Алла Кралевская
Конспект ООД «Поможем Федоре найти посуду»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Поможем Федоре найти посуду»
Образовательная область: Познавательное развитие
Форма проведения: Квест – игра
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Физическое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- «Федорино горе», Чуковский К.И.
- Темочки
Цель: Создание условий для развития познавательно - речевой деятельности детей, активизирование их умственных способностей, логического мышления.
Задачи:
1. Образовательные:
Закрепить знания детей о предметах ближайшего окружения; видовых, родовых названий посуды; истории возникновения посуды и процесса преобразования её человеком.
Формировать умение детей классифицировать посуду по назначению; умение узнавать посуду, сделанную из разного материала, определять её свойства; сравнивать два предмета, находить признаки сходства и различия.
Дать детям знания о меде и процессе лужения.
2. Развивающие
Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы, аргументируя свой ответ, умение составлять описательный рассказ.
Активизировать использование в речи сложноподчинённых предложений, определений.
Развивать логическое мышление, творческое воображение, умение изображать предметы посуды, используя невербальные средства выразительности.
Формировать самостоятельность, активность, умение оценивать правильность выполнения задания друг у друга.
3. Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к посуде.
Оборудование: Мультимедийное оборудование; план - схема путешествия; «остановки» : березка, лесная полянка, ёлка, пень, грибная полянка;5 конвертов с заданием, буквы Д, У, П, Л, О; д/игра «Путешествие по реке времени» (большие карты с изображением реки; набор маленьких карточек с изображением ложки, вилки, ножа, тарелки прошлого и нашего времени: каменная, деревянная, металлическая, современная); д/игра «Найди лишний предмет» (карточки с 4 полками, на каждой полке изображены 3 предмета посуды одного вида- кухонная, столовая, чайная, столовые приборы, а один предмет другого вида) ; кубик на гранях которого, нарисованы по два предмета посуды : тарелка мелкая и глубокая; кастрюля и сковорода; стакан и кружка; кухонный и столовый нож; чайник кухонный и заварочный чайник; две разные кружки; фломастеры, листы бумаги.
Ход ООД
Воспитатель: В круг скорее становитесь.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
И играть начнем.
Воспитатель: Ребята, кажется, к нам пожаловали гости. Узнали кто это?
На экране появляется грустная Федора.
Воспитатель: Да, это Федора, но почему – то очень грустная. Давайте послушаем, что с ней случилось.
Федора : «Ребята, у меня большое горе, я очень плохо обращалась со своей посудой и она от меня убежала. Посуда спряталась в лесу, а мне оставила карту, на которой указан путь, по которому ушла посуда. Но я ничего здесь не пойму помогите мне, пожалуйста, найти мою посуду. Обещаю, что я больше никогда не буду обижать свою посуду».
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Федоре, отыскать посуду? (да).
Воспитатель: Прежде чем отправиться в путь скажите что будет, если не станет посуды?
Примерные ответы детей:
-Человеку не из чего будет есть и пить.
-Человеку не в чем будет готовить пищу.
-Человеку не в чем будет хранить продукты.
Воспитатель: как вы думаете, почему про посуду говорят, что она рукотворная?
Ребё нок: Я думаю, потому что посуда сделана руками человека.
Воспитатель: Почему говорят, воды не боится?
Ребё нок: Потому, посуду можно мыть водой, от воды она не портится, значит, посуда воды не боится.
Воспитатель: Как вы считаете, а посуда может разбиться?
Дети: Я считаю, что не всякая посуда может разбиться, металлическая не бьётся.
Разбивается стеклянная, фарфоровая, пластмассовая посуда.
Воспитатель: Посуда очень нужна и важна для человека. И поэтому нам надо поторопиться и скорее найти место, где прячется посуда Федоры.
Давайте рассмотрим карту.
(карта появляется на экране, дети рассматривают её и определяют начало пути)
Стрелки показывают путь, по которому нам идти. На каждой остановке нам будут встречаться трудности в виде различных заданий. За каждое правильно выполненное задание, будем получать букву. Затем из букв нужно сложить слово и мы узнаем, где спряталась посуда.
(В группе сделаны 5 «остановок» : березка, лесная полянка, ёлка, пень, грибная полянка, на каждой конверт с заданием и буквой).
Посмотрите на карту, куда нам идти?
Дети: Стрелка показывает направо к берёзке.
Воспитатель: Вот и конверт, посмотрим, что нам нужно сделать. Итак, первое задание – рассказать об истории возникновения посуды. Для этого мы поиграем в игру «Путешествие по реке времени».
Воспитатель: Вам нужно рассказать об истории возникновения
посуды?
Игра «Путешествие по реке времени»
(дети на реке выкладывают этапы появления разной посуды)
Воспитатель: А теперь расскажите, о том какая же была посуда.
(Составление рассказа по цепочке)
Примерные рассказы детей:
1. У древних людей не было посуды. Тарелкой им служили листья, плоские камни, скорлупа больших орехов, вилкой - острая палочка или рогатина, ложкой - две палочки, ножом - острые камни.
2. Потом они сделали посуду из камня. Но каменная посуда была очень тяжелая и неудобная.
3. И тогда человек вырезал посуду из дерева и научился её украшать узорами. Но деревянная посуда часто ломалась и портилась от огня, воды и солнца.
4. Когда люди научились плавить металл, они сделали металлическую посуду. Она прочная - не ломается, не бьётся, выдерживает высокие температуры.
5. Современную посуду делают из разного материала. Она красивая и удобная.
Воспитатель: Вот, оказывается, сколько много подружек было у нашей посуды. А знаете ли вы, какой первый металл нашёл человек? Первым металлом, который нашёл человек в природе, была медь. Медь хорошо нагревалась, и из неё стали делать котлы, блюда, миски, кувшины. Но медная посуда имела неприятный и даже вредный привкус меди, поэтому эту посуду лудили, то есть покрывали оловом. Запомнили, из какого металла была сделана первая металлическая посуда?
Дети: Из меди.
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием и получаете первую букву (на экране появляется буква Д, дети называют её)
Воспитатель: Идём дальше, следующая остановка – лесная полянка.
(находят конверт с заданием и буквой).
Здесь игра «Найди лишний предмет». Ребята, как вы считаете на какие
группы по назначению можно разделить посуду?
Ребё нок: Я считаю, что её можно разделить на кухонную, столовую,
чайную и столовые приборы.
Воспитатель: Сейчас вам нужно на каждой полке с посудой, карточкой
закрыть лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Игра «Найди лишний предмет»
(дети садятся за столы, получают карточки, на которой нарисованы
4 полки с посудой)
Воспитатель: Какой лишний предмет на верхней полке?
Ребё нок: На верхней полке нет лишнего предмета, потому что кастрюля,
кухонный чайник, миска, сковорода - это кухонная посуда.
Воспитатель: Максим, посмотри на карточку Евы и скажи, правильно ли
она справилась с заданием. Какой лишний предмет у неё на нижней полке?
Ребё нок: На нижней полке у неё лишний половник, потому что он относится к кухонной посуде, а ложка, вилка и столовый нож - это столовые приборы.
Воспитатель: Какой предмет лишний на второй полке?
Ребё нок : на второй полке лишняя ложка, потому что ложка –столовый
прибор, а тарелка мелкая, тарелка глубокая и супница - это столовая посуда.
Воспитатель: Почему на третьей полке лишний дуршлак?
Ребё нок: Потому что он относится к кухонной посуде, а сахарница,
заварочный чайник, чашка с блюдцем чайная посуда.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием и заработали ещё одну
букву, какую? (на экране появляется буква У, дети её называют).
Посмотрите на карту, куда дальше нам идти. (к ёлочке)
(находят 3 конверт с заданием и буквой)
Воспитатель: чтобы получить букву вам нужно сравнить 2 предмета посуды.
Поможет нам в этом волшебный кубик. Надо его подбросить и сказать волшебные слова:
«Кубик, кубик покрутись и картинкой повернись»
Какая картинка будет наверху эти предметы и нужно сравнить. Вначале нужно назвать общие признаки, а потом различия.
Игра «Волшебный кубик»
(Например, выпала картинка кастрюля и сковорода. Кастрюля и сковорода – это кухонная посуда, в них готовят пищу, они металлические. У них есть стенки, дно. Кастрюля высокая, желтая, у неё 2 ручки, а сковорода низкая, черная, у неё одна длинная ручка. В кастрюле варят, на сковороде – жарят).
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились, посмотрим, какую букву вы заработали? (на экране появляется буква П, дети её называют)
Продолжаем наше путешествие, что нам нужно дальше найти, посмотрите на карту? (дети -пень)
(находят конверт с заданием и буквой).
Воспитатель: Здесь вас ждёт очень интересное задание - вам нужно превратиться в разную посуду.
Игра «Море волнуется» (игра повторяется 2 раза)
( Воспитатель произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура посуды на месте замри». Пока воспитатель говорит, дети произвольно двигаются. Как только воспитатель замолкает, дети должны замереть в какой-нибудь фигуре посуды. После этого воспитатель «оживляет»посуду).
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, кого она коснётся, та посуда оживёт и заговорит.
Ребё нок: Я – чашка
За ручку все меня берут
И из меня чай, кофе пьют.
( поза ребенка: приседает, одна рука на поясе)
Ребё нок: Ложку каждый уважает
Мною борщ и щи хлебают.
( поза ребенка: стоит, руки вверху, ладони сомкнуты над головой)
Ребё нок: Я чайник со свистком
Если чайник засвистел
Значит, чай уже вскипел
( поза ребенка:«надувает» живот, одна рук рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Воспитатель: Молодцы, замечательная у вас получилась посуда, и вы зарабатываете ещё одну букву
(на экране появляется буква Л, дети её называют)
Давайте посмотрим нашу карту, куда теперь нужно идти (дети – на грибную полянку)
(находят конверт с заданием и буквой)
Воспитатель: Вот и последнее задание – вам нужно нарисовать знаки, рассказывающие о правилах обращения с посудой.
Задание «Нарисуй знаки»
(дети рисуют знаки и рассказывают о них)
Воспитатель: А теперь покажите знаки и расскажите, какое правило обращения с посудой они обозначают.
Примерные ответы детей:
1. Этот знак говорит - каждый раз после еды нужно мыть посуду.
2. Посуду нужно аккуратно складывать в определённом месте.
3. Я придумала такой знак. Он означает, что горячую посуду нужно брать кухонными варежками или прихватками, чтобы не обжечься.
4. Посуда хрупкая и может разбиться, а осколками можно пораниться,
поэтому с посудой нужно обращаться осторожно.
5. Я нарисовал знак, который показывает - нельзя наливать в треснутую посуду горячее блюдо, потому что она может развалиться на части, а кипятком можно обвариться.
6. С ножом и вилкой нужно обращаться осторожно, чтобы не пораниться.
7. Нужно беречь посуду, потому что на её изготовление затрачивается труд
людей и она дорого стоит.
Воспитатель: Молодцы, вы придумали замечательные правила обращения
посудой.
Да, ребята с посудой нужно обращаться осторожно, её надо беречь и следить
за её состоянием.
(на экране появляется последняя буква О)
Воспитатель: ребята, мы выполнили все задания, теперь давайте из букв
составим слово и узнаем, куда же спряталась посуда.
Дети составляют слово ДУПЛО.
На экране появляется Федора, дети к ней обращаются.
Дети: Федора, мы узнали, где твоя посуда – она прячется в дупле.
Федора : Спасибо вам ребятки. Я навела порядок у себя в доме, и больше не буду грязнулей, с посудой я буду очень хорошо обращаться, буду любить её. А теперь побегу скорее, заберу домой свою посуду.
Воспитатель: Вот, ребята и закончилось наше путешествие.
- Скажите, какое доброе дело мы сегодня сделали?
-А, что нового узнали?
- Что интересного о посуде вы хотели бы рассказать дома?
- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
У вас сегодня всё получилось, потому что вы были дружными, внимательными и очень хотели помочь бабушке Федоре.