Надежда Ануфриева
Конспект ООД по развитию речи «Звуковая культура речи: звук [ж]» в средней группе
▼ Скачать
Тема: Звуковая культуры речи : звук ж
Возрастная группа : средняя (4-5 лет).
Цель: упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.
Задачи:
установить эмоциональный контакт;
развивать умение к звукоподражанию с опорой на картинку и без иллюстрации;
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Звуковая культура речи: звук [ж]“ в средней группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
совершенствовать общую моторику через физминутку;
упражнять детей в правильном произношении звука ж (в звукосочетаниях, словах, фразах);
развивать интерес к игровой деятельности;
передавать игровые действия в соответствие с текстом и характером исполнения музыки.
Программное содержание.
упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (в звукосочетаниях, словах, фразах);
Образовательная область: речевое развитие.
Вид деятельности: организованная образовательная деятельность.
Методы и приемы:
Словесные: выразительное рассказывание воспитателем; вопросы прямые простые и сложные; повторение; объяснение, пояснение, называние.
Игровые: сюрприз, игровая ситуация, внесение и обыгрывание игрушек.
Практические: совместные действия воспитателя и ребенка, упражнения.
Наглядные: использование игрушек, средств ИКТ, иллюстраций.
Поддерживающие детскую инициативу: поощрение.
План занятия (20 мин) :
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (1 мин.)
2. Мотивация. (1 мин.)
3. Артикуляционная гимнастика. (2 мин.)
4. Знакомство с новой песенкой звука [Ж]. (2 мин.)
5. Упражнение в правильном произношении звука ж (1,5 мин.)
6. Появление героя Жука. (1 мин.)
7. Чтение отрывка из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова и беседа. (2,5 мин.)
8. Физминутка «Жуки большие и маленькие» (1,5 мин.)
9. Дыхательная гимнастика (1, мин.)
10. Чистоговорки (1,5 мин.)
11. Игра «Доскажи словечко» с показом слайдов картинок-отгадок. (2 мин.)
12. Самомассаж с массажными мячиками. (1,5 мин.)
13. Рефлексия. (1 мин.)
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение? Давайте все улыбнемся, чтобы у всех было хорошее настроение.
2. Мотивация.
Воспитатель: Сегодня мы будем продолжать учиться говорить красиво. Ребята, как вы думаете, зачем нужно говорить красиво, правильно?
Дети: говорить красиво, правильно нужно, чтобы тебя понимали другие люди.
Воспитатель: Правильно, конечно. А что нам помогает говорить?
Дети: Язык.
Воспитатель: А где живёт язычок? (во рту).
3. Артикуляционная гимнастика.
Давайте поиграем с язычком.
(Проводятся артикуляционные упражнения)
Артикуляционная гимнастика.
1. На губу язык клади
Пя-пя-пя произноси.
2. Мышцы расслабляются,
Лопатка получается.
3. Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)
- Хорошо мы поиграли. И сегодня мы научим свой язычок петь новую песенку.
4. Знакомство с новой песенкой звука [Ж].
А чтобы узнать песенку какого звука, мы будем петь, внимательно послушайте стихотворение, слова с этим звуком, я буду выделять голосом.
Ужа ужалила оса
Бывают в мире чудеса:
ужа ужалила оса.
Ужалила его в живот.
Ужу ужасно больно. Вот!
А доктор ё ж сказал ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но всё же, думается мне,
лежать вам лучше на спине,
пока живот не заживёт. Вот».
Н. Воронель, Р. Муха.
- Песенку какого звука мы слышим в этом стихотворении?
Дети: Жжжж
Воспитатель: Как вы думаете, чья это песенка? Правильно, посмотрите на экран.
5. Упражнение в правильном произношении звука ж
ЖЖЖЖ - это песенка жука.
Она поется так же, как песня листьев (ш-ш-ш, но только звонко, с голосом. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик языка не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».
Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж».
Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню, дрожит, вибрирует) а теперь приложите ладонь к горлу и спойте песенку листьев. Поет горло? Нет.
6. Появление героя Жука.
Воспитатель: Посмотрите, мы так хорошо пели, что на нашем цветке приземлился жук. Он услышал вас и прилетел.
Воспитатель. А что-то наш жучок молчит, не жужжит. Хотите помочь жуку? (Да.)
Давайте научим его петь. Как жужжит жук?
Дети. Ж-ж-ж.
Воспитатель: Песенка жука звонкая. А теперь давайте послушаем, получится звонкая песенка у (называю имя ребёнка).
7. Чтение отрывка из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова и беседа.
Воспитатель. Эта картина напомнила мне рассказ В Бирюкова «Поющий букет», я вам его прочитаю.
Дети: Да
Читаю отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:
Летел жук по своим делам, жужжал «Ж-ж-жуть, как пить хочется». О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.)
Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжажжжду
утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»
Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел)
Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.
И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз)
Дети, как вы понимаете значения слов жажда и жуть как пить хочется?
Воспитатель: Посмотрите, жук совсем заскучал, сидит на цветке и не поет свою песенку. Как вы думаете, почему ему так скучно?
Дети: Потому что он один.
Воспитатель: Ну конечно, ведь сейчас зима, а что делают жуки в это время года?
Дети: Спят!
Воспитатель: Вот и наш жук пока спал, забыл, как нужно петь песенку и заскучал!
Мы можем ему помочь! Что бы жуку не было так скучно одному, Сами превратимся в жуков, больших и маленьких. «Большие жуки» жужжат громко: ж-ж-ж.
(Дети повторяют с начала хором, затем 2-3 индивидуальных ответа. При индивидуальном ответе – предложить ребёнку взять жука и изобразить его.)
А «маленькие жуки» жужжат тихо: ж-ж-ж.
(Дети повторяют хором и индивидуальные ответы. Так же, при индивидуальном ответе предложить взять жука маленького и изобразить его.)
8. Физминутка «Жуки большие и маленькие»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите с жучками поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: Дети, а кто будет большими жуками? А кто будет маленькими? (Дети выбирают жуков.)
Воспитатель: Вставайте со своих мест и пройдите к нашей полянке.
Физминутка на ковре «Жуки большие и маленькие»
Воспитатель: По моей команде «Большие жуки», летают большие жуки, и громко жужжат.
А по команде «маленькие жуки», летают маленькие жуки и тихо жужжат.
(Игра повторяется несколько раз.)
Воспитатель: Вам понравилось играть с жуками?
Дети: Да
Воспитатель: Они очень устали. Что же нам с ними теперь делать? (Предложения детей.)
(Одно из предложений – отпустить их на волю. Воспитатель вместе с детьми выпускают жучков на волю (на полянку).
9. Дыхательная гимнастика.
Проводится дыхательная гимнастика
Воспитатель: Посадите своего жука на ладошку, сделайте вдох через нос и выдох через рот, вот как красиво жуки полетели, пусть отдохнут на травке, а вы возвращайтесь на свои места.
10. Чистоговорки
Но это необычная полянка, здесь малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.
Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа.
Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу
(хоровые и индивидуальные проговаривания чисто говорок)
11. Игра «Доскажи словечко» с показом слайдов картинок-отгадок.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Подскажи словечко».
Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать. Итак, начали:
1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот). (слайд 2)
2) Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф). (слайд 3)
4) Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало… (жарко). (слайд 4)
5) А рядом бегемотики
Схватились за … (животики). (слайд5)
Воспитатель: Скажете, в каких словах живет песенка жука.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
12. Самомассаж.
Воспитатель: возьмите массажные мячики, поиграем с ними
Самомассаж
Жук, вот правая ладошка,
Жук, вот левая ладошка
По дороге жук ползет,
Деткам он еду несет:
Две травинки, крошку,
Корень, листик, мошку.
13. Рефлексия.
Воспитатель: Кто к нам сегодня прилетал?
Дети: Жук.
Воспитатель: Чем мы помогли?
Дети: Научили жучка петь (жужжать, нашли ему друзей.)
Воспитатель: Как поют большие жуки? Как поют маленькие жуки?
Воспитатель: Вам удалось помочь жуку, ежихе, потому что вы научились петь песенку жука.