Наталья Чукова
Конспект ООД по экологическому воспитанию дошкольников «Лес — многоэтажный дом» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать понятия о лесе, как об экосистеме, сообществе растений и животных.
Задачи:
• Дать детям представление о лесе, как о многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого – либо звена ведёт к гибели других звеньев).
• Учить детей использовать имеющиеся знания о природе, установления взаимосвязей между растениями и животными леса.
• Учить осознанию, применять знания о правилах поведения в лесу.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Обогащать словарь детей за счёт слов: можжевельник, жимолость, волчье лыко, голубика, костяника.
• Воспитывать любовь к природе, желание беречь лес.
Материал: Презентация «Лес» (слайды с иллюстрациями: леса, цветов (ромашка, анютины глазки, одуванчик, незабудки, ландыши, диких животных (медведь, волк, лиса, заяц); аудиозапись песни «Голубой вагон» и голосов птиц; цветы из цветной бумаги (заламинированные) с правилами поведения в лесу.
Ход ООД:
- Дети, вы любите бывать в лесу? Там очень красиво! Лес – это замечательное место в природе. Послушайте, стихотворение про лес.
В. Степанов
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки.
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый – чистый,
И родник с живой
Ключевой водой.
- Дети, мы сегодня с вами будем путешествовать по лесу. Вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их.
- А отправимся мы в наше путешествие на поезде.
(Под аудиозапись песни «Голубой вагон» дети отправляются в путешествие, имитируя поезд). Звучит запись голосов птиц.
- Мы с вами в лесу. Лес всегда волнуется. Когда окажешься под высокими деревьями, появляется чувство, что попал в волшебное царство. И, действительно, лес –сказочная страна! Воздух здесь свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом: (дети вместе с педагогом)
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
- А вот и лесная полянка. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.
(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)
Берегите муравейники. Не разоряйте их!
Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнёзда!
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
Не рви цветы!
Не лови бабочек и других насекомых!
Не разжигай костёр!
Не лови и не уноси домой диких животных!
Дети, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу? (исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы)
- Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные.
- Вам понравились волшебные цветы? (да). На лесной полянке много красивых цветов. А как они называются, вы знаете?
Педагог предлагает детям отгадать загадки о цветах. На каждую отгадку, на слайде, появляется картинка с изображением данного цветка.
1. В беленьких платьицах, желтые глазки.
Ты назовешь их без всякой подсказки (ромашки)
2. Цветок с лепестками различной окраски,
С красивым названием (анютины глазки)
3. Видел я такой цветок: золотистый ободок,
Долго он в траве сидел, стал седым и улетел (одуванчик)
4. С синевою неба дружат эти милые цветы.
Я их знаю. Знает Ксюша, ну а знаешь ли их ты? (незабудки)
5. Белые фонарики на зелёной ножке.
Я их летом встретила на лесной дорожке (ландаши)
Слайд с изображением леса.
- Посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, что на ней изображен? (лес)
- Дети лес называют «Многоэтажным домом». Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)
- Почему вы думаете, что это сосна? (По стволу, сосна самое высокое дерево в лесу).
- Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)
- Есть в лесу и невысокие деревья. Какие деревья вы знаете? (липа, клён, рябина, черёмуха)
- А что растёт между деревьями? (кустарники)
- Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина)
- Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.
- А что ещё растёт в лесу? 9ягоды). Какие лесные ягоды вы знаете? (черника, земляника, брусника)
- В лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарниками.
- Что растёт под кустарниками? (мох, трава, грибы)
- Вот и получается многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарники, трава, мох.
- А кто живёт в таком многоэтажном лесу? (разные дикие животные)
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый, самый, самый…»
На каждую отгадку, на слайде, появляется картинка с изображением данного животного.
- Какой лесной житель самый сильный? (медведь)
- Какой самый хищный? (волк)
- Какой самый хитрый? (лиса)
- Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)
- как выдумаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему?
(Первый, они не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле).
- Какие звери, птицы занимают второй этаж леса? (рысь, филин, дятел, сова).
- Правильно эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь. Сова – сверху высматривают добычу.
А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она – легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.
- Кто ещё живёт на верхних этажах? (птицы, бабочки, комары).
- а теперь давайте поиграем нашими пальчиками.
(держим руку вертикально и как бы шагаем по пальцам)
В этом домике пять этажей:
На первом живёт семейство ежей,
На втором живёт семейство зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвёртом живёт с птенцами синица,
На пятом сова – очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвёртом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата – втором,
На первом ежи, мы ещё к ним придём.
- Дети, посмотрите, у нас получился лес как большой многоэтажный дом.
Много разных животных живут в лесу. Говорят. Что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу нужен комар? Он такой надоедливый (он нужен лягушкам, птицам).
- А что будет, если исчезнут все комары? (многим лягушкам и птицам буде нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут).
А как вы думаете, человек может прожить без леса? (нет)
Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы).
- Лес – наше богатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.