Алла Кайгородцева
Конспект ООД «Почему важно соблюдать правила дорожного движения. Нельзя играть рядом с проезжей частью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД «Почему важно соблюдать правила дорожного движения. Нельзя играть рядом с проезжей частью»
Задачи:
создать доброжелательную атмосферу в детском коллективе;
познакомить воспитанников с творчеством современных детских авторов;
убедить с помощью литературных произведений в необходимости соблюдать ПДД;
развить наблюдательность и внимательность на улице.
Публикация «Конспект ООД „Почему важно соблюдать правила дорожного движения, Нельзя играть рядом с проезжей частью“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Оборудование: фуражка инспектора ГИБДД; художественная литература по теме ПДД1; карточки с фо-тографиями видов транспорта, картинки с изображением детей, играющих у дороги, и последствий таких игр; набор для аппликаций или пазлы с изображением видов транспорта; контурные рисунки-раскраски.
Ход образовательной деятельности:
Вступительная часть
Входят Петя Осторожнов и инспектор ГИБДД Иван Васильевич Придорожнов – педагоги.
Петя Осторожнов: Привет, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Петя Осторожнов.
Я проживаю в настоящих «Правилах дорожного движения». Там, прячась между страниц, я прочитал много правил и сегодня расскажу вам о них. А вот мой взрослый друг – инспектор Иван Васильевич Придорожнов.
Иван Васильевич Придорожнов : Здравствуйте, ребята! Тема безопасности на проезжей части очень важна. Как только вы делаете шаг из дома – сразу оказываетесь на улице, где ездят самые разные легковые и грузовые машины. Ребя-та, назовите мне, какие виды транспорта вы знаете.
Дети отвечают и показывают карточки
с фотографиями разных видов транспорта.
Дидактическая игра
Иван Васильевич Придорожнов формирует две команды игроков. Команды за определенное время (например, за минуту) должны собрать из пазлов или деталей аппликации изображе-ние определенного вида транспорта. Например, первая команда собирает легковой автомо-биль, вторая – грузовой. Побеждает команда, которая первой успешно справится с заданием.
Основная часть
Петя Осторожнов:
Поезда, трамваи, троллейбусы, велосипеды, самокаты, роликовые конь-ки, скейтборды – это все средства передвижения. Их скорость выше ско-рости пешехода. Особенно быстро ездят автомобили и поезда. Там, где скорость, надо быть осторожным и внимательным и соблюдать прави-ла дорожного движения. Вот о них мы и поговорим.
1 Иванова Н. В, Арсенина Е. Н. Правила дорожного движения в сказках, стихах и загадках. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 77 с.
Петя Осторожнов читает стихотворение «Где машины, там опасно»
(автор этого и всех последующих стихотворений Н. Иванова).
Петя Осторожнов: Где машины, там тревоги, В мире множество дорожек!
Шум, опасность, суета. Есть проспекты и шоссе!
Тут порядки очень строги, Будь, дружочек, осторожен
Будем помнить их всегда. На проезжей полосе!
Угрожает всем дорога – Мы решительны, отважны,
И ребятам, и большим. Только будем твердо знать:
Ведь по ней несется много ПДД нам очень важно,
Нескончаемых машин! Очень нужно соблюдать!
Иван Васильевич Придорожнов : Ребята, я много путешествую и часто наблюдаю, как ваши ро-
весники играют в футбол рядом с проезжей частью. (Демонстрирует
картинку.) И вот после сильного удара мяч укатился прямо под коле-
са проезжающей фуры! Смелый форвард ринулся к дороге! Только ре-
акция водителя и вовремя сработавшие тормоза предотвратили беду –
ребенок остался цел. (Демонстрирует картинку.). Или, бывает, зимой
дети устроят горку над железнодорожными рельсами. (Демонстриру-
ет картинку.) Если снег хорошо накатан, санки, снегокаты и ледянки
промчатся далеко – прямо на рельсы, навстречу поезду (Демонстри-
рует картинку.)
Так делать, ребята, запрещено! Нельзя играть вблизи проезжей части, ав-
томобильных и железных дорог. Играть нужно на детской площадке.
Петя Осторожнов: Я вот, ребята, никогда не играю в мяч вблизи дороги, не катаюсь там с гор-
ки. А чтобы вы запомнили это правило, прочитаю вам стихотворение.
Петя Осторожнов читает стихотворение «Не играем у проезжей части!»
Петя Осторожнов: Где машины мчатся близко, У шоссе устроил прятки?
Забываем об игре. Мяч гоняешь? Ты не прав!
Твердо знаем – меньше риска Есть полянки и площадки
В сквере, парке, во дворе! Для футбола и забав!
Снежной зимнею порою Знай, закон повсюду строг!
Съехать с горки не спешим. Не играй вблизи дорог!
Убедимся – под горою Чтобы не было несчастья,
Нет дороги, нет машин. Не шути с проезжей частью!
Иван Васильевич Придорожнов : Спасибо, Петя. Теперь ребята запомнят, что нельзя играть у дороги.
Знакомство с новыми словами по теме
Иван Васильевич Придорожнов показывает картинки и объясняет значение слов, которые ис-пользуются в ПДД: встречная полоса, путевой обходчик, железнодорожный путь, шлагбаум, ДТП.
Заключительная часть
Иван Васильевич Придорожнов спрашивает дошкольников,
о чем они узнали на занятии.
Вопросы для обсуждения:
К чему может привести игра возле автомобильной или железнодорожной дороги?
Какие правила поведения на улице вам известны? Вы их соблюдаете?
Рефлексия
Иван Васильевич Придорожнов раздает детям для раскрашивания контурные рисунки по те-ме занятия. Раскраски помогут закрепить полученную информацию.
Приложение 2
Конспект ООД «Наш друг светофор. Пешеходные переходы
(по земле, над землей, под землей). Знаки дорожного движения»
Задачи:
развить наблюдательность, умение ориентироваться на улице с помощью дорожных указателей и знаков;
закрепить правила безопасного поведения на дороге с помощью произведений современных авторов;
закрепить умение работать в коллективе, совершать последовательные действия, выполнять постав-ленную педагогом задачу, пополнить словарный запас.
Оборудование: художественная литература по теме ПДД; макет светофора; игрушечный транспорт,
игровой «дорожный коврик»; картинки с изображением знаков дорожного движения и переходов; мате-риалы для коллективной поделки «Светофор» (плотный картон, бумага темного цвета, ножницы, кисточка, клей ПВА, девять металлических крышек от баночек с детским питанием, обрезок трубки из пластика, никеля, дерева либо плотного картона; крепления; металлическая или пластиковая крышка для подстав-ки, светоотражающая клеящаяся пленка белого, красного, желтого, зеленого цветов или цветная бумага).
Ход образовательной деятельности:
Вступительная часть
Входят Петя Осторожнов и инспектор ГИБДД Иван Васильевич Придорожнов.
Петя Осторожнов:
Привет, ребята! На прошлом занятии вы узнали, как это опасно – оказать-
ся на проезжей части. Но вы не бойтесь. Спешу вас обрадовать: у вас есть
надежные друзья и помощники. Один из них – светофор. Кто из вас ви-
дел светофор? Как он выглядит? (Дети отвечают.)
Если светофор зажигает зеленый огонек и горит спокойно – можно пе-
реходить дорогу. Но перед этим нужно обязательно посмотреть нале-
во и направо, и не один раз! Вдруг водитель не успел затормозить!
Если зеленый огонек замигал – это предупреждение: скоро светофор заж
жет красный, и через переход поедут машины. На мигающий зеленый не
нужно переходить проезжую часть. Но если зеленый огонек замигал в тот
момент, когда вы уже переходили дорогу, нужно поспешить. Этот огонек
как бы говорит: «Внимание, вот-вот могут помчаться машины!».
Зеленый сигнал для пешехода часто высвечивает фигурку шагающего
человечка, а красный – человечка, стоящего «как вкопанный».
Иван Васильевич Придорожнов : Молодец, Петя. Ты все верно рассказал о светофоре. Само сло-во «светофор», ребята, состоит из двух частей – русского слова «свет» и греческого слова «форос» – несущий. Значит, светофор – это несущий свет. Первый светофор был установлен почти 150 лет назад, в 1868 году. Появился он в Лондоне. Конечно, автоматики тогда не было, электриче-ства тоже. Переключали цветные газовые фонари вручную специальные полицейские. С тех пор светофоры совершенствовались, но во все вре-мена остаются самыми надежными друзьями пешехода.
Петя Осторожнов читает стихотворение «Светофор»
(автор этого и всех последующих стихотворений Н. Иванова).
Петя Осторожнов: Светит маленьким и взрослым
Работяга-светофор,
Переход и перекресток
Охраняя с давних пор!
Светофор, надежный друг,
Зажигай зеленый круг!
С ним свободен переход –
Знает каждый пешеход!
Иван Васильевич Придорожнов : Ребята, а какие еще помощники есть у пешеходов на дороге? (Дети отвечают.) Верно, безопасно переходить дорогу помогают све-тофор, пешеходные переходы и дорожные знаки. Сегодня мы узнаем, как ими пользоваться.
Основная часть
Иван Васильевич Придорожнов : Итак, светофор подает пешеходам и водителям машин цвето-вые сигналы, которые имеют каждый свое значение. Если светофор сиг-нализирует красным цветом, он говорит: «Стой, будь осторожен!» Желтый цвет означает: «Внимание, не отвлекайся!» – и горит не более одной се-кунды. Загорелся зеленый – значит, путь свободен. Ты в безопасности и можешь спокойно переходить через проезжую часть дороги. Разумеется, делать это нужно в том месте, где стоит светофор. Обычно для машин устанавливают трехцветный светофор, для пешеходов – двухцветный, красно-зеленый. А теперь давайте поговорим о пешеходных переходах.
Петя Осторожнов читает стихотворение «Зебра и лошадка».
Петя Осторожнов: В машине много массы Железная «лошадка»
И лошадиных сил. Должна послушно встать,
Но зебру к шумным трассам Чтоб маме и ребяткам
Художник пригласил. По «зебре» прошагать!
Полоски переходов Но все же не мешает
Он с зебры срисовал. Смотреть по сторонам.
А после пешеходов «Лошадки» нарушают
К тем линиям позвал. Порядок тут и там!
Иван Васильевич Придорожнов : Пешеходный переход располагается поперек проезжей части
и обозначается специальной разметкой в виде белых полос – зеброй. Она указывает пешеходу путь, по которому он по сигналу светофора может перейти на другую сторону дороги. Если возле зебры нет свето-фора, машины сами уступают дорогу пешеходу. Но в этом случае надо быть особенно осторожными, потому что водители не всегда могут за-метить пешехода. Вблизи школ, детских садов пешеходный переход не-редко оборудуют «лежачим полицейским» – специальным выступом на дороге, который вынуждает водителей снизить скорость. Давайте рассмо-трим переходы. Они бывают разные: наземные, подземные и надземные.
Знакомство с новыми словами и дорожными знаками по теме
Иван Васильевич Придорожнов объясняет значение слов, которые используются в ПДД (маги-страль, наземный, подземный и надземный пешеходные переходы) и демонстрирует изобра-жение дорожных знаков и разных видов переходов.
Петя Осторожнов: Ребята, давайте, повторим, какие бывают переходы и как они обознача-
ются, прочитаем вместе стихотворение:
Вот наземный переход Вдруг пошли ступеньки вверх,
Он заметный, броский! В новом переходе.
Приглашают нас вперед Он надземный, значит, всех
Белые полоски! По мосту проводит.
Дальше лесенка ведет Переходы, переходы!
Вниз, через туннели. Тут шагают пешеходы
Там подземный переход Сверху, снизу, по земле!
Провести сумели! И смелей, и веселей!
Дидактическая игра
Петя Осторожнов раздает детям карточки с изображением дорожных знаков и разных видов пешеходных переходов. Дети внимательно рассматривают дорожные знаки на карточках и опре-деляют, какой из них обозначает: наземный переход, надземный переход, подземный переход. Иван Васильевич Придорожнов : Друзья, сегодня вы узнали, что на проезжей части, кроме све-тофора и зебры, есть и другие помощники. Это дорожные знаки. Они являются средством безопасности дорожного движения и представля-ют собой простые, наглядные графические рисунки. Первые дорожные знаки были утверждены более ста лет назад, в 1909 году. Произошло это на Международной конференции автомобилистов. К началу двадцатого века, когда во многих странах автомобилей становилось все больше, по-явилась потребность выработать общие знаки предупреждения на ав-тодороге. Среди государств, принимающих проекты знаков, была тогда
Петя Осторожнов:
и Российская империя. С тех пор дорожные знаки изменились и допол-
нились новыми рисунками. Про самые главные и важные для вас знаки
расскажет Петя Осторожнов.
Да, я хорошо знаю несколько дорожных знаков, и они мне всегда помо-
гают на проезжей части.
Петя Осторожнов рассказывает детям про знаки «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Внимание», запрещающий знак и демонстрирует их изображения. Затем задает им вопросы.
Вопросы Пети Осторожнова:
Какое большое и важное дело выполняют дорожные знаки?
Какие еще знаки дорожного движения вам известны? Можете объяснить их значение?
Дети отвечают на вопросы Пети Осторожнова.
Петя Осторожнов:
Молодцы, ребята, спасибо. Существует еще много других интересных дорожных знаков. А на территории Санкт-Петербургского Эрмитажа, и только там, есть дорожный знак : «Осторожно, кошки!» Он появился, по-тому что кошки играют особую роль в жизни Эрмитажа: они спасают многочисленные экспонаты от грызунов. Кошек в музее любят и бере-гут от всего, в том числе от транспорта.
Практическая коллективная деятельность: поделка «Светофор»
Дети и педагоги совместно придумывают эскиз поделки. Педагог мастерит корпус будуще-го светофора: обклеивает черной бумагой; прикрепляет корпус к подставке. Дети по шабло-ну обводят на обратной стороне пленки – бумажной подкладке – кружки, затем вырезают их, наклеивают внутрь крышек. Затем с помощью клея к готовому корпусу приклеивают са-ми крышки. Таким образом, на одной стороне корпуса «загорается красный огонек», на дру-гой – «желтый», на третьей – «зеленый».
Дети рассматривают готовую поделку, обмениваются впечатлениями.
Настольная сюжетная игра «Красный, желтый, зеленый»
Педагоги создают имитацию уличного движения, используют для этого игрушечный транспорт, изображения дорожных знаков, новую поделку «Светофор», кукол, кукольный домик; обозна-чают проезжую часть дороги и пешеходную зону, наземный переход. При помощи считалки дети выбирают дорожного инспектора, который будет регулировать уличное движение с по-мощью поделки-светофора. Задача игроков – пешеходов и водителей – внимательно следить за ситуацией на дороге и не нарушать правила. При повторении игры дети меняются роля-ми, выбирают нового дорожного инспектора.
Заключительная часть
Иван Васильевич Придорожнов спрашивает дошкольников:
Что они делали на занятии?
Какие новые слова и словосочетания запомнили (магистраль, наземные, надземные и подземные пешеходные переходы, дорожные знаки, инспектор ГИБДД?
Что узнали (как правильно переходить дорогу, какие бывают переходы, как они обозначаются на до-рожных знаках, какие дорожные знаки размещают возле детского сада и школ?