Таскира Вакилевна Габидуллина
Конспект ООД по речевому развитию «Деревья — наши друзья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных представлений о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе.
Задачи:
-систематизировать знания воспитанников узнавать по внешнему виду деревья;
-развивать речь, воображение, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать;
-обогащать багаж знаний названиями деревьев;
-воспитывать бережное отношение к деревьям, желание беречь и защищать природу.
Направления образовательной деятельности:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Деревья — наши друзья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, флешка, доска для слайдов.
Словарная работа: шершавая, хвоинки, березовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.
Предварительная работа:
в группе : беседа о деревьях, заучивание стихов о деревьях,, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи; использование дидактических игр(«Угадай по описанию», «Чей листик?» «Времена года»);
на прогулке: экскурсия по территории детского сада, наблюдения за деревьями, за природными изменениями, за птицами, исследование дерева.
Место проведения: групповая комната.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости к друзьям.
Наши друзья - это деревья! На территории нашего детского
сада растут много разных, высоких деревьев. Давайте
вспомним, какие деревья у нас растут?
Воспитанники: Тополь, береза, ель, рябина, клен.
Первый ребенок читает стихотворение «Строение дерева» С. А. Васильева:
Дерево могуче, дерево сильно,
Ведь в земле корнями оно закреплено.
Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:
Ствол - дереву опора, убегает ввысь.
Ты потрогай твердую древесную кору.
Надежно защищает она дерево в бору.
Создают прохладу под деревом листочки,
Они весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись,
Но елочной иголкой, смотри, не уколись!
Воспитатель: Спасибо. А кто сможет перечислить части дерева, о которых
говорится в стихотворении?
Воспитанники: У дерева есть корни, ствол, ветки, листья.
Рассматривание слайда «Строение дерева»
Воспитатель: Чем покрыт ствол дерева?
Воспитанники: Ствол покрыт корой.
Воспитатель: Для чего нужны дереву корни, кора?
Воспитанники: Через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает
ствол дерева.
Воспитатель: Молодцы! Правильно назвали строение дерева. Посмотрите!
А что это за дерево?
Воспитанник: Рябина.
Осень в город к нам пришла,
Огоньки вокруг зажгла.
Ярко- красный шарик
-Это вовсе не фонарик.
Прилетай скорее, птица,
На рябине покормиться!
(С. А. Васильева)
Рассматривание слайда «Рябина»
Воспитатель: Ребята! А кому и какую пользу она приносит?
Воспитанник: Ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и
воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается.
Воспитатель: А это что за дерево?
Воспитанники: Выходит третий ребенок:
Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клена кружится.
И медленно мне на ладошку ложится.
Осенние клены -цветов хороводы,
И желтый, и красный среди непогоды.
Найду я зеленого капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета.
(С. А. Васильева)
Рассматривание слайда «Клен»
Воспитатель: Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых
листьев. Какие они?
Воспитанники: Это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые,
а осенью желтые, красные.
Воспитатель: А если лист двух цветов, то какой он может быть?
Воспитанники: Желто- красный, желто-зеленый лист.
Воспитатель: А теперь какое дерево видим?
Воспитанники: Выходит четвертый ребенок:
Под окошком вырос тополь вековой,
Летом он зеленой шелестит листвой.
По городу гуляя, встретишь его пух
Над улицей несутся сотни белых мух.
(С. А. Васильева.)
Рассматривание слайда «Тополь»
Воспитатель: Тополь, это дерево, которое растет в городе. Как мы о нем
можем сказать, какое это дерево?
Воспитанники: Тополь- это городское дерево.
Воспитатель: Для чего в городе нужны деревья?
Воспитанники: Листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают
кислород. Таким образом, они очищают городской воздух.
Рассматривание слайда «Хвойные деревья»
Воспитатель: Как называются деревья, на которых растут иголки?
Воспитанники: Хвойные деревья.
Воспитатель: Какие хвойные деревья, вы знаете?
Воспитанники: Ель, сосна, пихта, кедр.
Выходит пятый ребенок:
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.
Воспитатель: А что говорят в народе о сосне?
Воспитанники: (поговорки)
«Сосна там красна, где взросла»,
«Всякая сосна своему бору шумит»
Физкультминутка «Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх,
потом тоже самое, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души,
И на место вновь спешим. (Дети идут на свои места.)
Рассматривание слайда «Сосна»
Воспитатель: Как выглядит сосна?
Воспитанники: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна размножается шишками.
Воспитатель: Молодцы! Очень, много рассказали о сосне. Ну, а эту
красавицу, вы узнаете?
Рассматривание слайда «Береза»
Воспитанники: Пятый ребенок:
В белых платьицах подружки.
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
(С. А. Васильева)
Воспитатель: Какого цвета листья на березе?
Воспитанники: Золотисто-желтые.
Воспитатель: У какого дерева, раньше других меняется окраска листьев?
Воспитанники: У березы.
Воспитатель: У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада?
Воспитанники: У березы.
Воспитатель: Какое значение имеет - листопад?
Воспитанники: Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.
Воспитатель: А сейчас, отгадайте загадки:
1. В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)
2. Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
3. Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки)
Игра «Скажи по-другому»
Воспитатель: Если в роще растут березы, как называется эта роща?
Воспитанники: Березовая роща.
Воспитатель: А если в роще, растут дубы?
Воспитанники: Дубовая роща.
Воспитатель: Какие еще бывают рощи?
Воспитанники: Осиновая роща, липовая роща.
Хоровод «Во поле березонька стояла»
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Деревья говорят нам : «Не
грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет
нас белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях
появятся новые листочки!»
До новых встреч! До свидания!
Предложить детям подойти к своему любимому дереву, еще раз рассмотреть его.