцевально - ритмических движениях, в музыкально - дидактических играх: «Повтори ритм», «Марш, песня, танец», «Сочини музыкальную сказку», «Танцуем под музыку».
Предполагаемые результаты:
• проявление эмпатии, умение сопереживать и оказать помощь другим; проявление положительных эмоций; творческая активность, любознательность; коммуникация со сверстниками и взрослыми; исполнение песни без напряжения в голосе с чистой интонацией; совершенствование танцевальных движений: умение воспринимать музыку как средство эстетического и культурного воспитания.
Материалы и оборудование:
• Презентация, ИКТ, магнитофон, музыкальные инструменты, деревянные палочки; портреты композиторов: С. Майкапара, М. Глинки, Д. Кабалевского, В. Шаинского, И. С. Баха; картинки с изображением музыкальных инструментов, иллюстрации к игре "Угадай мелодию" : фланелеграфы, модули, деревянные фоторамки, манная крупа, цветной картон,маски насекомых, смайлики-эмоции на палочках.
Конспект ООД «Путешествие в город Гармония»
Ход:
Звучит "Вальс" А. Грибоедова, дети с воспитателем заходят в зал, останавливаются. Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Куда же мы попали? Здесь всё не так, как в нашей группе. Здесь всё необычно и так загадочно. Надо у кого-нибудь узнать, где мы?
Выходит фея Гармония (музыкальный руководитель)
Воспитатель: Здравствуйте, кто вы?
Гармония : Здравствуйте, я - Фея Гармония!- люблю порядок, стройность и красоту во всем! Живу я в чудесном городе, полном волшебных музыкальных звуков. А вы, ребята, где живете?
Дети отвечают: В городе Свободном.
Гармония : Я живу в необычном городе, он называется Гармония. Это музыкальный город, там живут музыкальные звуки. Все жители не умеют говорить, как вы,- они общаются с помощью музыкальных звуков. Хотите, я вас научу, как в нашем городе здороваются?
Дети: Да, хотим. (Дети встают полукругом)
Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»
Гармония поет : Здравствуйте, ребята!
Дети припевают: Здравствуйте!
Гармония с детьми : Вот мы ровно встали,
Руки «Здравствуйте» сказали. ( Отхлопывает ритм:I I П П I I П I)
Руки опустили, ноги «Здравствуйте» повторили. (Притопы)
Всем приветствие поем!
Динь - дон! Динь - дон! Динь - дон! Динь - дон! (по трезвучию С- dur)
Гармония : Улыбнитесь друг другу. Посмотрите, какие радостные лица наших гостей, им очень понравилось наше приветствие!
Гармония : Кто же жители моего города, отгадайте мою загадку.
Музыку не сочинишь,
Если их не пригласишь.
Семь всего лишь нот на свете,
Ты запомни ноты эти.
Долго в памяти носи:
Дети:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си! Слайд № 2 (Ноты на нотном стане)
Воспитатель: Фея Гармония, нам бы очень хотелось попасть в твой город.
Гармония : Я очень этому рада. (Встревожено) Ребята, сегодня я решила проверить: все ли в порядке в моем городе. И что же я обнаружила! Злой волшебник Диссонанс заколдовал мою любимую волшебную музыкальную шкатулку И теперь в моем городе музыкальный беспорядок. Никто не поет, не танцует. И мы, жители города, очень расстроились. Диссонанс оставил звуковое письмо (Диск вставляет в магнитофон)
Письмо: «Если вы, жители и гости города Гармония разгадаете все мои музыкальные загадки и хорошо справитесь со всеми заданиями, тогда вы сумеете найти шкатулку, А музыкальный город вновь наполнится музыкой. Диссонанс».
Гармония : Ребята, помогите жителям города победить злого Диссонанса.
Воспитатель: Как, ребята, надо выручать жителей города? ( Дети: Да). Но это ведь не так просто - услышать и понять музыку. Не испугаемся трудностей? ( Дети: Нет)
Слайд № 3
Гармония обращает внимание детей на экран : А поможет нам легенда о «Трёх китах». Древние люди думали, что Земля плоская, опорой для неё служат три кита. Композитор Дмитрий Кабалевский, используя эту легенду, писал, что вся музыка тоже держится на трех китах. Назовите их.
Дети: Песня, танец, марш.
Гармония : Согласны ли с композитором Кабалевским, об этом вы мне скажете в конце занятия.
Гармония показывает карту города: Посмотрите, мы с вами находимся на Проспекте Три кита. От него идут три улицы: Песня, Марш, Танец. А чтобы справиться с заданиями, выполним упражнение «Росинки»
Нота «До» ждет вас давным-давно.
Упражнение «Росинки».Муз. С. Майкапара.
( Дети с султанчиками выполняют упражнение: легкий бег, прыжки с выбрасыванием ног вперед.)
Гармония : Какое настроение у вас вызвала музыка? ( Ответы: радостное, бодрое, отличное, замечательное).
Гармония : Настроение у вас хорошее. Мы подошли к Оркестровой площади. Что такое оркестр?
Дети: Оркестр - это коллектив музыкантов, которые исполняют музыкальное произведение на разных музыкальных инструментах.
Гармония : Кто же исполняет музыкальное произведение?
Дети: Исполнитель, артист, музыкант.
Гармония : Кто же слушает оркестр?
Дети: Слушатели.
Гармония : Какие виды оркестров вы знаете?
Дети: Духовой, симфонический, эстрадный, русских народных инструментов.
Гармония : Злой волшебник Диссонанс перепутал все музыкальные инструменты. Есть пустые два домика (фланелеграфы). Нужно поселить жильцов – инструменты симфонического и духового оркестров.
Задание второе. Нота «Ре» ждет вас в домике на крыльце.
Музыкально - дидактическая игра «Выбери инструмент»
(Дети делятся на 2 команды, на столах лежат картинки с изображением музыкальных инструментов. Дети заполняют дома картинками).
Гармония : Назовите музыкальные инструменты симфонического оркестра, духового. (Дети называют инструменты) Гармония оценивает задание).
Гармония : Отдохнем немножко, Нота «Ми» нам машет из окошка. (Дети садятся на стульчики).
Гармония : По какой улице мы сейчас пойдем, вам подскажет музыка.
Дети слушают и называют: «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского из «Детского. Альбома» (Сдайд № 4. Портрет П. Чайковского и деревянных солдатиков).
Дети: По улице Марш. Потому что звучал марш.
Гармония : Верно. А почему марш, как вы догадались?
Дети: Характер музыки решительный, бравый, как будто идут игрушечные солдатики.
Гармония : Правильно. Музыка бодрая, четкая, решительная, под нее удобно шагать. В каких жизненных ситуациях звучит марш?
Дети: На параде солдат, на соревнованиях, марш спортсменов в походах. Гармония : В каком исполнении прозвучал марш Чайковского?
Дети: Симфонический оркестр.
Гармония : Назовите инструменты, которые удобны в боевом походе?
Дети: Труба, барабан, флейта.
Гармония : Какие музыкальные инструменты нам помогут передать игрушечный характер музыки?
Дети: Ударные инструменты. барабан, бубен, палочки, румба, кастаньеты.
Гармония : Сколько музыкальных частей в марше?
Дети: Три части.
Гармония : В каком характере мы будем шагать? ( Ответ: бодром, решительном). Покажите вашу музыкальность, осанку.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. Дети маршируют друг за другом, отбивая ритм на музыкальных инструментах (барабаны, деревянные палочки, бубны). Останавливаются, кладут инструменты.
Гармония : Мы подошли с вами к воротам Музыкального парка загадок. А они закрыты. Нота «Фа» мне подсказывает: замок можно открыть ключом, но его сломал злой волшебник Диссонанс на 4 части. Если вы отгадаете загадки и соберете ключ, замок откроется.
Воспитатель: Будем загадки отгадывать?
«Музыкальные загадки о жанрах»
Гармония : Отгадайте загадки, назовите, к каким жанрам относятся ваши отгадки.
Музыкальные загадки.
• Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто — (Песня)
• С тобой мы движемся по кругу,
И держишь ты меня за руку.
Но не устали мы нисколько,
Веселую танцуя… (Польку.)
• Бал! И музыка играет.
На танец даму кавалеры приглашают.
Французский танец движет силуэт,
А танец называем (Менуэт)
• Под музыку эту проводят парад.
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат (Марш)
Дети собирают картинку на оборотной стороне изображения ключа «Соль».
Гармония : Мы повторили жанры. И сложили правильно картинку.
Посмотрите. Вот ключ соль. Нотной азбуки король.
Музыкальный слух отличный. Ключ такой зовут…
Дети: Скрипичным!
Гармония : Молодцы! До встречи со мной вы уже слышали разную музыку? (Да, слышали). Кто же сочиняет музыку? (композиторы). Мы пройдем с вами по Аллее композиторов, чья музыка звучит в моем городе.
( Дети рассматривают и называют: П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, С. Майкапар, Д. Кабалевский, Э. Григ, И – С Бах, В. Шаинский).
Игра «Угадай мелодию и её настроение»
(Дети встают вокруг стола, на котором лежат смайлики. Слушают фрагменты: «Вальс - шутка» Д. Шостаковича,
«Менуэт» И- С. Баха, «В траве сидел кузнечик» В. Шаинского, «Рондо-марш» Д. Кабалевского, «Камаринская» П. Чайковского Называют произведение, композитора и показывают смайлики- эмоции).
Гармония : Продолжим дальше путь? И впереди улица «Пение». На нашем пути преграда - река Мелодия. Ребята, что такое понятие мелодия?
Дети: Мелодия - это напев или мотив.
Гармония : Правильно: И чтобы через речку Мелодия перейти, нужно спеть вокальную попевку.
Ноты «Соль: и «Ля» петь любят песни.
Что? Попробуем все вместе?
Игра - попевка «Вот такая чепуха» - с солистами и хором.
Дети переходят через мостик «массаж для стоп», садятся на стульчики «в лодочку». перед фортепиано.
На фортепиано Гармония видит записку от Диссонанса:
«Дальше вы не поплывете, если песню не споёте. Заменю я все слова. Можно песни петь на «ля»
Воспитатель: Выполним задание?
Гармония : Песня - это жанр в музыке? (Да). Почему вы так решили?
Дети: Потому что песня звучит везде, поют все, занимает большое место в музыке.
Гармония : Мы познакомимся с песней «Смешинки», музыка
(Дети говорят о характере и содержании песни, пропевают по цепочкам мелодию на слог «ля», показывают рукой музыкальные предложения,
Гармония : У вас есть любимые песни? (Дети называют).
Песня «Деревянные ложки». Муз. И сл. З. Рот (аккомпанемент на деревянных ложках).
Гармония : ребята, как ваше настроение? (Ответ). А чтобы стало еще лучше, выполним физкультминутку.
Физкультминутка.
(Дети встают в круг)
Слова: Что ты ждешь? Плясать пошли.
Эй, сапожки все в пыли.
Топ-топ. На каблучок.
Ай - да танец Казачок!
Слышится грустная мелодия.
Гармония : А теперь мы вышли на улицу «Танец»
Нота «Си» встречает нас. Очень грустно ей сейчас. Диссонанс и здесь навел тоску и грусть.
Воспитатель: Мы развеселим нотку «Си»?
Гармония : А какой танец мы выберем?
Дети: Полька, потому что она по характеру озорная, радостная, веселая.
Гармония : Что такое танец?
Дети: Танец - это искусство выразительных движений в определенном ритме.
Гармония : Полька Как народный танец был создан в Чехии. Танцующие пары двигались по кругу, делая легкие полушаги. Музыка имеет веселый, задорный характер. В середине 19 века полька становится популярным бальным танцем.
Ребенок:
Звонко музыка играет.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
Протяни друг другу руки
И на танец пригласи.
Дети парами танцуют «Озорную польку».
Гармония : Назовите, какие бальные танцы вы знаете?
Дети: Полонез, Вальс, Кадриль, Менуэт.
Звучит «Вальс цветов» из балета «щелкунчик» П. Чайковского.
Гармония : Что это: танец или марш? ( Ответ: Танец «Вальс»)
Гармония : Мы познакомимся с этим произведением. Музыку написал русский композитор П. Чайковский. Вальс в переводе с французского означает «кружиться с медленном темпе».
Гармония : Как вы узнали, что прозвучал вальс? (музыка плавная)
Гармония : Почему здесь возникает желание танцевать вальс, и не маршировать? В чем их отличие? ( Ответы: Хочется под музыку вальса кружиться. Музыка марша четка, у вальса - нежная, полетная).
О чем рассказывает «Вальс цветов»? (О цветах, о красоте природы.). Может ли художник отобразить настроение музыки, её красоту? Вашему творчеству поможет прекрасная музыка Петра Чайковского.
Натюрморт Цветы»
(Дети рисуют пальцем на стекле, присыпанном манной крупой. Так проявляется рисунок).
Гармония : Какой красивый вальс! Вам понравилось рисовать натюрморт?
Слышится музыка А. Лядова «Музыкальная табакерка», дети ищут шкатулку. (Музыка играет тихо - громко)
Гармония и дети находят шкатулку.
Гармония : Вы успешно справились со всеми моими заданиями! Всё потому, что были дружными и умными. Злые чары Диссонанса спали. Теперь в моем королевстве будет звучать музыка, и править Гармония, Жители благодарны вам. Спасибо.
Гармония : Ребята, вам понравилось в музыкальном городе? О чем мы говорили на протяжении всего занятия? (О Жанре). Что нового вы узнали? Какое задание было для вас трудным. Почему Дмитрий Кабалевский сказал, что три кита - это песня, марш и танец?
Дети: Песня, марш и танец сопровождают всю жизнь человека.
Гармония : Вам пора возвращаться в группу. Я же вам желаю всегда дружить и любить музыку.
Гармония пропевает : До свидания!
Дети пропевают: До свидания!
Под «Торжественный марш» Д Шостаковича дети выходят из зала.