Ольга Погожева
Конспект ОД по развитию речи «Зимние напевы»
▼ Скачать
Конспект НОД
по развитию речи и ознакомлению
с художественной литературой.
«Зимние напевы»
(старшая группа)
Тема НОД: «Зимние напевы, беседа и рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима».
Программное содержание:
-вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы;
Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Зимние напевы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
-развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительной живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующие им настроения; композиционные построения картин;
-развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, в музыке, поэзии, художественной прозе;
-обогащать словарь детей эмоционально – оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами;
Материалы: репродукции картин, музыкальные произведения на тему зимы.
Подготовительная работа: наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, рассматривание репродукций картин зимы, разучивание стихов и пение песен.
Ход НОД:
Дети свободно сидят перед стендом, на котором помещена картина (она пока закрыта).
Воспитатель: Вот и отшумела ярко – желтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые облака. Холодно, дождливо, грязно. Ветер гонит бесконечные гряды туч. Короткие серые дни, похожие друг на друга, леса стоят полупустые, «грустят по птичьим голосам», но…
…Вот ветер тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз.
И рады мы
Проказам матушки зимы.
А. С. Пушкин
Начинает зиму декабрь. Его в народе прозвали «студень», «стужайло». Зимы бывают разными, и год на год не похож. Даже в течении одной часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение.
Включается музыкальное произведение
Но вот опять заснежило, и повалил густой, пушистый снег. И нам вновь становится радостно, весело и празднично.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает. Ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, беспробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,-
Вот пришли морозцы-
И зима настала.
И. Суриков
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березы и ели,
Месяц меж тучек над полем сияет,
Бледная тень набегает и тает.
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье мороз.
И. Бунин
Вот так по – разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо - унылую, печальную.
Засиделись мы с вами. Давайте «прогуляемся по лесу» :
Выпал беленький снежок подняли руки вверх
Собираемся в кружок. руки на пояс
Снег, снег, белый снег руки вверх, опускаем
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши грозим пальцем
Ловим снег хлопок в ладоши
Руки в стороны, по швам
Хватит снега вам и нам.
«Ходит зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их зима тоже в белые шубы одела.
Вспыхнули, засветились снега. Синие. Красные. Зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок…в воздухе тоже заискрились. Заплясали разноцветные огоньки.
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь! Любуется солнышко картиной Зимы…- глаз оторвать не может…»
Г. Скребицкий. Четыре художника
Вот такую картину нарисовала зимушка – зима. А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. (открывает стенд с картиной «Зима» и дает детям время рассмотреть ее внимательно)
-Так о чем же нам рассказал художник?
Дети: о зиме в лесу.
Воспитатель: Что покорило и порадовало автора?
Дети: Красота зимнего леса.
Воспитатель: Какой же это лес?
Дети: Старый, дремучий лес.
Воспитатель: Почему вы решили, что это старый и дремучий лес. Посмотрите на ели. Что можно сказать о них?
Дети: Высокие, с огромными стволами.
Воспитатель: А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?
Дети: стволы упавших деревьев.
Воспитатель: Как вы думаете, почему художник нарисовал лес таким, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание?
Дети: Снег в лесу.
Воспитатель: Холодно, морозно. Все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. Красив укутанный пушистым толстым ковром снега зимний лес.
Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот?
Дети: Картина тихая, спокойная.
Воспитатель: Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель.
С. Черный
Полюбуемся картиной, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня. (прослушивание отрывка из пьесы А. Вивальди «Зима»)
Понравилась ли вам музыка?
Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, писатель, композитор, художник о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы. На этом наше путешествие по зимнему лесу закончено.