Инна Карпушкина
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное
азвитие», «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи : цветок ромашка, листок.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по рисованию в старшей группе „Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Обучающие:
- учить рисовать ромашку и листья с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи;
- учить изображать узор в указанной последовательности от центра к краям;
- закрепить умение рисовать всей кистью и ее концом. Использовать разные кисти.
Развивающие:
- развивать умение смешивать цвета;
- развивать чувство композиции;
- развивать интерес к народному творчеству;
Воспитательные:
- воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь;
- воспитывать любовь и интерес к народным промыслам;
Материал:
предметы городецкой росписи : доски, бочонок; иллюстрации работ городецких мастеров; заготовки нарисованных разделочных досок; образец узора из элементов городецкой росписи на разделочной доске; кисти обычные, кисти оформительские, гуашевые краски: красная, белая.
Предварительная работа: знакомство детей с разнообразием росписей, рисование элементов хохломской и дымковской росписей. Рассматривание альбомов, слушание рассказов педагога о видах декоративно-прикладного искусства.
Словарная работа: городецкая роза, ромашка, купавка, розан, виноград.
Метода и приё мы: наглядные, словесные, игровые.
Ход занятия:
Дети становятся в круг на ковре.
Воспитатель: «Ребята, сегодня почтальон принёс для нашей группы письмо : Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.
– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать? Есть одна
замечательная роспись, сейчас я вам о ней расскажу. На берегу Волги есть древний русский городок Городец. В этом городе жили люди, которые начали делать посуду из дерева. Раньше у людей не было такой, как сейчас, посуды. Они вырезали её из дерева. Вырезали чашки, ложки, миски, разделочные доски, блюдца, хлебницы, шкатулки. Эти изделия были очень нужными, но получались не очень красивыми. Поэтому люди стали расписывать эти изделия различными узорами. Сейчас я вам покажу несколько образцов таких деревянных изделий (воспитатель демонстрирует доски, бочонок).
Дети садятся за столы.
Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи :
Это городецкая роспись.
как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца.
Чудо роспись Городца.
Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? Какие краски по цвету использованы?
- Ребята, вы так долго и внимательно рассматривали иллюстрации и ваши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть и сделаем гимнастику для глаз.
1. Поднимать глаза вверх и опускать вниз.
2. Посмотреть влево-вправо.
3. Хлопать ресницами часто-часто.
4. Зажмуривать – широко раскрывать глаза.
Воспитатель:
- Ребята, у меня для вас есть сюрприз! Это подарок от ученицы 2-го класса Александры – две композиции из элементов городецкой росписи. Посмотрите, какие сложные элементы изобразила Александра. Саша уже школьница и у неё получилось нарисовать такие сложные элементы, как городецкая роза, фазан, конь с гирляндами из цветов. Вы, ребята, ещё посещаете старшую группу детского сада, получится у вас нарисовать такие же элементы, как у Саши или нам нужно начать осваивать городецкую роспись с более простых элементов? Предлагаю сначала научиться рисовать не менее красивый цветок ромашку. У меня для вас есть два образца украшения разделочных досок, которые нам прислали наши повара.
- Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на образце. Ромашка расположена в центре. Воспитатель показывает схему написания ромашки.
– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые цвета у вас есть? Какого цвета не хватает? (розового). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной).
На доске вы видите образец написания цветка, который называется ромашка, его поэтапное выполнение. 1 этап называется подмалевка (изображение розового круга в центре листа, 2-ой оттеневка красный краской круг в центре и лепестки ромашки) и 3-ий оживка (белой и черной краской выполнены завитки, точки).
Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, предлагаю немного отдохнуть.
Физкультурная минутка.
Громко цокают копытца (шаги на месте)
По мосту лошадка мчится (скакать, как «лошадка»)
Цок, цок, цок.
А за ней вприпрыжку (бег на месте с подскоками)
Жеребёнок и мальчишка.
Цок, копытце жеребёнка (топнуть правой ногой).
Цок, каблук о доски звонко (топнуть левой ногой).
Понеслись, лишь пыль клубится («моталочка» руками).
Всем пришлось посторониться (пятиться на пятках назад).
Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Красным цветом выполняем оттеневку: рисуем красный круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти). Далее приступим к выполнению третьего этапа – оживка. В центре красного круга поставим крупную белую точку, а по краям маленькие. Таким же образом, как мы рисовали красные лепестки, рисуем белые лепестки ромашки.
– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.
Дети читают стихи:
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
***
Кто рисует Городец
Ах какой он молодец!
И листочки и цветы –
Это всё для красоты.
***
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.
Рефлексия.
- Понравилось вам занятие?
- Ребята, с какой росписью мы с вами сегодня познакомились?
- Какую посуду вырезали мастера и из чего?
- Что на ней нарисовано?
- Какие цвета использовали мастера для городецкой росписи?
- Какие элементы чаще всего встречаются в росписи?
Самоанализ ООД.
Содержание ООД основано на требованиях основной программы ФГОС «От рождения до школы» по ред. Н. Е Вераксы, Т. Т. Комарова, А. Е. Васильева. Время проведения соответствовало СанПину и гигиеническим требованиям длительностью 25 мин. Мною были соблюдены нормы педагогической этики и культуры общения. В ходе ООД дети были активны, любознательны, внимательны. Считаю, что при проведении ООД были реализованы все цели и задачи.
Литература:
1. ФГОС. Комплексные занятия. Организованная образовательная деятельность «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» по ред. Н. Е. Вераксы, Т. Т Комаровой, А. Е. Васильевой. Издательство «Учитель», стр. 234.
2. ФГОС. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Издательство «Просвещение», стр. 176.