Эмилия
Конспект ОД по звуковой культуре речи Учимся правильно произносить звук [Ж] в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Виды детской деятельности: Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы.
Цель:
- Закреплять правильное произношение детьми шипящих звуков «ж» в словах.
- Учить различать этот звук на слух, внятно выговаривать слова и фразы с ним при произношении с различной громкостью (фонематический слух).
- Совершенствовать отчётливое произношение слов с данным звуком.
Публикация «Конспект ОД по звуковой культуре речи Учимся правильно произносить звук [Ж] в средней группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Дидактический материал: фланелеграф, предметные картинки (жук, жираф, кружок, игрушки: медвежонок, ёж, жеребёнок, собака, кубик.
Ход занятия:
1. – Дети, я шла сегодня в детский сад и встретила почтальона, он передал мне вот этот конверт. Вы хотите узнать, что в этом конверте?
- Да.
- Ой, ребята, здесь нарисованы лица детей. Наши гости, наверное, хотели бы знать, что изображено на лицах, мы им сейчас расскажем об этом.
- Итак,
1) Это лицо мальчика. А что у него на лице, Катя?
- У него на лице глаза, нос, губы.
2) - Молодец. А вот лицо другого мальчика. Что изображено у него на лице, Аня?
- Рот открыт, за губами зубы.
3) - Умница, правильно. А что изображено на лице этого мальчика, Даня?
- Это язычок, а рот это домик для язычка.
- Верно, молодец.
2. – Сидел Язычок в домике, слышит: кот-то поё т незнакомую песенку: ж-ж-ж. «Я не умею так петь, - огорчился Язычок – я знаю песенку листьев, гуся, змеи». Я что это за песенка, напомни мне, Алёша?
- ш-ш-ш.
- «Но эта песенка не такая звонкая: ш-ш-ш». Дети, помогите своим язычком, спойте звонкую песенку: ж-ж-ж. Давайте послушаем, получится ли звонкая песенка у Тани.
- ж-ж-ж.
- Да, получилась, молодец, Таня. А у Кирилла?
- ж-ж-ж.
- Умница. А у Алёши?
- ж-ж-ж.
- Хорошо, и у тебя получилась. «Ж-ж-ж» – это песня жука, она поётся также как песня «Ш-ш-ш», но только звонко, с голосом. Песню «Ж-ж-ж» поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Песня поётся уже в горлышке, Миша?
- Да.
- А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню гуся. Поёт горлышко, Карина?
- Нет.
- Давайте поучим песню жука. Откройте рот, Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Хорошо, закройте рот. Отдохните немножко. Давайте повторим. Как только язычок спрячется далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь «Ж-ж-ж». Сначала произнесём все вместе : «Ж-ж-ж». Молодцы. А теперь Алёша.
- Ж-ж-ж.
- Молодец. Теперь Миша.
- Ж-ж-ж.
- Умница.
- Теперь споём все вместе песню маленького жука и большого жука. Как будем петь песню маленького жука, Аня?
- Тихо.
- Молодец. А песню большого жука, Костя?
- Громко.
- Конечно. Молодцы.
- Гриша, спой песню маленького жука.
- ж-ж-ж.
- Хорошо, а Соня спой песню большого жука.
- Ж-Ж-Ж.
- Замечательно. Очень хорошо пели.
3. А сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».
Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.
Итак, начали:
1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).
2) Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).
3) И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по… (животикам).
4) Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало… (жарко).
5) А рядом бегемотики
Схватились за (животики).
Молодцы, хорошо справились с заданием.
4. Сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Жуки».
«Из леса к нам прилетели жуки и жужжжат ( дети вместе с воспитателем вытянули руки в стороны и долго тянут: ж-ж-;)/ Устали жуки и сели отдохнуть на листочек (дети опускаются на корточки). Посидели жуки, отдохнули и опять полетели в лес. Зажужжали сначала громко, затем всё тише и тише и совсем улетели(2р.)
Улетели жуки, но оставили свою «песенку» в словах:
5. (Фланелеграф с картинками, в которых есть звук «ж»).
Жжжук, кружжжок, жжжираф. Послушайте ещё раз, как поёт жук в этих словах, и попробуйте сказать так же как я: жжжук, кружжжок, жжжираф. Произнесём все вместе. Теперь произнесёт Соня.
- Жжжук, кружжжок, жжжираф.
- Молодец. А сейчас Миша.
- Жжжук, кружжжок, жжжираф.
- Умница.
- Я много знаю слов в которых есть песенка жука: ножик, кружжжиться, жжжарко. А вы, знаете слова с такой песенкой? (Дети произносят слова с выделением звука «ж», если ребёнок ошибся, то воспитатель медленно произносит слово и предлагает детям послушать есть ли в нём песенка жука).
6. Дети, к нам в гости пришёл мальчик. Давайте дадим ему имя, где живёт звук «Ж», Катя.
- Женя.
- Хорошо. Посмотрите на игрушки и подарите Жене те игрушки, в которых есть звук «Ж».
- Жук, жираф, жеребёнок, медвежонок, ёжик.
- Правильно, молодцы. А почему остались собака, кубик Кирилл?
- В них нет звука «Ж».
7. - Умница. Дети, а вы знаете чистоговорки? Давайте почитаем их мальчику Жене.
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу, как-то уж пришёл к ежу.
Жи-жи-жи, мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, я с ужатами дружу.
Жа-жа-жа, уж уходит от ежа.
Молодцы, правильно прочитали чистоговорки, голосом старались выделить нужный звук «Ж».
8. А кто из вас знает стихи, в которых есть звук «Ж»?
1) Бывают в мире чудеса
Ужжа ужжалила оса,
Ужжалила его в живот,
Ужжу ужасно больно,
Вот!
2) А доктор ё жж сказал ужжу:
«Я ничего не нахожу;
Но всё жже думается мне
Лежжать вам лучше на спине,
Пока живот не заживёт,
Вот!
3) Жжжук упал и встать не может,
Жжждёт он кто ему поможет.
4) Дедушка Ежжок,
Не ходи на бережок,
Там растаял снежжжок,
Заливает лужок.
9 – Молодцы, дети, вот, сколько стихотворений со звуком «Ж» вы знаете.
А теперь усаживайтесь за столы. Вы должны рассмотреть все предметы на листочке, определить в каких словах есть песенка жука. Обвести их. Будьте внимательны. Справились, хорошо.
На этом наше занятие закончилось.
Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?
- Познакомились с новым звуком «Ж»;
- Учились определять этот звук в словах и составляли свои слова со звуком «Ж»;
- Учили чистоговорки;
- Читали стихи со звуком «Ж»;
- Обводили картинки где есть звук «Ж».