Черепанова Алена Валентиновна
Конспект ООД по речевому развитию по обучению детей пересказу для среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по речевому развитию.
по обучению детей пересказу (средний дошкольный возраст)
Цель: Обучение пересказу знакомой сказки. Развитие связной речи, общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи). Воспитание интереса и любви к народному творчеству.
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию по обучению детей пересказу для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Оборудование: Цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, объемные фигурки.
Предварительная работа: Создание положительного эмоционального фона. Рассматривание иллюстраций к сказке.
Ход занятия:
1. Вводная беседа (развитие диалогической речи).
Логопед: Дети, сегодня я расскажу вам сказку «Три медведя» и мы рассмотрим к ней картинки.
Логопед ставит перед детьми объемные фигурки: стол, стульчики.
Логопед задает детям следующие вопросы:
Узнали ли вы сказку, для которой я принесла вот эту мебель? Как она называется? Почему стульчики в этой сказке разного размера: большой, средний и маленький? Почему на столе три мисочки: большая, средняя и маленькая? Кому из вас читали эту сказку? Кто видел мультфильм по этой сказке? О ком эта сказка? Чем она закончилась?
2. Выразительное рассказывание сказки логопедом с иллюстрированием на наборном полотне.
Логопед убирает фигурки, помещает на стенд иллюстрацию и выразительно рассказывает сказку.
Три медведя
Одна девочка (На наборное полотно выставляется фигурка девочки.) пошла в лес по грибы и заблудилась. Стала она искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику. (На наборное полотно выставляется изображение домика.)
В домике жили три медведя: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Медведей дома не было. Они ушли гулять по лесу. (На наборное полотно, чуть в стороне, выставляются фигурки медведей и тут же убираются.)
Дверь в домик была открыта. Девочка вошла и увидела на столе три миски с похлебкой: большую, среднюю и маленькую. (Изображение домика отодвигается в сторону, а в центр наборного полотна выставляется изображение стола с мисками.) Около каждой миски лежала ложка.
Взяла девочка самую большую ложку и похлебала из самой большой миски, потом взяла среднюю ложку и похлебала из миски поменьше, потом взяла самую маленькую ложечку и стала есть из самой маленькой мисочки. Мишуткина похлебка показалась ей лучше всех.
Захотела девочка сесть и увидела у стола три стула: большой, поменьше и маленький. (На наборное полотно выставляются три стула.) Полезла она на большой стул и упала. Села на средний стул, но на нем было неловко. Села на маленький и засмеялась, так было хорошо. Взяла она маленькую мисочку и стала есть. Съела всю похлебку и давай качаться на стульчике. Стульчик сломался, и девочка упала на пол.
Пошла девочка в другую комнату. Там стояли три кровати: большая, поменьше и самая маленькая. (Изображения стола и стульев отодвигаются в край наборного полотна, а в центр выставляются три кровати.) Легла девочка на самую большую кровать, но там было слишком просторно. Легла на среднюю кровать, но там было слишком высоко. Легла на самую маленькую кроватку и сразу заснула.
Тем временем пришли домой три медведя и захотели есть. (На наборное полотно выставляются фигурки трех медведей.) Михаил Иванович взял свою миску и заревел страшным голосом:
- Кто хлебал из моей миски?
Настасья Петровна посмотрела в свою миску и зарычала не так страшно:
- Кто хлебал из моей миски?
А Мишутка увидел свою пустую мисочку и запищал:
- Кто хлебал из моей мисочки и все выхлебал?
Михаил Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моем стуле и сломал его?
Пошли медведи в другую комнату. Михаил Иванович заревел страшным голосом:
- Кто лежал на моей кровати и смял ее?
Настасья Петровна зарычала не так страшно:
— Кто лежал на моей кровати и смял ее?
А Мишутка запищал тонким голосом:
- Кто лежал на моей кровати?
И вдруг увидел девочку и завизжал:
- Вот она! Держи! Держи ее!
А девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто. Девочка выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
3. Беседа по сказке (после небольшой паузы). Логопед спрашивает у детей, как они поняли содержание сказки, и задает им вопросы:
Куда пошла одна девочка и что с ней произошло? (Одна девочка пошла в лес
и заблудилась.)
Куда она пришла? (Она пришла к домику.)
Кто жил в этом домике? ( В домике жили три медведя: Михаил Иванович,
Настасья Петровна и Мишутка.)
Где были медведи в это время? (Медведи ушли гулять в лес.)
Что сделала девочка? (Девочка вошла в домик и увидела три миски - большую, поменьше и маленькую — и три ложки: большую, среднюю и маленькую. Она взяла большую ложку и похлебала из большой миски. Потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней миски. Потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой мисочки.)
Что она похлебала? (Похлебку.)
Что такое похлебка? (Это такой густой суп.)
Какой показалась ей Мишуткина похлебка? (Мишуткина похлебка ей показалась самой вкусной).
Что захотела сделать девочка дальше? (Девочка захотела сесть. Полезла она на большой стул и упала. Села на средний стул, но на нем было неловко. Села на маленький и засмеялась, так было хорошо. Взяла она маленькую мисочку и стала есть. Съела всю похлебку и давай качаться на стульчике. Стульчик сломался, и девочка упала на пол).
Куда пошла девочка потом? (Пошла девочка в другую комнату. Там стояли три кровати: большая, поменьше и самая маленькая. Легла девочка на самую большую кровать, было слишком просторно. Легла на среднюю кровать, было слишком высоко. Легла на самую маленькую кроватку и сразу заснула.)
Что произошло дальше? (Пришли домой три медведя и захотели есть. Михаил Иванович взял свою миску и зарычал страшным голосом: «Кто хлебал из моей миски?» Настасья Петровна посмотрела в свою миску и зарычала не так страшно: «Кто хлебал из моей миски?» А Мишутка увидел свою пустую мисочку и запищал: «Кто хлебал из моей мисочки и все выхлебал?» Михаил Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» Мишутка взглянул на свой стульчик и пропищал: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?»)
Куда потом пошли медведи и что там произошло? (Пошли медведи в другую комнату. Михаил Иванович заревел страшным голосом: «Кто лежал на моей кровати и смял ее?» Настасья Петровна зарычала не так страшно: «Кто лежал на моей кровати и смял ее?» А Мишутка запищал тонким голосом: «Кто лежал на моей кровати?» И вдруг увидел девочку и завизжал: «Вот она! Держи! Держи ее!»
Что сделала девочка? (Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто. Девочка выскочила в окно и убежала.)
Чем закончилась сказка? (Медведи не догнали девочку.)
Во время беседы логопед помогает детям отвечать на вопросы, используя иллюстрации на наборном полотне, в качестве «опоры».
Во время рассказывания логопед помогает детям выбрать правильную интонацию, изменить тембр голоса в зависимости от того, чью реплику они произносят.
4. Подвижная игра «Медведь». Координация речи с движением. Развитие общей моторики.
Логопед убирает фигурки с коврографа и приглашает детей в центр комнаты, где они делают хорошо знакомое упражнение.
Гуляет по лесочку Дети идут по кругу на носочках, держа руки на поясе
Семейство медвежат,
Под лапами листочки
И веточки хрустят.
Под елочкою сели, Дети присели на корточки и закрыли глазки
Решили отдохнуть.
Закрыли мишки глазки,
Им хочется вздремнуть…
Немного отдохнули — Дети идут по кругу, руки на поясе и топают ногами
И снова в дальний путь,
Идут, ногами топают,
По лесу только хруст.
(А. Ануфриева, О. Митюкова.)
5. Повторное рассказывание сказки логопедом.
Логопед приглашает детей к коврографу, помещает на него цветную иллюстрацию и еще раз выразительно рассказывает сказку, предупредив детей о последующем пересказе.
6. Логопед составляет плана пересказа и предлагает детям распределить роли для пересказа. Развитие памяти, функции речи.
Логопед распределяет роли, взяв роль рассказчика на себя, обязательно напомнив детям, о правильном интонировании речи героев, дает детям несколько минут для подготовки к пересказу.
Пересказ сказки несколькими детьми или пересказ по ролям. Развитие связной речи, памяти, интонационной выразительности речи,
Логопед вызывает детей к коврографу и предлагает пересказать сказку, используя плоскостные фигурки для инсценирования. Дети могут пересказывать, инсценируя сказку, на настольном театре.
7. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед хвалит всех детей! Затем предлагает детям оценить работу друг друга и выбрать того, кто лучше всех исполнял свою роль.