Ольга Нестерова
Конспект ООД по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Овощи»
Цели занятия:
-активизировать знания детей об овощах
- умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных
- умение образовывать множественное число существительных.
- обогащение глагольного словаря
- умение согласовывать существительное с прилагательным в роде.
- умение понимать стихотворный текст
Оборудование:
корзина с овощами (муляжи или натуральные продукты);
вспомогательные картинки:
геометрические фигуры (круг, треугольник, овал);
садовые инструменты (лейка, тачка, лопата, грабли);
Публикация «Конспект ООД по развитию лексико-грамматического строя речи по теме „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
картинный материал к дидактической игре «Вершки-корешки» (дом, овощи).
Ход занятия.
1. Организационный этап.
Дети рассаживаются на свои места.
2. Этап повторения
1)Уточнение понятия огород.
ЛОГОПЕД: - Ребята, кто-нибудь знает, что такое огород?
ДЕТИ: - Огород - это земля, где люди сажают растения.
2) Уточнение понятия овощи.
Логопед наглядно показывает и называет каждый овощ.
Материал: корзина с овощами (муляжи или натуральные продукты).
ЛОГОПЕД: - Да, на огороде люди выращивают полезные овощи. Посмотрите, что растет на огороде: Это капуста. Это огурец. Это перец. Это баклажан и т. д.
ЛОГОПЕД: - Ребята, где всё это выросло?
ДЕТИ: - На огороде, на грядке.
ЛОГОПЕД: - Ребята, что растет на грядке?
ДЕТИ: - Овощи
ЛОГОПЕД: - Значит, я принесла вам в корзинке овощи. Какие еще овощи вы знаете?
ДЕТИ: -морковь, лук, свекла, капуста, картофель и т. д.
3) Различение геометрических фигур. Ассоциативное восприятие.
Логопед демонстрирует детям изображения: круг, овал и треугольник. Затем предлагает рассмотреть овощи и выбрать те из них, которые похожи по форме на круг, овал и треугольник.
ЛОГОПЕД: - Дети, как называются эти фигуры?
ДЕТИ: - Круг, овал, треугольник
ЛОГОПЕД: - Давайте выберем и назовем те овощи, которые по форме похожи на круг.
ДЕТИ: - помидор, репа и т. д.
ЛОГОПЕД: - На какую фигуру похожа морковь?
ДЕТИ: - На треугольник
ЛОГОПЕД: - На какую фигуру похож баклажан?
ДЕТИ: -На овал
3. Этап обучения
1)Согласовывание существительного с прилагательным в роде.
Логопед выделяет голосом окончания прилагательных мужского и женского рода, требуя этого и от детей. Дети отвечают на вопросы.
ЛОГОПЕД: - Правильно, репа и помидор круглые. Морковь удлиненная, продолговатая.
ЛОГОПЕД: - Репа какая?
ДЕТИ: - Репа круглая.
ЛОГОПЕД: - Морковь какая?
ДЕТИ: - Морковь длинная.
ЛОГОПЕД: - Помидор какой?
ДЕТИ: - Помидор круглый.
2) Обогащение глагольного словаря
Чтение логопедом стихотворного текста.
Использование вспомогательных картинок с садовыми инструментами.
ЛОГОПЕД: - Для чего людям нужны овощи?
ДЕТИ: - чтобы кушать их
ЛОГОПЕД: - В огороде много гряд
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
ЛОГОПЕД: - Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы овощи выросли? Посмотрите на картинки.
ДЕТИ: - Овощи поливают, рыхлят землю.
ЛОГОПЕД: Для того чтобы вкусные и полезные овощи выросли, нужно: вскопать землю, сделать грядки, посадить семена, поливать растения, прополоть грядки, собрать урожай.
3. Физкультминутка.
Выполнение физической разминки. Чтение логопедом стихотворного текста и показ физических упражнений с целью их подражания детьми.
ЛОГОПЕД: Давайте и мы с вами сейчас потрудимся на огороде:
Мы стоим на огороде, Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.) Вот салат, а здесь укроп. Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.) Поработаем с тобой, Сорнякам объявим бой — С корнем будем выдирать Да пониже приседать. (Приседания.) У забора всем на диво Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.) Мы её не будем трогать — Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.) Все полили мы из лейки И садимся на скамейки. (Дети садятся.)
3) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Логопед использует вспомогательные картинки с изображениями овощей.
ЛОГОПЕД: -Какие мы молодцы, теперь у нас вырастет хороший урожай. А пока наши овощи еще маленькие, мы будем называть их очень ласково. Как?
ЛОГОПЕД: - Баклажан –
ДЕТИ: - Баклажанчик
ЛОГОПЕД: - Перец –
ДЕТИ: - Перчик
ЛОГОПЕД: - Горох
ДЕТИ: - Горошек и т. д.
4. Этап закрепления нового материала
1)Уточнение знаний об овощах.
Логопед использует дидактическую игру «Вершки-корешки» : Использование вспомогательных картинок с изображениями овощей и картинки с изображением дома. Дети должны правильно распределить картинки.
ЛОГОПЕД: - Какой овощ перед вами?
ДЕТИ: - Морковь.
ЛОГОПЕД: - Скажите, у моркови все можно есть или в ней есть что-то несъедобное? ДЕТИ: - Несъедобен зеленый хвостик, вершок, который торчит из земли, а оранже-вый корешок можно есть.
ЛОГОПЕД: - У моркови мы едим корешок. А что мы едим в других овощах : вершки или корешки?
ДЕТИ: - Дают разные ответы
ЛОГОПЕД: - В домике живут овощи. Те, у кого съедобен корешок, живут в подземном этаже, а те, у кого съедобны вершки — выше. Расселите правильно овощи в домике.
ДЕТИ: - выполняют задание
ЛОГОПЕД: - Почему мы можем поселить лук и петрушку, и на подземном и на наземном этаже?
ДЕТИ: - У них съедобны и вершки, и корешки.
2) Понимание стихотворного текста.
Чтение логопедом стихотворения «Овощи» Ю. Тувима с последующей беседой по содержанию
ЛОГОПЕД: - Послушайте внимательно стихотворение:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла. Ох!
И суп овощной оказался не плох!
ЛОГОПЕД: вопросы:
-куда ходила хозяйка?
- какие овощи она принесла?
- для чего она купила овощи?
4. Итог занятия.
Логопед беседует с детьми с целью оценки усвоенных знаний
ЛОГОПЕД: о чем мы сегодня говорили?
ДЕТИ: об овощах
ЛОГОПЕД: где растут овощи?
ДЕТИ: на огороде. На грядке
ЛОГОПЕД: что нужно делать, чтобы вырос хороший урожай?
ДЕТИ: сажать семена, поливать растения, полоть сорняки.
ЛОГОПЕД: Правильно, за растениями нужно ухаживать и беречь их