Елена Семенова
Конспект ООД по развитию речи «Задаем вопросы вместе с любопытным Слоненком Р. Киплинга»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи :
речевое развитие :
–– совершенствовать речь детей;
–– познакомить с формами постановки вопросов, вопросительными словами «кто?», «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?»;
–– совершенствовать умение задавать вопросы по сюжету мультфильма, серии картинок и из личного опыта;
социально-коммуникативное развитие :
–– формировать умение понимать и обозначать словом эмоциональное состояние;
Темочки:
- Африка. Животные жарких стран
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Слон. Все про слонов для детей
- Слон. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
познавательное развитие :
–– развивать познавательный интерес, познавательную активность;
–– мотивировать детей к формулированию (постановке) вопросов;
–– способствовать пониманию того, что вопрос является средством получения новых знаний;
физическое развитие :
–– совершенствовать двигательные умения и навыки;
–– развивать координацию движений.
Предварительная работа:
познакомить детей с вопросительными словами, таблицей мнемосимволов;
показать за день до занятия мультфильм «Слоненок» (Союзмультфильм, 1967 год).
Ход ООД:
Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель:
«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно,
Говорю тебе «Привет»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука
Здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, Здравствуй друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.
Воспитатель: присаживайтесь.
Воспитатель: Ребята, вчера мы с вами смотрели мультфильм. Вспомните, как он назывался?
А полным предложением. (Дети отвечают.)
Правильно, мультфильм назывался «Слоненок». Он был снят по сказке английского писателя Редьярда Киплинга. Сейчас мы посмотрим фрагмент из этого мультфильма и затем побеседуем о нем. Будьте внимательны.
Воспитатель включает мультфильм «Слоненок» и воспроизводит его до момента, когда Слоненок решает уйти на берег реки от родственников. После просмотра воспитатель задает детям вопросы.
Воспитатель: Ребята, что любил делать Слоненок?
Дети: Задавать вопросы.
Воспитатель: София, почему он любил задавать вопросы?
Дети: Ему было интересно, хотел узнать что-то новое.
Воспитатель: Ростик, а какой был слоненок?
Дети: любопытный
Воспитатель: Да, Слоненок был любопытным. Ему было интересно все вокруг.
Воспитатель: Как вы думаете, задавать много вопросов – это хорошо или плохо?
Дети: хорошо, плохо.
Воспитатель: Почему? А в каком случае плохо? (тихий час, обед)
А что мы, ребята, получаем, приобретаем, когда задаем вопросы и получаем на них ответы?
Дети: Знания!
Воспитатель: Правильно, если мы задаем вопросы и получаем на них ответы, мы приобретаем новые ….знания ….об окружающем мире. Скажите, почему тетушки и дядюшки Слоненка не отвечали ему?
Дети: Им было неинтересно. Они не хотели общаться, очень устали. Воспитатель: Все верно.
А сейчас мы поиграем в игру Слоненка.
физкультминутка «Прогулка Слоненка по Африке»
Дети встают со стульев. По показу или самостоятельно изображают животных, о которых рассказывает воспитатель.
Воспитатель: Маленький Слоненок вышел погулять. У него были большие уши и маленький нос.
Дети показывают руками большие уши и маленький нос.
Воспитатель: Вдруг Слоненку встретился кто?
Дети: (бегемот)
Дети показывают руками, какой большой, как он открывал огромную пасть.
Воспитатель: А затем кто?
Дети: Страус!
Дети показывают, как Страус прятал голову в песок: наклоняют голову вперед, кладут на голову руки. Затем показывают, как он высовывал голову: поднимают голову, опускают руки, выпрямляют спину.
Воспитатель: А потом?
Дети: обезьяна
Дети показывают движения, имитирующие руками
Воспитатель: Звери обижали Слоненка, и он от них убежал.
(Дети бегают по кругу.)
Потом Слоненок устал и пошел отдыхать в укромное место.
(Дети садятся на стулья.)
Воспитатель: Продолжаем работу по мультфильму, слушаем песню Слоненка. Слушаем внимательно.
Воспитатель включает 2-й фрагмент мультфильма, где Слоненок поет песню «Есть у меня шестерка слуг…». После просмотра фрагмента воспитатель задает вопросы.
Воспитатель: Какая шестерка слуг была у Слоненка?
Дети: слова, с которых начинаются вопросы.
Воспитатель: Давайте вспомним, с каких слов начинаются вопросы в песенке? – Кира, София
Дети: Кто? Что? Когда? Где? Как? Почему? (показ картинки – вопроса, повесить на доску).
Воспитатель: Правильно, ребята.
На экране демонстрируется картинка из мультфильма «Слоненок», где Крокодил схватил Слоненка за хобот.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Подумайте, какие вопросы можно задать по этой картинке с помощью слов «кто», «что», «когда», «где», «почему», «как»? Поможет вам в этом таблица с мнемосимволами. Как звучит вопрос? (указывать на определённую картинку).
Таблица с мнемосимволами
Воспитатель показывает таблицу с мнемосимволами. Дети отвечают, какое вопросительное слово означает каждый символ, а затем по очереди задают вопросы по картинке.
Примеры вопросов по картинке из мультфильма «Слоненок»
Кто изображен на картинке?
Кто тянет Слоненка за нос?
Что хочет сделать Крокодил?
Что в зубах у Крокодила?
Когда Крокодил схватил Слоненка за нос?
Где жил Крокодил?
Почему хобот у Слоненка стал длинным?
Что сказал Удав о пользе длинного носа?
Воспитатель отмечает в таблице с мнемосимволами слова,которые дети использовали в вопросах.
Воспитатель : Ребята, а с какими словами не получилось задать вопросы? (Выделяет мнемосимвол с этим словом, например, «как») Да, иногда сложно придумать вопрос по картине с каким-нибудь из этих слов. Попробуйте задать вопрос со словом «как» не по этой картинке, а из вашего опыта. Только задавайте такой вопрос, на который вы сами знаете ответ. Например, «Как нарисовать цветок?», «Как правильно одеться на прогулку?» (Дети задают друг другу вопросы и отвечают на них.)
Экспрессивный этюд «Заинтересованный человек»
Воспитатель:Ребята, вы много задавали вопросов. Что вы при этом чувствовали?
Дети:Мы были любопытными, хотели получать знания, участвовать во всем, проявляли интерес.
Воспитатель:А как выглядит человек, которому что-то интересно?
Дети:Он внимательно слушает, смотрит.
Воспитатель:Правильно. Давайте покажем заинтересованного человека
(изображают заинтересованного человека).
Воспитатель: Молодцы. Но самое интересное лицо было у ….
Воспитатель: Ребята, потанцуем под песенку Слоненка.
Совместный Танец «Есть у меня шестерка слуг»
Звучит песня «Есть у меня шестерка слуг…» из мультфильма «Слоненок». Дети танцуют, повторяют за воспитателем движения и слова песни.
Воспитатель:
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, –
Все знаю я от них.
(Дети идут по кругу, держась за руки.)
Они по зову моему
Являются в нужде.
(Дети складывают руки у рта рупором.)
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
(Дети на каждое вопросительное слово загибают пальцы.)
Я их гоняю так и сяк
В ненастье, дождь и тьму,
Пять тысяч где, семь тысяч как,
Сто тысяч почему.
(Дети ритмично выполняют приседания.)
Садимся.
Воспитатель: Ребята, сейчас поиграем в игру «Интервью». А кто знает, что такое интервью?
Дети: задавать вопросы и получать на них ответы
Воспитатель: А помогут нам наши карточки. Вы берете любую карточку с символом и задаете вопрос, который начинается со слова, которое обозначено на карточке, своему соседу или кому пожелаете.
Воспитатель подает карточки с мнемосимволами, ребенок по очереди берет одну карточку и задает вопрос.
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с интервью.
Воспитатель: Мы помним, что Слоненок был любопытным, а есть в русском языке еще слово «любознательный». Как вы думаете, ребята, что оно означает?
Дети: Когда человек любит получать знания.
Воспитатель: Верно! А вы были сегодня любознательными? Что вам было интересно?
Дети делятся мыслями и эмоциями от занятия.
Воспитатель: Спасибо, ребята! Мне тоже было интересно вас спрашивать, слушать, играть и танцевать с вами! На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо.