Ирина Зинченко
Конспект ООД по познавательному развитию «Здравствуй, народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи:
• Обучающие: Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Здравствуй, народная игрушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
• Развивающие : Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.
• Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
Используемый материал: игрушки - матрёшка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, дымковская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, фонограмма рус. нар. музыки, карусель.
Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, свистульки.
Ход занятия
В. - Дети! Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
Дети: Матрёшка.
В. – Правильно, как вы быстро отгадали. Сегодня, к нам в гости пришла Матрёшка.
Она захотела с нами поиграть и послушать.
В. – Скажите, пожалуйста, а в какой стране мы живём?
Дети: В России.
В. – Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет. (И. Кадухина)
В – Наша страна самая богатая. У нас много лесов, полезных ископаемых, много рек, озёр. В далёкие времена наши предки делали всё своими руками: игрушки, посуду, разные инструменты для работы.
А как называли таких людей? (предположения детей)
В – Русские мастера-умельцы передавали свои секреты своим детям, дети – своим детям и так до нас дошло это народное искусство. Они делают своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям разных стран и народов. Они любуются и восхищаются ими.
В. – Матрёшка это самая главная игрушка русского народа. Каждый гость, который приезжает в Россию обязательно выбирает русскую матрёшку. Матрёшка – это символ России.
– А как вы думаете, из чего она сделана? (Ответы детей)
В. – Чтобы быть хорошим, настоящим мастером надо много трудиться и всё уметь.
Есть много пословиц о труде, может быть кто-то и слышал их:
Труд человека кормит, а лень портит.
Глаза страшатся, а руки делают.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Дело мастера боится.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Делу время, потехе час.
В. – Весь свой товар мастера везли продавать на ярмарку. Кто из вас знает, что такое ярмарка? (предположение детей)
В. – Ярмарка – это место, где можно и купить, и продать разнообразный товар.
Мастера из разных уголков России везут свой товар на ярмарку. Народ ходит по рядам, любуется, а товара так много, что глаза разбегаются.
В. – Мы с вами совсем недавно тоже были на ярмарке. Это был праздник Осени - "Осенины. " Скоморохи приглашали нас на ярмарку. Предлагали купить разный товар (Звучит русская народная мелодия, слышны голоса скоморохов)
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдёшь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдёшь!
В. – Ребята, вы слышите, нас приглашают на ярмарку. На ярмарке всегда весело, слышатся шутки, прибаутки, загадки разные, народ торгуется с продавцами, делает разные покупки. Мы свами пройдёмся по рядам и посмотрим товар мастеров. (Дети подходят к столу)
В. – Давайте посмотрим, какие ещё есть игрушки на ярмарке?
Посмотрите, какие красивые игрушки! (Показывает дымковские игрушки).
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки.
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор
Отвести не в силах взор.
В. – Это дымковские игрушки. Здесь и кони, и кавалеры, и барышни, и водоноски.
Из чего сделаны дымковские игрушки? (из глины)
Почему они называются дымковскими? (из села Дымково)
Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия).
Посмотрите, сколько труда вложил мастер в эту игрушку. (Дети рассматривают игрушки : водоноски, кони, индюк, барыня. олень)
В – Ребята, а на ярмарках есть балаганы, шатры, где показывали кукольные театры, на площадях, люди играли в разные народные игры, устраивали состязания, измеряли свою силу, в тирах стреляли из ружья, катались на каруселях. Давайте и мы поиграем в народную игру «Перетяни канат» (Дети делятся на две подгруппы. Игра «Перетяни канат»).
В. – Ребята, посмотрите на эти игрушку. Кто догадался, что это такое?
(Воспитатель дует в свистульку) (Ответы детей)
В. – Посмотрите, все свистульки разные, они и звучат
по-разному. Их делали разные мастера. Эта дымковская свистулька – сделана из глины. Дети рассматривают игрушки, играют. (Подходят к другому столу)
В. – Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
В. – Проходите да поглядите, а какие здесь игрушки разноцветные. Это коргопольские игрушки. Здесь и зайцы и медведи и люди, а главная игрушка это Полкан-человек конь.
Ребята, а посмотрите на эти игрушки. Чем они отличаются от других. Правильно. Они вытянутые, их не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Это филимоновские глинянные игрушки-свистульки. Скажите, какие цвета использовали мастера для росписи этих игрушек. Правильно. Это и красный и зелёный и жёлтый и синий.
Вот и закончилась наша ярмарка. Что вам запомнилось больше всего? Какие игрушки были привезены мастерами на ярмарку? (Ответы детей)
Мы с вами узнали о русских мастерах, которые делают игрушки, но есть и другие мастера, о которых мы узнаем в следующий раз. А матрёшка решила остаться в нашей группе, чтобы мы с ней играли у нас.
А сейчас мы с вами покатаемся на карусели. Игра «Карусель».