Юлия Калинина
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Песня под лучину»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с жизнью крестьян нашего района
Задачи:
Развивающие :
1. развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;
2. обогащать словарь детей: старина, настоящее, хресцы, адонье, закрома, чуни, онучи, лучина;
3. развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в старшей группе „Песня под лучину“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
4. развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.
Воспитательные:
1. Углублять представления ребёнка о жизни старших поколений, своём прошлом, через историю родного края
2. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,
3. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.
4. Воспитывать заботливое отношение к своему краю;
Обучающие:
1. Формировать представления о временных отношениях на примере жизни людей разных поколений
2. Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.
Образовательные области:
- Развитие речи
- Ознакомление с окружающим миром
- Изобразительная деятельность
Планируемые результаты:
- пополняется запас знаний детей о прошлом родного края;
- знакомятся с новыми словами:
- у детей возникает желание знать и беречь родной край.
Целевые ориентиры:
- дети проявляют интеллектуальную активность;
- дети испытывают интерес к событиям;
- расширяется запас слов детей;
- дети слушают и понимают взрослого, действуют по образцу.
Материально – технические ресурсы:
Для педагога: экспонаты мини- музея
Для детей: картинки различных предметов, листы бумаги, цветные карандаши, платок.
Предварительная работа:
- беседы;
- просмотр видео;
- чтение произведений Лескова Н. С.
Содержание ОД
Введение в ОД. Мотивация детей.
Воспитатель: Ребята, в нашей группе, с помощью ваших родителей мы создали мини – музей. Все вещи, собранные в музее из прошлой жизни наших бабушек и дедушек. Эти вещи имели очень большое значение в жизни старших поколений. Глядя на эти вещи, вы можете представить, как жили наши прабабушки и прадедушки?
Дети: не совсем
Совместная постановка познавательной цели
Воспитатель: Жизнь наших прабабушек и прадедушек очень отличалась от жизни, которой живем мы с вами. У них не было такой техники, таких технологий, которыми пользуемся мы. Вы хотите послушать и больше узнать о жизни старших поколений?
Дети: да
Актуализация знаний детей
Воспитатель: Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? Дети: настоящее
Воспитатель: Правильно – настоящее. Как будет называться время о прошлых событиях?
Дети: прошлое.
Воспитатель: Да, дети, прошлое, или старина. Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое?
Дети: нет
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад.
Воспитатель: Правильно, мы можем только вспомнить то, что нам рассказывали наши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. И сегодня я вас приглашаю послушать очень интересный рассказ моей бабушки, о том времени, когда она была еще ребенком, много – много лет назад.
Совместное открытие нового знания
Воспитатель читает рассказ:
Сто лет назад – это не так давно, как кажется нам. В это время жили наши прабабушки и прадедушки. В любой деревне нашего района мужчины и женщины всю работу в поле и по хозяйству выполняли вручную.
С ранней весны и до поздней осени крестьяне трудились в поле и огородах. Мужчины на лошадях пахали землю, затем сеяли рожь, пшеницу и коноплю. Заканчивалась посевная, начиналась заготовка сена. Траву косили крюками, сушили на солнце, переворачивая рядки, затем складывали в скирды. Зимой этим сеном кормили коров, овец, коз.
После заготовки сена начиналась уборка зерновых культур. На уборочную выходили всей семьей. Мужчины косили крюками, женщины вязали снопы. Снопы складывали в копна. В копне было 4 хресца. В хресце – 13 снопов. Снопы свозились к дому. Возле дома делали ток. Снопы складывали в адонье (особым образом уложенные снопы – колосками внутрь). Там мужчины цепами (две палки скрепленные цепью) молотили зерно из снопов. Зерно засыпали в закрома. Из заготовленного зерна, также в ручную мололи муку. Мололи муку по два человека, на ручной мельнице.
Зажиточные крестьяне, кроме пшеницы и ржи выращивали коноплю. Из конопли крестьяне делали холсты, чуни, веревки. Процесс обработки стеблей конопли был очень трудоемкий. Стебли конопли особым образом замачивали в речке, мяли, сушили на солнце. Это повторялось несколько раз, пока получалась мягкая и воздушная волна, из которой пряли на пряхе нитки. Из тонких ниток делали светлую и красивую ткань, из которой шили скатерти, полотенца, одежду. Из ниток, которые были толще плели обувь (чуни, сбрую для лошади, веревки, которые нужны были по – хозяйству. Из зерен конопли на маслобойнях сбивали масло.
Женщины занимались не только хозяйством и детьми, они так же, как и мужчины работали в поле. Количество членов семьи доходило до 20 и больше. Зачастую это были: дедушка и бабушка, свекор со свекровью, несколько сыновей (сыновья оставались после женитьбы жить в доме отца и матери, невестки и по несколько детей в каждой семье сына. Так, как крестьянская семья состояла из нескольких семей, то обязанности между женщинами, также как и между мужчинами, делились. Одна женщина готовили пироги, другая делала квас, третья чесала волну. Умелые хозяйки ткали холсты, вязали носки, доили коров, сбивали масло из сливок.
Еда готовилась в русской печи на целый день. В русской печи получались духовитые щи, пшенные каши, картошка, тыква, свекла. За стол садились всей семьей. К еде приступали только с разрешения самого старшего члена семьи – деда.
Осенью в каждой семье квасили в бочках капусту. В капусту клали антоновские яблоки. На зиму антоновку мочили в бочках. Помидоры и огурцы солили тоже в бочках. Зимой, на столе у каждого трудолюбивого крестьянина под картошку в мундире была квашеная капуста, хрустящие бочковые огурчики и бочковые помидоры.
Зимой у крестьян тоже хватало работы. Мужчины готовили сохи, упряжь, телеги к весне. Для работы в поле делали крюки, грабли, тяпки. Своими руками мужчины из конопли плели чуни, веревки, делали онучи, из овечьей шерсти валяли валенки. Верхнюю одежду – тулупы, чекмени, шапки - делали из овечьих шкур. Женщинам тоже хватало дел: чесать волну, прясть пряжу, вязать носки, ткать ковры. Они собирались в одном доме и под пение народных песен выполняли каждый свою работу.
Освящались дома лучинами. Лучины – это наструганные щепки.
Были у крестьян дни, когда они отдыхали – это православные праздники. Крестьяне всей семьей ходили на Богослужение в Храм. Потом собирались, зимой в избах, летом в рощах и на лугах. Пели песни под рояльные гармошки и балалайки, плясали, играли в народные игры.
Воспитатель: Я предлагаю сыграть в игру «Горелки»
Правила игры «Горелки»
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
Дети берутся за руки, образуя пары.
Пары стоят одна за другой «ручейком».
Впереди «ручейка», в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках.
По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль «ручейка».
Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок.
Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке.
Игра продолжается со следующей парой детей.
Первичное закрепление нового знания
Воспитатель: Ребята, слушая мой рассказ, вы представили жизнь наших прабабушек и прадедушек?
Дети: да
Воспитатель: Давайте пойдем в наш музей и уже другими глазами посмотрим на малознакомые нам вещи. (Подходят к мини – музею, который оформлен в группе)
Представьте себе, что мы пришли в дом к крестьянину. Дверь обычно очень маленькая. Дверной проем низкий, как вы думаете, почему?
Дети: Это для того, чтобы холод в дом не пробрался.
Воспитатель: Правильно, вы это знаете из предыдущих рассказов. Но не только для этого люди сделали такой низкий потолок перед дверью.
Мы, когда в избу зашли, что сделали?
Дети: хозяевам поклонились
Воспитатель: Чтобы люди были вежливыми и придумали дверь сделать маленькую: холод задерживать, да невежд учить. Забудет сосед, или какой родственник поклониться хозяевам, да и стукнется о притолоку над дверью. Вот тебе и шишка, знай да уважай своих родных и соседей.
Ребята, а что главное в избе?
Дети: говорят свои предположения.
Воспитатель: Главное в избе — это печь. В старину говорили : «Без печи хата - не хата»
Как вы думаете, зачем нужна была печь?
Дети: в холод избу согревать, пищу готовить
Воспитатель: Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, как для людей, так и для домашних животных.
Как вы думаете, для каких домашних животных?
Дети: для поросят, коровы, козочки и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, посуда была очень необычная, вот такая: горшки, крынки, чугунки. В чугунке щи варили да каши. Даст коровка молока, хозяюшка нальет его в крынку, да и в печь. Вот вкусное получалось молоко с пенкой. Поставит хозяйка чугунок с кашей в печь. А там горячо, жар.
Как достать оттуда чугунок?
Дети: предположения детей обсуждаются
Воспитатель: Для этого брала хозяйка вот эту палку, ухватит чугунок или крынку и достанет. Долго не могли придумать название этой палке, а потом решили назвать. ухват.
Как вы думаете, на какое слово оно похоже?
Дети: ухватить
Воспитатель: Перед едой надо обязательно. что сделать?
Дети: руки помыть
Воспитатель: Но раньше рукомойников не было. Но зато были деревянные тазы. Их называли лоханью. Этот таз служил и для умывания, и для купания малышей. Вот помоют все руки, да за стол. Хозяйка разных блюд поставит: щи в чугунке, кашу в горшке. Раньше тарелок не было и ели все из одного чугунка или горшка. Вот все сели за стол и ждут.
Как вы думаете, чего все ждут?
Дети: ответы детей обсуждаются
Воспитатель: Все сидят и ждут, когда первую ложку возьмет самый старший в семье.
Кто в этой семье самый старший?
Дети: глава семьи – дедушка
Воспитатель: Почему надо было ждать, пока дедушка возьмет первую ложку из чугунка?
Дети: ответы детей обсуждаются
Воспитатель: Все очень уважали старших и никогда вперед старших ничего не делали. Но ведь и в старые времена были маленькие проказники. Не дождутся, пока старшие возьмут из чугунка или горшка, да и шасть в чугунок. А тут ему.
Как вы думаете, что здесь могло бы произойти?
Дети: ответы детей обсуждаются
Воспитатель: Самый старший в семье возьмет свою деревянную ложку, да и по лбу тому, кто проказничает и нарушает обычаи семьи. А обычай таков - «Вперед старших не лезь», старших надо всегда уважать.
Вот поедят все и опять сидят, ждут, пока самый старший в семье из-за стола не выйдет. А если кто из младших деток забудет этот наказ, да и выйдет раньше.
Что за это получит?
Дети: ложкой по лбу.
Воспитатель: Знать, забыл самое главное семейное правило. какое?
Дети: не лезь вперед старших
Воспитатель: Маленькие дети обычно играли на печке с баюнком.
Кто такой баюнок?
Дети: тряпичная кукла - оберег, которая сказки рассказывает
Воспитатель: Ну вот, теперь вы все знаете о жизни наших прабабушек и прадедушек. Старших будите уважать.
Включение нового в систему знаний
Воспитатель: Ребята обратите внимание на стол. Что вы видите?
Дети: разные картинки
Воспитатель: Правильно различные картинки. Сможете ли вы, эти картинки разделить на две группы?
Дети: да
Воспитатель: Чтобы нам не запутаться, объединимся в три группы. Одна группа соберет картинки, которые относятся к прошлой жизни. Другая группа соберет картинки, которые относятся к нашему времени. Третья группа будет проверять правильность выполнения задания
Дети: выполняют задание
Воспитатель: Жизнь наших прабабушек и прадедушек – очень тяжелое интересное время. Вспомните новые слова, которые вам запомнились из прошлого времени.
Речевая игра «Вспомни слово»
Дети: называют слова, которые им запомнились.
Воспитатель: Ребята, а сможете вы зарисовать то, что больше всего запомнилось из рассказа моей бабушки?
Дети: да
Воспитатель: Проходите к столам, вас ждут бумага и карандаши.
Дети: рисуют
Совместное подведение итогов
Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня вели беседу?
Дети: Ответы
Воспитатель: Что нового, вы узнали?
Дети: ответы
Воспитатель: Что для вас было самым интересным?
Дети: ответы
Воспитатель: Кому бы вы хотели рассказать о том, что узнали?
Дети: ответы