Татьяна Кобзарь
Конспект ООД по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы «Проделки Бабы-Яги в зимнем лесу»
▼ Скачать +Заказ
Цель: способствовать формированию у дошкольников основ экологической культуры, развитию исследовательских навыков, любознательности, наблюдательности, воображения, логического мышления, речи.
Задачи:
1. Создать условия для расширения и систематизации знаний старших дошкольников о природе родного края, формирования интереса к проблеме охраны природы, закрепления знаний о правилах поведения в природе.
2. Способствовать развитию внимания, мыслительной активности, умения делать не сложные выводы.
3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, любознательность, дружеские отношения со сверстниками.
Публикация «Конспект ООД по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы „Проделки Бабы-Яги в зимнем лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация, декорации (елки, снеговики, скворечник, дуги, снежинка, колокольчик, венок и накидка для Царицы Природы, бантики, сундучок со сладостями, костюмы Бабы Яги и Лесовичка, разрезные картинки «Дикие животные Республики Хакасия», экологический светофор, сигнальные карточки красно-зеленого цвета.
Предварительная работа: беседы о природе и ее охране; рассматривание иллюстраций природы родного края, животных; наблюдения на прогулках; чтение художественной литературы, отгадывание загадок; просмотр презентаций; дидактические игры экологической направленности.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, дорогие гости (дети с воспитателем приветствуют гостей) Мы с ребятами рады вас приветствовать на нашем необычном занятии. И пусть за окном по-зимнему морозно, но у нас в детском саду тепло и уютно.
Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение и мне хочется поделиться им с вами. (дети с воспитателем образуют круг, приветствуют друг друга)
«В круг скорее ты вставай,
Другу руку ты подай.
Улыбнись ему в ответ
И ласково скажи: Привет!»
Передалось вам мое хорошее настроение? (ответы детей)
А сейчас предлагаю вам наше хорошее настроение с воздушным поцелуем послать дорогим гостям. (шлют воздушный поцелуй)
На нашем необычном занятии мне не хочется быть просто Татьяной Вениаминовной, сегодня я хочу выступить в роли Царицы Природы (одевает венок из снежинок) и пригласить вас в путешествие в сказочный сибирский лес, где полным-полно чудес. Сред могучих гор стоит и людей к себе манит. Птиц, животным в нем не счесть. Даже снежный барс там есть. Под аркой волшебной с друзьями пройдешь и сразу в сказочный лес попадешь.
Ну что, ребята, вы готовы отправиться со мной в путешествие? Тогда не будем терять время (звучит волшебная музыка, проходят под дугами)
Педагог обращает внимание, что в лесу тишина.
Педагог: Ау! Странно, тишина в лесу, никто нас не встречает, песни не поет.
Давайте все вместе крикнем: Ау!
Вдохнули воздух через носик и на выдохе все дружно сказали: Ау!
(повторяют несколько раз)
Никто не откликается.
Апчхи! Под елкой чихает лесовичок, после выходит к детям.
Педагог: Ой, кто-то чихнул! Здравствуй, дедушка. А ты кто?
Лесовичок: Я старичок-лесовичок. В голове травы клочок. В лесу давно уже живу, за порядком здесь слежу. А вы с чем пожаловали? (ответы детей) В сибирском лесу зимой красота, много птиц и разного зверья. Выходи лесной народ гостей встречать. Ничего я не пойму. Птицы песни не поют, звери не гуляют.
Звучит музыка, выходит Баба Яга.
Б-Я: Доброе утро! Все добренькие собрались тут… вот я, сегодня с утра столько добрых дел сделала (загибает пальцы) Птиц перепутала, животных заколдовала и вообще, превратила лес в серую картину. И если лес и его жителей не расколдовать, все погибнет.
Педагог: Постой Б-Я разве это добрые дела?
Б-Я: Добрые, добрые, все теперь исчезнет. Ха-ха-ха!
Педагог: Б-Я нужно срочно все исправить.
Б-Я: Вам надо, вы и исправляйте (бросает мятую карту и убегает)
Лесовичок: Ребята, вы готовы помочь лесу и его обитателям? (ответы детей) Я вижу, что вы способны преодолеть все трудности! А карта поможет нам. Начало поисков отмечено на карте красным флажком. Давайте рассмотрим ее, с чего начнем поиски, как вы думаете? (находят светофор. Начинают искать его в зале)
Задание №1. «Экологический светофор»
Ребята, а светофор- то необычный - экологический! У него только два сигнала: красный - запрещающий, зеленый - разрешающий. Для вас у него есть задание. Послушайте внимательно.
Поднимите красный круг для тех действий, которые запрещены в лесу, а зеленый круг для тех, которые разрешены (дети берут круги).
На экране поочередно появляются соответствующие картинки правил поведения в лесу. Дети показывают кружок соответствующего цвета.
- Дети оставили костер в лесу.
- Дети наступают на мухомор.
- Дети вешают кормушку.
- Ребята бьют стекло в лесу.
- Дети подвязывают сломанную ветку.
Что же, задание экологического светофора мы выполнили. Готовы продолжить путешествие?
Педагог: Тогда рассмотрим карту, узнаем, куда двигаться дальше.
На карте обозначена кормушка. Находят ее в зале около зеркала. На зеркале картинки с птицами.
А птиц то здесь сколько (удивляется). Ребята, каких птиц вы узнали? (перечисляют) Как вы считаете, всем ли птицам нравится зима? (ответы детей) Как ведут себя пернатые с наступлением зимы? (ответы детей)
Лесовичок: Вы правы ребята, некоторые птицы не стали спорить с зимой и улетели в теплые края, другие остались, ведь у них есть свои секреты, как прожить зиму. Они, несмотря на холода, даже песни зимние поют.
Педагог: Посмотрите, а в кормушке что-то лежит (достает солнышко и снежинку). Что бы это много обозначать? (ответы детей) Давайте вспомним, что про птиц говорила эта вредная Баба – Яга? (ответы детей) Значит нам их нужно правильно разбить на группы. Каких птиц вы бы соотнесли с солнышком (каким общим словом их назовем, а каких со снежинкой (каким общим словом их назовем -O- (ответы детей)
Задание №2. «Перелетные и зимующие птицы»
Молодцы, вы были очень внимательными и отлично справились с испытанием!
Педагог: Слышите, птицы вернулись и запели песни. Значит, вы правильно всех расселили! Отправляемся дальше? (ответы детей) Где же нам искать следующее задание? (ответы детей) Изучим карту. Куда дальше идти? (ответы детей)
Педагог: На что указывает нам карта? (Карта указывает на белую елку) Значит там мы найдем следующее задание (находят белую елку). Вперед, на поиски белых елок.
На елке висят разрезные картинки. Спрашивает у детей что это и как они думают, что с ними можно сделать. Обращает внимание, что на елке есть еще загадки.
Задание №3. «Сложи животное» (разрезные картинки)
Чтобы узнать, кого или что нужно сложить, нам необходимо разгадать загадки (разгадывают загадки) Ребята, вам нужно разбиться на пары и сложить свою картинку с изображением животного (разбиваются на пары, проходят за столы, собирают картинки)
Посмотрите, все ли из вас правильно сложили картинки? Никто не ошибся? Спрашивает какие животные на картинках, что они о них знают. Лесовичок дополняет информацию про снежного барса.
После педагог обращает внимание детей на слайд, где появились дикие животные.
Лесовичок: Ох, ребята, что-то я притомился. Совсем старенький стал. Отвар из трав бы пригодился, который силы восстанавливает. Отвар то я дома забыл, но другое чудодейственное средство знаю. Еще мой дед меня учил его делать.
Задание №4. Самомассаж шишками
Лесовичок: А массаж то действительно – чудодейственный. Да и шишки всегда в хозяйстве пригодятся. Побегу варенье сварю, вас чаем угощу. А вы пока справляйтесь сами.
После лесовичок прощается и уходит
Педагог: Ребята, птиц и животных мы вернули в лес. Но он так и остался большой серой картиной. Как вы думаете, что же нам еще нужно сделать, чтобы расколдовать лес? Куда же нам идти теперь? Ведь на карте Бабы-Яги больше нет никаких обозначений (ответы детей)
Звучит волшебная музыка, с потолка спускается снежинка.
Снежинка: Здравствуйте, ребята. Я волшебная снежинка. И давно слежу за вами в сказочном лесу. Наш лес я очень люблю и мне очень грустно, что он превратился в серую картину. Вернуть ему первозданный вид вам под силу, нужно лишь правильно решить необычные задачки, да не просто необычные, а экологические! Слышала, как Баба-Яга их Кощею загадывала. Вам их в свертке описала, но поторопитесь. Времени осталось немного. И если вы не успеете расколдовать лес, он навсегда останется неживой серой картиной.
Педагог снимает сверток, снежинка улетает. Педагог зачитывает задачи, дети самостоятельно находят решение.
Задание №5. «Экологические задачки»
Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.
1. Первого волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла печальная участь - он погиб. Как вы думаете, почему это случилось?
2. Третий волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?
Вы точно рассуждали, ведь в природе все взаимосвязано. Хотите узнать, правильно ли вы справились с этим заданием? Посмотрите на картину леса (картина леса становится яркой) Ребята, нам удалось расколдовать сказочный лес. А вот и лесовичок возвращается.
Лесовичок: Ребята, вы молодцы, очень старались. За это я хочу вас отблагодарить дарами природы: орешками, грибами да вареньем из шишек. Про меня не забывайте, почаще в гости забегайте (уходит)
Педагог: Как вы думаете, у нас получилось расколдовать лес? Вы рады, что прошли все испытания и помогли жителям леса? Сложные были задания? Вам трудно было выполнять их? Я очень горжусь вами! Вы так много знаете о природе, о том, как нужно себя вести у нее в гостях!
Под музыку проходят под дугами, возвращаются в детский сад.
Педагог: Раз мы вернулись в детский сад, из царицы природы я вновь перевоплощаюсь в вашего воспитателя – Татьяну Вениаминовну. Для вас у меня тоже есть подарок, вот эта волшебная шкатулка, в которой лежат вот такие зеленые бантики. Их носят те, кто любит и охраняет природу. Таких людей называют – экологами. Если вы и дальше будете изучать и охранять природу, можете взять для себя один бант (по желанию дети берут бантики)
Вы теперь не просто воспитанники детского сада, вы - самые настоящие защитники природы!