Людмила Молчанова
Конспект ОД по речевому развитию на тему «Дикие животные» с использованием приёмов мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по речевому развитию с использованием приёмов мнемотехники
Цель: Развитие всех компонентов устной речи.
Задачи:
Обучающие:
1. Обогащать и активизировать словарь детей.
2. Развитие умения работать с мнемотаблицами.
3. Формировать навыки составления короткого описательного рассказа с помощью мнемотаблиц.
4. Закреплять умение давать характеристику - описание отдельным диким животным (лиса хитрая, рыжая, ловкая, живет в норе)
Темочки:
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Дикие животные. Конспекты по развитию речи
- Дикие животные. Составление рассказов, описание
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
5. Продолжать учить детей образованию существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами (бельчонок, бельчата).
6. Продолжать учить детей использовать в речи предлоги : в, на, под, около.
Развивающие :
1. Развивать четкость произношения, силу голоса, темп и ритм речи.
2. Развивать фонематический слух. У
3. Развивать внимание и память, наглядно-образное мышление, внимание
4. Развивать логическое мышление и творческое воображение.
5. Развивать познавательный интерес и речь;
6. Развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность
Воспитывающие:
1. Воспитывать организованность, самостоятельность.
2. Воспитывать любовь к природе.
3. Воспитывать у детей потребность в речевом общении.
4. Воспитывать интерес к художественным произведениям;
5. Воспитывать умение слушать, вызвать эмоциональный отклик детей;
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие
Методы и приемы:
сюрпризный момент, рассматривание, беседа, наглядные - мнемотаблицы, вопросы к детям, игровая мотивация, похвала, использование художественного слова, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
конверт с письмом от домовенка Кузи; схема пути в лес, тетради в крупную клетку, цветные карандаши, мнемоквадраты «Правила поведения в лесу», мнемотаблица «Дикие животные»; карточки «Парные картинки», мнемодорожки по сказкам, деревья.
Демонстрационный материал:
Схема пути, сундук, лепестки, изображения диких животных, мнемосхемы.
Предварительная работа:
беседа о сказках, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".
Виды деятельности:
игровая, продуктивная, коммуникативная.
Детская цель:
Собрать цветик – семицветик, открыть сундук и принести книгу в сад.
Ход занятия:
1 часть. Вводная часть (3 мин)
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями и дружно, скажем «здравствуйте». Присаживайтесь на стульчики. Сегодня у нас с вами занятие не обычное, а сказочное.
Сказку дети очень ждали,
Сказку дети в гости звали!
Сказка здесь уже друзья
Сказка вновь пришла сюда!
-Ребята, нам пришло письмо. Интересно, что там написано? Давайте прочитаем его.
«Дорогие ребята! Я – домовенок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днем мне так нравится слушать, как вы поете добрые песни, слушаете сказки. Вот я решил сделать вам подарок.
Подарок мой лежит на дне
В моем волшебном сундуке
Открыть сундук поможет, дети,
Волшебный цветик – семицветик!
Как листочки соберете,
Подарок мой тотчас возьмете!» Сундук тот хранится у моего друга – Лесовичка. Он живет в лесу, следит за порядком в нем. Дорога к лесу простая. Посылаю вам план, как добраться до лесной полянки. Ваш друг Кузя»
Воспитатель: Ну что, хотите побывать в лесу? Тогда посмотрите на этот план и постарайтесь его запомнить. Вот как объясняет Кузя дорогу к своему сундуку: «Вы выезжаете из города с большими домами. Проезжаете мимо круглой клумбы с красными цветами. Мимо синего озера, мимо прямоугольного поля с пшеницей. Лесную опушку вы узнаете по двум елочкам, желтому клену и красной рябинке».
Схема пути
Дети смотрят на картинку - план (30-40 сек., после чего воспитатель предлагает им восстановить этот план в тетради по памяти.
Воспитатель просит рассказать, как же попасть к Лесовичку?
Готовы ли вы к путешествию? Но на чем мы отправимся в путь? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Зато у нас есть топ-топ-тобус!
Речевая игра «По лесной тропинке»
По лесной тропинке идем по кругу
В сказку мы пойдем.
Цветик – семицветик
Быстро соберем.
Ветки березы качаем руками
Ласково шуршат.
Лес чудес и сказок,
Принимай ребят! кланяемся
Где ты, лепесток - дружок выглядываем из – под рук
Помоги цветок собрать,
Все загадки отгадать хлопают в ладоши
2. Основная часть (20 мин).
Воспитатель: Вот так домовенок Кузя! Загадал нам загадку. Сундук стоит, на нем замок висит. А замок – то и правда, непростой – это же серединка цветочка. Значит, если мы найдем лепестки цветика – семицветика, сможем открыть сундучок.
Когда мы приходим в гости к природе, надо хорошо знать, как вести себя в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
Мнемоквадраты «Правила поведения в лесу»
- Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц.
- Не разорять гнезда птиц.
- Не рвать цветы.
- Не ломать деревья, кусты.
- Не ловить бабочек, жуков, птиц.
- Не сорить. Убирать за собой мусор.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.)
Воспитатель
-Молодцы, вы справились с заданием, и получаете желтый лепесток.
Воспитатель:
Ребята, подскажите мне кто живет в лесу?
Как называют этих животных?
Отгадывание загадок о диких животных
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет зима,
Просыпается от сна.
- Кто это?
Медведь.
Комочек пуха.
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Заяц.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее –….
Лиса.
Серый он, в лесу живет,
Охоту ночью он ведет,
Ну, а если голодает,
На луну он завывает.
Волк.
По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая,
Но не лисица.
Белочка.
Он забавный, но колючий,
И живет в лесу дремучем.
В клубок свернется — не найдешь,
Всем известно это.
Еж.
Воспитатель
-Правильно, вот мы и отгадали еще один лепесток от нашего цветика – семицветика – зеленый.
Мнемотаблицы «Дикие животные»
Воспитатель:
- Расскажите мне о жизни диких животных.
Медведь.
Воспитатель: Что же мы знаем о медведе?
Рассказы детей о медведе по мнемотаблице.
Бурый медведь - дикое животное леса, у него есть четыре ноги, тело покрыто густой шерстью На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей - ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо - полакомится яйцами, найдет улей диких пчел - поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Зимой у медведицы рождается детеныш-медвежонок. Она кормит его молоком».
Заяц.
Воспитатель: Давайте расскажем, что мы знаем о зайчике.
Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца - это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.»
Лиса.
Воспитатель: Расскажем, что мы знаем о лисе.
Лиса - дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса - хищный зверь. Основная еда лис - насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна. А вот припасов лиса никаких не делает. Да и зачем они ей? Лиса охотится круглый год
Волк.
Воспитатель: Что же мы знаем о волке?
Волк - животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.
Белка.
Воспитатель: Давайте расскажем, что мы знаем о белке.
Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.
Ёж.
-Воспитатель: Ребята, а кто из диких зверей спит зимой, как медведь?
Дети: Ёжик.
Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха. Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.
Воспитатель:
-Ребята, а вот и синий лепесточек. Молодцы!
Воспитатель:
-Ребята, давайте поиграем в игру. Возьмите каждый по одной картинке. Рассмотрите ее внимательно и найдите ей пару.
Дидактическая игра «Парные картинки»
Воспитатель:
- Молодцы! А вот и красный лепесточек.
Воспитатель:
-Посмотрите, какая непонятная картинка. Какие герои изображены на схеме?
(дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, репка).
Воспитатель:
-Ребята, а давайте попробуем, отгадать, как же называется сказка? (Репка).
Мнемодорожки «Русские народные сказки»
Воспитатель:
-Молодцы, вы справились с заданием, и получаете оранжевый лепесток.
Воспитатель:
В письме есть еще кое - что. О, да это стихотворение. Как же нам побыстрее его выучить?
Дети: Надо нарисовать, или показать движениями.
Воспитатель:
Верно, мы с вами покажем движениями.
Есть в лесу под елью хата. (Руки вверх - деревья машут ветками, руки домиком)
Там уснули медвежата. (Руки под щеку, затем делаем ушки – руки к голове)
А меньшой не хочет спать, (Показываем руками маленький размер, мотаем головой)
Маме стал надоедать. (Руки к голове – уши медведице, стучим кулаками по коленям)
Капризуля косолапый просит: (Показываем косолапые ноги, шагаем, руками маним к себе)
«Ужин мне состряпай! (Показываем руками – стряпаем)
Поскорей неси сюда (Руками маним к себе)
Меда, рыбку из пруда!» (Гладим рукой по животу, рукой показываем рыбку, волнистыми движениями)
Напевает сыну мать: (Показываем маму медведицу – руки ушки)
«Баю, баю, надо спать! (Качаем ребенка, руки к щеке)
Ты уснешь, и сон придет, (Продолжаем держать руки, пальцами по коленям – топ-топ)
Все в корзинке принесет!» (Показываем корзинку – руки в кольцо, затем руки к детям)
Воспитатель:
-Сказки все мы отгадали и названия сказали. И за правильный ответ фиолетовый вам цвет.
Воспитатель:
-Ну вот, ребятки, отгадали мы с вами все загадки. Давайте попробуем открыть наш волшебный сундучок. (Пробуем открыть).
Воспитатель:
-Не открывается наш сундучок. Может мы что – то забыли. Давайте посчитаем, сколько лепестков на нашем цветике – семицветике? (шесть).
Воспитатель:
-А должно быть сколько? (семь).
Воспитатель:
-И вправду пропустила я одно задание. Выполним? (да).
Воспитатель:
- Я буду загадывать загадки, если ответ на загадку – положительный персонаж, то вы хлопаете в ладоши, а если отрицательный то затопаете ножками.
На метле вчера летала,
С высоты большой упала.
Эй, избушка, курьи – ножки,
Мчись к бабуле по дорожке.
БАБА ЯГА
Постучался в нашу дверь
Необычный чудо зверь –
Он в коричневой рубашке,
Ушки – блюдца нараспашку.
ЧЕБУРАШКА
Жизнь его лежит в ларце,
А ларец тот во дворце,
А дворец – в лесу дремучим,
Лес растет на черной туче.
КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор.
АЙБОЛИТ
Я красив, силен, могуч,
Я грознее грозных туч,
Я умнее всех, нет слов, —
Много у меня голов.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Он построить дом стремится,
Чтобы в нем с друзьями жить.
КРОКОДИЛ ГЕНА
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. Получайте голубой лепесток.
Собираем цветик - семицветик
Воспитатель:
-Вы молодцы! Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика – семицветика. В сундучке не бриллианты, не злато. Смотрите, в сундучке книги со сказками.
В круг скорее становись,
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
Нужно в садик нам бежать.
3 часть. Заключительная (2 мин).
Воспитатель:
-Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие? (ответы детей)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и вместе рассмотрим подарок от домовенка Кузи.