Папки-передвижки

Конспект ОД по речевому развитию на тему «Дикие животные» с использованием приёмов мнемотехники

Людмила Молчанова
Конспект ОД по речевому развитию на тему «Дикие животные» с использованием приёмов мнемотехники

Конспект ООД по речевому развитию с использованием приёмов мнемотехники

Цель: Развитие всех компонентов устной речи.

Задачи:

Обучающие:

1. Обогащать и активизировать словарь детей.

2. Развитие умения работать с мнемотаблицами.

3. Формировать навыки составления короткого описательного рассказа с помощью мнемотаблиц.

4. Закреплять умение давать характеристику - описание отдельным диким животным (лиса хитрая, рыжая, ловкая, живет в норе)

Публикация «Конспект ОД по речевому развитию на тему „Дикие животные“ с использованием приёмов мнемотехники» размещена в разделах

5. Продолжать учить детей образованию существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами (бельчонок, бельчата).

6. Продолжать учить детей использовать в речи предлоги : в, на, под, около.

Развивающие :

1. Развивать четкость произношения, силу голоса, темп и ритм речи.

2. Развивать фонематический слух. У

3. Развивать внимание и память, наглядно-образное мышление, внимание

4. Развивать логическое мышление и творческое воображение.

5. Развивать познавательный интерес и речь;

6. Развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность

Воспитывающие:

1. Воспитывать организованность, самостоятельность.

2. Воспитывать любовь к природе.

3. Воспитывать у детей потребность в речевом общении.

4. Воспитывать интерес к художественным произведениям;

5. Воспитывать умение слушать, вызвать эмоциональный отклик детей;

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие

Методы и приемы:

сюрпризный момент, рассматривание, беседа, наглядные - мнемотаблицы, вопросы к детям, игровая мотивация, похвала, использование художественного слова, подведение итогов.

Материалы и оборудование:

конверт с письмом от домовенка Кузи; схема пути в лес, тетради в крупную клетку, цветные карандаши, мнемоквадраты «Правила поведения в лесу», мнемотаблица «Дикие животные»; карточки «Парные картинки», мнемодорожки по сказкам, деревья.

Демонстрационный материал:

Схема пути, сундук, лепестки, изображения диких животных, мнемосхемы.

Предварительная работа:

беседа о сказках, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".

Виды деятельности:

игровая, продуктивная, коммуникативная.

Детская цель:

Собрать цветик – семицветик, открыть сундук и принести книгу в сад.

Ход занятия:

1 часть. Вводная часть (3 мин)

Воспитатель:

-Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями и дружно, скажем «здравствуйте». Присаживайтесь на стульчики. Сегодня у нас с вами занятие не обычное, а сказочное.

Сказку дети очень ждали,

Сказку дети в гости звали!

Сказка здесь уже друзья

Сказка вновь пришла сюда!

-Ребята, нам пришло письмо. Интересно, что там написано? Давайте прочитаем его.

«Дорогие ребята! Я – домовенок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днем мне так нравится слушать, как вы поете добрые песни, слушаете сказки. Вот я решил сделать вам подарок.

Подарок мой лежит на дне

В моем волшебном сундуке

Открыть сундук поможет, дети,

Волшебный цветик – семицветик!

Как листочки соберете,

Подарок мой тотчас возьмете!» Сундук тот хранится у моего друга – Лесовичка. Он живет в лесу, следит за порядком в нем. Дорога к лесу простая. Посылаю вам план, как добраться до лесной полянки. Ваш друг Кузя»

Воспитатель: Ну что, хотите побывать в лесу? Тогда посмотрите на этот план и постарайтесь его запомнить. Вот как объясняет Кузя дорогу к своему сундуку: «Вы выезжаете из города с большими домами. Проезжаете мимо круглой клумбы с красными цветами. Мимо синего озера, мимо прямоугольного поля с пшеницей. Лесную опушку вы узнаете по двум елочкам, желтому клену и красной рябинке».

Схема пути

Дети смотрят на картинку - план (30-40 сек., после чего воспитатель предлагает им восстановить этот план в тетради по памяти.

Воспитатель просит рассказать, как же попасть к Лесовичку?

Готовы ли вы к путешествию? Но на чем мы отправимся в путь? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Зато у нас есть топ-топ-тобус!

Речевая игра «По лесной тропинке»

По лесной тропинке идем по кругу

В сказку мы пойдем.

Цветик – семицветик

Быстро соберем.

Ветки березы качаем руками

Ласково шуршат.

Лес чудес и сказок,

Принимай ребят! кланяемся

Где ты, лепесток - дружок выглядываем из – под рук

Помоги цветок собрать,

Все загадки отгадать хлопают в ладоши

2. Основная часть (20 мин).

Воспитатель: Вот так домовенок Кузя! Загадал нам загадку. Сундук стоит, на нем замок висит. А замок – то и правда, непростой – это же серединка цветочка. Значит, если мы найдем лепестки цветика – семицветика, сможем открыть сундучок.

Когда мы приходим в гости к природе, надо хорошо знать, как вести себя в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?

Мнемоквадраты «Правила поведения в лесу»

- Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц.

- Не разорять гнезда птиц.

- Не рвать цветы.

- Не ломать деревья, кусты.

- Не ловить бабочек, жуков, птиц.

- Не сорить. Убирать за собой мусор.

- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.)

Воспитатель

-Молодцы, вы справились с заданием, и получаете желтый лепесток.

Воспитатель:

Ребята, подскажите мне кто живет в лесу?

Как называют этих животных?

Отгадывание загадок о диких животных

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет зима,

Просыпается от сна.

- Кто это?

Медведь.

Комочек пуха.

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Заяц.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее –….

Лиса.

Серый он, в лесу живет,

Охоту ночью он ведет,

Ну, а если голодает,

На луну он завывает.

Волк.

По веткам скачет,

Да не птица,

Рыжая,

Но не лисица.

Белочка.

Он забавный, но колючий,

И живет в лесу дремучем.

В клубок свернется — не найдешь,

Всем известно это.

Еж.

Воспитатель

-Правильно, вот мы и отгадали еще один лепесток от нашего цветика – семицветика – зеленый.

Мнемотаблицы «Дикие животные»

Воспитатель:

- Расскажите мне о жизни диких животных.

Медведь.

Воспитатель: Что же мы знаем о медведе?

Рассказы детей о медведе по мнемотаблице.

Бурый медведь - дикое животное леса, у него есть четыре ноги, тело покрыто густой шерстью На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей - ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо - полакомится яйцами, найдет улей диких пчел - поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Зимой у медведицы рождается детеныш-медвежонок. Она кормит его молоком».

Заяц.

Воспитатель: Давайте расскажем, что мы знаем о зайчике.

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца - это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.»

Лиса.

Воспитатель: Расскажем, что мы знаем о лисе.

Лиса - дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса - хищный зверь. Основная еда лис - насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна. А вот припасов лиса никаких не делает. Да и зачем они ей? Лиса охотится круглый год

Волк.

Воспитатель: Что же мы знаем о волке?

Волк - животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.

Белка.

Воспитатель: Давайте расскажем, что мы знаем о белке.

Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.

Ёж.

-Воспитатель: Ребята, а кто из диких зверей спит зимой, как медведь?

Дети: Ёжик.

Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха. Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.

Воспитатель:

-Ребята, а вот и синий лепесточек. Молодцы!

Воспитатель:

-Ребята, давайте поиграем в игру. Возьмите каждый по одной картинке. Рассмотрите ее внимательно и найдите ей пару.

Дидактическая игра «Парные картинки»

Воспитатель:

- Молодцы! А вот и красный лепесточек.

Воспитатель:

-Посмотрите, какая непонятная картинка. Какие герои изображены на схеме?

(дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, репка).

Воспитатель:

-Ребята, а давайте попробуем, отгадать, как же называется сказка? (Репка).

Мнемодорожки «Русские народные сказки»

Воспитатель:

-Молодцы, вы справились с заданием, и получаете оранжевый лепесток.

Воспитатель:

В письме есть еще кое - что. О, да это стихотворение. Как же нам побыстрее его выучить?

Дети: Надо нарисовать, или показать движениями.

Воспитатель:

Верно, мы с вами покажем движениями.

Есть в лесу под елью хата. (Руки вверх - деревья машут ветками, руки домиком)

Там уснули медвежата. (Руки под щеку, затем делаем ушки – руки к голове)

А меньшой не хочет спать, (Показываем руками маленький размер, мотаем головой)

Маме стал надоедать. (Руки к голове – уши медведице, стучим кулаками по коленям)

Капризуля косолапый просит: (Показываем косолапые ноги, шагаем, руками маним к себе)

«Ужин мне состряпай! (Показываем руками – стряпаем)

Поскорей неси сюда (Руками маним к себе)

Меда, рыбку из пруда!» (Гладим рукой по животу, рукой показываем рыбку, волнистыми движениями)

Напевает сыну мать: (Показываем маму медведицу – руки ушки)

«Баю, баю, надо спать! (Качаем ребенка, руки к щеке)

Ты уснешь, и сон придет, (Продолжаем держать руки, пальцами по коленям – топ-топ)

Все в корзинке принесет!» (Показываем корзинку – руки в кольцо, затем руки к детям)

Воспитатель:

-Сказки все мы отгадали и названия сказали. И за правильный ответ фиолетовый вам цвет.

Воспитатель:

-Ну вот, ребятки, отгадали мы с вами все загадки. Давайте попробуем открыть наш волшебный сундучок. (Пробуем открыть).

Воспитатель:

-Не открывается наш сундучок. Может мы что – то забыли. Давайте посчитаем, сколько лепестков на нашем цветике – семицветике? (шесть).

Воспитатель:

-А должно быть сколько? (семь).

Воспитатель:

-И вправду пропустила я одно задание. Выполним? (да).

Воспитатель:

- Я буду загадывать загадки, если ответ на загадку – положительный персонаж, то вы хлопаете в ладоши, а если отрицательный то затопаете ножками.

На метле вчера летала,

С высоты большой упала.

Эй, избушка, курьи – ножки,

Мчись к бабуле по дорожке.

БАБА ЯГА

Постучался в нашу дверь

Необычный чудо зверь –

Он в коричневой рубашке,

Ушки – блюдца нараспашку.

ЧЕБУРАШКА

Жизнь его лежит в ларце,

А ларец тот во дворце,

А дворец – в лесу дремучим,

Лес растет на черной туче.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

Лечит маленьких детей,

Лечит маленьких зверей.

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор.

АЙБОЛИТ

Я красив, силен, могуч,

Я грознее грозных туч,

Я умнее всех, нет слов, —

Много у меня голов.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

Он играет понемножку

Для прохожих на гармошке.

Он построить дом стремится,

Чтобы в нем с друзьями жить.

КРОКОДИЛ ГЕНА

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. Получайте голубой лепесток.

Собираем цветик - семицветик

Воспитатель:

-Вы молодцы! Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика – семицветика. В сундучке не бриллианты, не злато. Смотрите, в сундучке книги со сказками.

В круг скорее становись,

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Нужно в садик нам бежать.

3 часть. Заключительная (2 мин).

Воспитатель:

-Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие? (ответы детей)

Воспитатель:

-Молодцы, ребята! А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и вместе рассмотрим подарок от домовенка Кузи.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в первой группе раннего возраста на тему «Дикие и домашние животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в первой группе раннего возраста на тему «Дикие и домашние животные» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, ознакомление детей о жизни домашних и диких животных. Задачи: Образовательные: формировать.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные» Конспект НОД по речевому развитию. Возрастная котегория: 5-6 лет Тема:«Дикие животные» Образовательная область: речевое развитие. Цель:.

Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Домашние животные» для детей 4–5 лет. Цель: создать условия для развития представлений о домашних животных и их детенышей. Программное содержание: 1. Углубить знание детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по речевому развитию на тему «Дикие животные» с использованием приёмов мнемотехники
Опубликовано: 21 октября 2024 в 20:23
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по речевому развитию на тему «Дикие животные» с использованием приёмов мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Молчанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября. Праздник режима дня. Передвижка «Режим дня дошкольника»

 Режим дня — это режим жизни. Насколько тщательно вы продумаете и внедрите режим в повседневность, настолько это положительно скажется на здоровье и воспитании дошкольника.

24 октября. День русской избы. Макет

Все мы, даже коренные городские жители, изначально родом из деревни. Поэтому важной составной частью нравственно-патриотического воспитания детей является их ознакомление с этими своими истоками. В...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД