Светлана Волощук
Конспект ООД по развитию фонематического восприятия у детей старшей группы
Цель: Развитие фонематического восприятия
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• совершенствовать навыки различения неречевых звуков;
• закрепить умение выделять первый звук в слове;
• совершенствовать правильное звукопроизношение;
• формировать умение дифференцировать звуки;
Коррекционно-развивающие:
• развивать слуховое внимание;
• развивать умения выделять звук в потоке звуков;
• развивать наблюдательность, мышление, внимание.
• развивать умения определять количество слогов в слове.
Коррекционно-воспитательные
• воспитывать в детях желание помогать друг другу.
• воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Предполагаемый результат: У детей развито фонематическое восприятие
Современные педагогические технологии: игровая технология; здоровьесберегающая технология;.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный
Организационный
Дети входят в кабинет
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте их поприветствуем. (Дети здороваются)
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!
(Берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются, говорят «доброе утро»)
(Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку, которая появилась в группе и предлагает открыть её. Там лежит письмо, воспитатель читает)
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята. Пишут вам жители Волшебной Страны Звуков. Наша страна попала в беду. Нам очень нужна ваша помощь. Налетел сильный ураган и все звуки и буквы перемешались. Стало грустно и печально в нашей стране. Просим вас, ребята, помочь нам. Но для этого необходимо выполнить все задания»
Воспитатель: Поможем Сказочным героям? (ответы детей) Но прежде давайте вспомним, что такое звуки? (Мы их слышим и произносим)
Воспитатель: А, что такое буквы? (Мы их видим и можем написать на бумаге, а ещё прочитать в книге) Молодцы!
Воспитатель: Ну, что же, ребята, отправляемся в путешествие, в Волшебную Страну Звуков, а помогут нам туда попасть волшебный колокольчик и волшебные слова (Приклеиваю детям колокольчики, дети произносят волшебные слова)
Хлопни, топни,
Вокруг себя обернись,
В Стране Звуков окажись.
Воспитатель: Ребята вот мы и оказались в Волшебной стране звуков! А вот и первое задание:
«Узнай по звуку».
Воспитатель: Перед вами находится ширма, за которой лежат разные музыкальные инструменты. (колокольчик, бубен, барабан, маракас, гармошка, свистулька и т. д.) Вы должны будете определить на слух, какой инструмент звучит. (Задание выполняется без зрительной опоры)
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились.
Воспитатель: Отправляемся дальше. Следующее задание называется:
«Поймай звук»
Воспитатель: Приготовьте свои ладошки, ваша задача поймать звук. Я
буду называть разные звуки, а вы как услышите звук «А» - хлопайте в ладоши, ловите его (у, п, н, а, в, ю, к, а, у, г, д, а, а, л, м) Молодцы!
Воспитатель: А теперь будем ловить звук «У». Будьте внимательны.
(у, п, н, а, в, ю, к, а, у, г, д, а, а, л, м) Отлично!
Воспитатель: А сейчас я буду называть слоги, услышите звук «А» - ловите его. (ун, ен, ан, ин, ат, уж, ас, ит, ам, ул)
Воспитатель: Теперь если услышите звук «У» - хлопните в ладоши
(ун, ен, ан, ин, ат, уж, ас, ит, ам, ул) Молодцы!
Воспитатель: Отправляемся дальше. А вот и следующее задание. Ребята, вам нужно отгадать загадки и определить первый звук в слове – отгадке. Готовы?
Он большой, как мяч футбольный.
Если сладкий — все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его. (Арбуз)
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него –
И не будет ничего.
(Одуванчик)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт. (Улитка)
Одноглазая старушка
Узоры вышивает.
- Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает. (Игла)
(дети отгадывают загадки и называют первый слог в слове - отгадке; воспитатель вывешивает картинки – отгадки на мольберт)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Отлично справились и с этим заданием. Предлагаю отдохнуть и сделать физкультминутку
(дети становятся полукругом, проговаривают текст и выполняют соответствующие движения)
От друзей муравьишка отстал.
Ой-ой-ой-ой-ой-ой!
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай!
Травкой быстро ее обмотал
Ух-ух-ух,у х-ух-ух!
В муравейник скорей побежал.
Ну а солнце за лес уж зашло.
Ой-ой-ой,ой-ой-ой!
Стало сразу так страшно, темно
Ох-ох-ох, ох-ох-ох!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Воспитатель: Следующие задание называется:
«Будь внимателен!»
Я вам буду показывать предмет, и называть его. Если услышите правильное название - хлопайте; если неправильно — топайте.
(воспитатель демонстрируются предметы (банан, кукла, машина, и четко произносит слова и звукосочетания):
ваман мабан кукла кукла
паман даван купла гукла
банан банан мукла кукла
Воспитатель: С этим задание вы тоже справились. Молодцы!
Воспитатель: Следующие задания мы будем выполнять за столами. Присаживайтесь.
«Поезд»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столах для каждого из вас лежит карточка с изображением весёлого паровоза и трёх вагонов с разным количеством окошек. А еще тарелочки с красными квадратами. Я вам буду показывать картинку (дом - кот – книга - кит - лиса - бегемот - лимон — кошка – самолет, а вы должны будете определить количество слогов в слове и такое же количество квадратов выложить к соответствующему вагончику.
(воспитатель показывает картинку, дети с помощью хлопков определяют, сколько слогов в слове и выставляют нужное количество фишек к соответствующим вагончикам;)
Воспитатель: Молодцы! Осталось выполнить последнее задание, выходите из – за столов, становитесь в круг. Задание называется:
«Повтори правильно»
(задание выполняется с мячом)
(Воспитатель предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са)
Заключительный
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную Страну звуков. – Ребята, вы большие молодцы. Выполнили в Стране звуков все задания. А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад, но чтобы вернуться назад, нужно произнести волшебные слова:
(Дети произносят волшебные слова)
Хлопни, топни,
Вокруг себя обернись
В детском саду окажись!
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад! Понравилось вам путешествие по Волшебной стране звуков? (ответы детей)
Что вам понравилось больше всего? (ответы детей) Какое задание было самым веселым? (ответы детей) Какое было самым сложным? (ответы детей)
Воспитатель: Вы большие молодцы. Наше занятие окончено.