Татьяна Рублева
Конспект ООД по развитию речи для детей 5–6 лет «Весна в поэзии, живописи, музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: на примере художественных и музыкальных произведений показать воспитанникам взаимосвязь музыки, живописи и поэзии.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о весне;
Публикация «Конспект ООД по развитию речи для детей 5–6 лет „Весна в поэзии, живописи, музыке“» размещена в разделах
- Весна. Весенние стихотворения для детей
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Читаем и заучиваем весенние стихи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
упражнять в умении употреблять притяжательные прилагательные; обогащать речь детей образными словами и выражениями;
вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии произведений поэзии и музыки;
упражнять детей в умении рассказывать стихотворение наизусть с опорой на схемы мнемотехники;
Развивающие : Развивать и активизировать речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, воображение.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к товарищам, умение слушать ответы других детей, умение работать в паре;
формировать интерес детей к природе.
Предварительная работа: беседа о весне, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
Оборудование:
иллюстрации весны;
опорные схемы мнемотехники;
макет березки и листочки;
репродукции И. И. Левитана «Март», «Большая вода», «Цветущие яблони»;
произведение С. В. Рахманинова «Весенние воды»;
мольберт;
телевизор.
Ход ООД:
Воспитатель:
Ребята, настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
А теперь дети послушайте загадку и догадаетесь о чем, мы будем сегодня говорить:
Она приходит в марте к нам,
Её узнаешь по шагам:
С ней зеленеет всё вокруг,
Она цветам и птицам друг!
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Весна вдохновляла многих талантливых людей. Об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передает свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы, звуками.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним названия весенних месяцев.
Дети: Март. Апрель. Май.
(Воспитатель подводит детей к доске, где развешаны иллюстрации с весенними пейзажами. С детьми проводится беседа).
Воспитатель: Март первый месяц весны. В народе март называют «капельник, протальник», почему? (начинает капать капель, и появляются проталины).
На какой картине изображен солнечный мартовский день?
Воспитатель: Верно.
Воспитатель: Апрель второй месяц весны. В народе апрель - это «Месяц живой воды», также «ледоломом», березень, почему? (потому, что снег сходит, на реках начинается ледоход, и на березках набухают почки).
Воспитатель: На какой иллюстрации это видно?
Воспитатель: Май третий месяц весны. В народе месяц май называют «травень, цветень, песенник»? Почему? (взошла трава, распустились цветы и птицы поют).
Воспитатель: Верно. Издавна на Руси символом весны считалась береза, посмотрите на мольберт какая у нас березка, но она стоит без листьев. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, а вы будете «одевать» нашу березку. Послушайте, по моему примеру: весна долгожданная, потому что мы ее долго ждали. Называйте красивые слова о весне, какая она?
Дети: Яркая, потому что светит ярко солнце. Радостная, потому что приносит радость и т. д. (поющая, звонкая, цветущая, зеленая, солнечная, теплая, любимая, красная).
Воспитатель: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Она вся покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.
Воспитатель: Весной дети и взрослые, издавна, организовывали множество игр, давайте и мы с вами поиграем в п/ игру «Во поле береза стояла…»
Воспитатель: Вот мы с вами немного и отдохнули. Присаживайтесь на стульчики. Ребята, мы сегодня говорим о весне. Весна - это прекрасное время года, многие поэты посвящали весне стихотворения, и сегодня я вас хочу познакомить со стихотворением Ф. И. Тютчева «Весенние воды». Давайте послушаем, как просыпается и наступает весна в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенние воды».
Воспитатель: Понравилось вам это стихотворение? Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (радостное, веселое, восторженное). Как вы считаете, о каком месяце весны говорится в стихотворении (О месяце марте, это время, когда тает снег). Ребята, а вы знаете, что такое брег (Берег).
А как вы понимаете слово – глясят? (Передают, сообщают, извещают, оповещают). Как названы весенние воды в стихотворении? (мы молодой весны гонцы).
– Кто такой гонец? (Тот, кто послан с какой либо вестью, посланник, вестник, курьер, глашатай)
Это стихотворение вдохновило композитора С. Рахманинова, и он написал романс на стихотворение Ф. И. Тютчева. Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы.». «Вдохновенным поэтом звуков» называли Сергея Васильевича Рахманинова все, кто слышал его произведения, и кому знакомо было его исполнительское мастерство.
Давайте послушаем произведение С. Рахманинова. Ребята, присядьте, закройте глаза и почувствовать звуки весны в музыке С. В. Рахманинова.
(Слушание аудиозаписи)
– Какие звуки весны услышали в музыке? Музыка тоже передает звуки весенних вод. Что объединяет поэта и композитора? (Они оба любят весну, природу родного края, восхищаются ее красотой, чувствуют себя счастливыми среди родных далей.)
Воспитатель: Теперь попробуем заучить стихотворение. Я вам еще раз прочитаю это стихотворение (повторное чтение). - А теперь, мы с вами постараемся, каждой строчке стихотворения подарить по картинке. (Рассматривание опорных схем мнемотехники с чтением стихотворения).
- А теперь давайте все вместе попробуем прочитать стихотворение с помощью картинок. (Чтение стихотворения, детьми наизусть, опираясь на картинки.)
Рефлексия
- Как называется стихотворение, которое мы сегодня заучивали?
- Кто написал это стихотворение?