Надежда Миловидова
Конспект ООД по экспериментированию в старшей группе «Песок и глина-наш помощники».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:углубить знания детей о неживой природе;
-самостоятельно проводить исследования, добиваясь результатов;
-размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Программное содержание:
-дать детям представление о свойствах песка и глины, о том, как человек их использует;
-формировать понятия о том, что песок и глина-это полезные ископаемые;
-развивать наблюдательность смекалку;
-лепить из глины элементарные предметы;
-обогащать словарный запас;
-воспитывать интерес к экспериментам;
- соблюдать технику безопасности при проведении опытов.
Материал:
Публикация «Конспект ООД по экспериментированию в старшей группе „Песок и глина-наш помощники“,» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Темочки
песок, глина, листы бумаги, песочные часы, лупа, трёхлитровая банка, баночки с водой, салфетки, клеёнки, резиновая трубка, палочки, часы.
Предварительная работа:
-наблюдения на прогулке; игры с сухим и мокрым песком; рассматривание картин с изображением пустынь.
Ход ООД:
Педагог:-дети, мы с вами пришли в лабораторию. Лаборатория-это такое помещение, где проводят различные опыты, эксперименты, исследования. Мы сегодня узнаем много нового, сделаем много открытий. Вы любите бегать босиком по песку (ответы детей).Где его можно увидеть? Что такое песок,из чего он состоит-это мы сегодня узнаем, проведя наши опыты.
Опыт №1.
-Возьмите горсточку песка и насыпьте на лист бумаги. Легко песок сыплется? Почему? Песок сыпучий, его движение напоминает движение воды.
Педагог демонстрирует лупу, объясняя, для чего она нужна. Дети расматривают песок через лупу.
-Как выглядят песчинки? Похожи ли они друг на друга? Теперь возьмите немного глины и насыпьте её на бумагу. Как глина сыплется (комочками) Что легче сделать-насыпать песок или глину (ответы детей).
Педагог показывает будильник. -Что это? Для чего нужны часы? Как вы думаете,может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени (ответы детей).
Далее педагог показывает песочные часы. Кто знает, что у меня в руках? Когда песок пересплется из одной ёмкости в другую, пройдёт 1 минута. (засечь время).
- Почему песок так легко сыплется из верхней ёмкости в нижнюю через такое маленькое отверстие? Можно ли сделать глиняные часы? Почему нет?
Давайте подведём итог:что мы узнали их первого опыта (дети обобщают).
Опыт №2.
-Возьмите палочку и воткните её сначала в песок, затем в глину. Что прооисходит? В песок палочка вошла легко, расталкивая песчинки. Сухая глина твёрдая, поэтому палочка в неё входит труднее.
Педагог показывает картину с изображением пустыни. -В пустыне никогда не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, растений почти нет. Чтоб спастись от жары, обитатели пустыни зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь-выползают наружу. Почему они так легко зарываются в песок (ответы).
Когда в пустыне поднимается ветер, начинается песчаная буря. Ветер поднимает в воздух кучи песка и кружит его в воздухе. Хотите устроить бурю?
Опыт №3.
Педагог кладёт трёхлитровую банку на бок, внутрь насыпает песок и глину, закрывает крышкой, в которую вставлена резиновая трубка. Через неё с силой вдувается воздух. Внутри создаётся ветер.
-Что происходит с песчинками (они лёгкие, движутся).
-Что происходит с кусочками глины (они сдуваются труднее, т. к. тяжелее).
-Почему при сильном ветре тяжело играть с сухим песком (песок лёгкий)
-Что мы узнали, проведя этот опыт (песок легче глины).
-Что можно сделать, чтобы играть с песком при сильном ветре (хорошо смочить).
Физкульминутка.
Опыт №4.
Каждый ребёнок в своей ванночке смачивает песок.
-Каким стал песок на ощупь? Куда исчезла вода? Попробуем воткнуть палочку в мокрый песок. В какой песок она входит легче (ответы)
-теперь нальём воду в глину. Как впитывается вода-медленно или быстро (медленнее, чем в песок, часть воды остаётся на поверхности глины).
Педагог смачивает песок в банке, вновь пытается сделать бурю, но не получается.
Вывод:песок впитывает воду быстрее, чем глина, становится плотным, тяжёлым. Песок при намачивании может сохранять форму, но лепить из него трудно, а из мокрой глины лепить легко.
Опыт №5.
-Давайте попробуем вылепить что-нибудь из песка. (дети лепят и убеждаются, что лепить не получается, поделки разваливаются).Затем лепим из глины.
Вывод:мокрая глина лепится лучше, чем мокрый песок.
-Песок и глина-это полезные ископаемые. Где человек использует песок и глину?
-в строительстве при замешивании цемента;
-в строительстве дорог;
-в изготовлении зеркал;
-в изготовлении песочных часов;
-дети очень любят играть с песком;
- из глины мастера лепят посуду, игрушки (дымковские, филимоновские, каргопольские);
-люди лечатся глиной.
-Сколько сегодня нового мы унали о песке и глине. (Дети ещё раз перечисляют свойства песка и глины).Педагог благодарит детей за работу в лаборатории.