Масляницина Оксана
Конспект ООД по социальному миру «В гостях у бабушки в деревне»
▼ Скачать
Ход НОД
I. Организационный момент Дети рассаживаются на стульчиках (полукругом).
Воспитатель: Ребятки покажите ваши глазки – глазки видят?
Покажите ваши ушки-ушки слышат?
Покажите ручки - ручки хлопают?
Покажите ножки-ножки топают?
Молодцы!
II. Введение в тему НОД Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас когда-нибудь был в деревне? (Ответы детей)
Воспитатель включает аудиозапись: «Звуки деревни».
Воспитатель: Ребята, вы слышите?
Публикация «Конспект ООД по социальному миру „В гостях у бабушки в деревне“» размещена в разделах
Воспитатель: Вы узнали, кто издает эти звуки? (Мычит корова, поет петух, лает собака, мяукает кошка и т. д.)
Воспитатель: Ребята, мы наверно с вами попали в деревню.
Воспитатель: А на чем вы ездили в гости к бабушке? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте представим, что у нас есть машина времени и мы можем перенестись в далекие времена, когда на Руси, так звалась наша страна, было мало городов, основное население жило в деревнях и люди сами выращивали пищу и делали предметы домашнего обихода.
Воспитатель: А поедем мы в гости к бабушке на чем? (Ответы детей)
III. Работа по теме НОД.
Воспитатель: Посмотрите люди в те времена ездили на лошадях.
Воспитатель: С давних времен деревни строились возле речки и леса. Как вы думаете, почему? (В лесу можно собрать ягоды и грибы, насладиться его красотой. В речке можно купаться, ловить рыбу).
Воспитатель: Правильно. Лес и река кормят человека. В народе говорили: «Возле леса жить - голодному не быть». Лес не только кормит, но и лечит человека. В лесу растут травы, исцеляющие от болезней.
Воспитатель: А белоснежная, стройная береза лечит детей и взрослых своими листьями, корой и почками. А у кого заболит голова, тот подходит к березе, прижимается к стволу, и боль вскоре утихает. А еще береза - символ России.
Воспитатель: С давних времен в деревнях строили дома деревянные, а в городе дома строят из кирпича.
Игра «Прошлое и настоящее»
Воспитатель: Я вам предлагаю сыграть в игру «Прошлое и настоящее».
Я буду показывать предметные картинки из прошлого, а вы будете находить картинки из настоящего времени.
Русская изба - современный кирпичный дом;
Старинный утюг - электрический утюг;
Веник - пылесос;
Лошадь - машина;
Лавка - диван;
Печь - духовка;
Таз - стиральная машина.
Воспитатель: Посмотрите, как выглядела изба, в которой жили крестьяне.
Воспитатель: В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампада в сумраке ночном…
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром.
Крашеные пяльца со стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Воспитатель: Кто из вас, ребята знает, кто такие крестьяне (ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Это люди, которые живут трудом на земле: сеют и убирают хлеб, выращивают овощи, косят траву, держат и кормят скотину.
Воспитатель: Посмотрите, какие предметы были в крестьянской избе? (дети перечисляют увиденное).
Воспитатель: Посмотрите, как крестьяне украшали свой быт.
Одеяла шили из разноцветных кусочков ткани (лоскутков) его так называли – лоскутное одеяло.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво вышиты подушки, красиво вышитый ковер, расписной сундук с подушечками, расшитые половички лежали на чисто выскобленном полу, вот такие вышитые полотенца украшали дом.
Воспитатель: Посмотрите, как большая крестьянская семья собиралась на обед. На этой картине праздничное застолье.
Воспитатель: А какую посуду использовали на Руси? (дети рассказывают по слайдам)
Воспитатель: Самым важным продуктом в России всегда был и остается хлеб. Русский народ придумал много поговорок про хлеб:
Хлеб всему голова
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Воспитатель: Дорогих гостей всегда встречали хлебом с солью. Вот такой вкусный и красивый хлеб, пироги.
Воспитатель: У нас выращивали не только пшеницу и рожь. Из которых пекли хлеб, но и другие зерновые культуры (овес, пшено, гречу).
Воспитатель: А еще на Руси всегда выращивали овощи и ели репу, редьку.
А еще в лесах росло много грибов и ягод.
Воспитатель: А какую красивую одежду и обувь носили крестьяне?
Воспитатель: Как вы думаете, откуда крестьяне брали нужные им предметы? (Ответы детей)
Воспитатель: Очень многое делали сами. Наш народ очень талантливый.
Воспитатель: В какие же игры играли дети? (Ответы детей)
Воспитатель: Скажите, может ли один человек уметь делать все: и ткани ткать, вышивать, вырезать деревянную посуду, делать глиняные игрушки? (Ответы детей)
Воспитатель: Крестьяне свои изделия и выращенные овощи вывозили на ярмарку и продавали.
Воспитатель: Вот так жили и трудились люди на Руси.
IV.Физкультминутка
А у нашей-то Бабули
Во дворе живут крикули– разводят руками в стороны,
Есть коза – руки у головы, показывают «рожки», поворачиваются влево-вправо,
И петушки – шагают, высоко поднимая колени, ручками хлопают по бокам,
Курочки – приседают, «клюют зернышки»,
И гусаки – ходят вперевалочку, руки за спиной,
Рыжий пес хвостом виляет – руки на поясе, поворачиваются влево-вправо,
Кошка спинку выгибает – потягиваются, прогибая спинку.
Воспитатель: В настоящее время люди сохранили многие национальные традиции (игрушки, красивая посуда, салфетки и полотенца). Вышитые нашими мастерицами, а еще нам в наследство остались замечательные сказки, песни, пляски и игры. Мы с радостью празднуем наши традиционные праздники. Нам есть чем гордиться.
Воспитатель: На деревенском дворе живут птицы и животные.
Воспитатель: Каждое животное приносит пользу. Что даёт корова (Молоко, мясо).
Воспитатель: Зачем разводят кур? (Куры несут яйца).
Воспитатель: А зачем людям овцы и козы? (Овцы дают человеку шерсть, а коза полезна молоком).
V. Итог НОД