Старцева Ирина
Конспект ООД по профилактике физического насилия с детьми 5–6 лет «Сказки учат многому»
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми 5-6 лет «Сказки учат многому» (профилактика физического насилия при работе с русской народной сказкой «Коза Дереза»).
Продолжительность ООД: 25 минут.
Цель: формирование навыков поведения у детей 5-6 лет при общении со взрослыми.
Задачи:
-рассмотреть физическое насилие на примере русской народной сказки;
Публикация «Конспект ООД по профилактике физического насилия с детьми 5–6 лет „Сказки учат многому“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- обобщить знания правил безопасного поведения детей при общении со взрослыми;
- воспитывать культуру общения детей и взрослых;
- создавать позитивную эмоциональную атмосферу, развивать сообразительность, находчивость, смекалку;
- развивать диалогическую речь;
- учить оценивать поступки героев.
Перечень необходимого оборудования: куклы би-ба-бо: дед, бабка, внучка, коза, текст русской народной сказки, иллюстрации к сказке, ширма, бандероль.
ХОД.
Стук в дверь, входит почтальон и вручает педагогу бандероль (педагог обращает внимание ребят).
-Ребята, давайте посмотрим, что же там внутри (открывает). Посмотрите, нам прислали книжку «Коза Дереза» (показывает детям).
-Друзья, кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой? (Нет)
-А хотите я вас с ней познакомлю? (Да)
Идет чтение произведения. По ходу сюжета прикрепляются иллюстрации.
-Итак, ребята, давайте вспомним, с какими героями мы встретились в сказке? (ответы детей)
-Какие действия происходили в сказке? (ответы детей)
-Как вы считаете, кто является главными героями сказки? (коза и дед)
-Какими словами можно описать козу? (неблагодарная – ее кормили хозяева, а она совершенно этого не ценила; обманщица- обманывала деда)
-Как поступил дед, когда он узнал про ее обман? («Схватил ремень, давай ее по бокам лупить»).
-Как думаете, что чувствовала коза, когда дед ее лупил? (боль, обиду, она плакала и т. д.)
-А бывали ли такие ситуации у вас? (ответы детей)
-Что произошло с козой дальше? (она убежала в лес и продолжила вредничать).
- Ребята, а как вы считаете, можно ли было избежать наказания Деда? ( ответы ребят: если б не обманывала, ценила б то, что имела)
- А давайте подумаем, правильно ли поступил дед? (ответы детей). Задача педагога: подвести детей к тому, что поступок деда является отрицательным. Вместе с детьми попытаться найти пути решения проблемы мирным способом: продумаем, как можно было поступить деду, чтобы не причинить козе боль (рассуждения детей).
Физминутка:
Идет коза рогатая за малыми ребятами,
Кашку покушать, сказочку послушать.
Кашку поели и запили чаем,
А теперь немножко вместе поиграем!
-Ребята, а давайте мы попробуем придумать свою- добрую сказку, в которой не будет обмана и наказания за него (давайте).
- Тут и пришло время для наших кукол-героев (дети разбирают кукол, принимая на себя роль).
Сказка на новый лад.
-Рассказчик : Жили-были дед, бабка, да внученька Маша. Не было у них ни коровки, ни свинки, никакой скотинки - одна коза. Дед козу очень любил. Вот раз послал дед бабку козу пасти. Она пасла, пасла и домой погнала. А дед сел у ворот и спрашивает:
-Дед: Коза, моя коза, что ты пила, что ты ела?
-Коза: Ой, дедушка, я наелась свежей травушки, студеной водицы.
-Рассказчик : похвалил бабку и послал на следующий день внучку козу пасти. Та пасла-пасла и домой пригнала. А дед сидит у ворот и спрашивает:
-Дед: коза, моя коза, что ты пила, что ты ела?
-Коза: ой, дедуля, я наелась, напилась, сыта домой пришла.
-Рассказчик : похвалил внучку, на завтра пошел сам козу пасти. Пас, пас, досыта накормил и домой погнал. А сам вперед побежал, сел у ворот и спрашивает:
- Дед: Коза, моя коза, хорошо ли ела, хорошо ль пила?
-Коза: ой, спасибо, какая сытая: и травушки наелась, и студеной водицы напилась.
Рассказчик : и жили они дружно и мирно!
Герои выходят на поклон, рассаживаются на свои места.
-Друзья, какая сказка вам больше по душе? Та, что мы прочитали или та, которую мы придумали? (ответы детей).
- Ребята, мы сегодня с вами большие молодцы: познакомились с новым произведением, с новыми героями, дали оценку их поступкам и поняли, какие бы плохие поступки ни были, ни в коем случае нельзя причинять боль, можно все решить мирным путем - словами.
Приложение к конспекту
Жили были дед да баба да внученька Маша. Не было у них ни коровки, ни свинки, никакой скотинки — одна коза. Коза, черные глаза, кривая нога, острые рога. Дед эту козу очень любил. Вот раз дед послал бабку козу пасти. Она пасла, пасла и домой погнала. А дед сел у ворот да и спрашивает:
— Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога, что ты ела, что пила?
— Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала через мосточек ухватила кленовый листочек, — вот и вся моя еда.
Рассердился дед на бабку, раскричался и послал внучку козу пасти. Та пасла, пасла и домой пригнала. А дед у ворот сидит и спрашивает:
— Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога? острые рога, что ты ела, что пила? А коза в ответ:
— Я не ела, я не пила, меня внучка не пасла, как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, — вот и вся моя еда.
Рассердился дед на внучку, раскричался, пошёл сам козу пасти. Пас, пас, досыта накормил и домой погнал. А сам вперёд побежал, сел у ворот да спрашивает:
— Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога, хорошо ли ела, хорошо ли пила?
А коза говорит:
— Я не пила, я не ела, а как бежала через мосточек ухватила кленовый листочек,- вот и вся моя еда!
Рассердился тут дед на обманщицу, схватил ремень, давай её по бокам лупить. Еле-еле коза вырвалась и побежала в лес.
В лес прибежала да и забралась в зайкину избушку, двери заперла, на печку залезла. А зайка в огороде капусту ел. Пришёл зайка домой — дверь заперта. Постучал зайка да и говорит:
— Кто мою избушку занимает, кто меня в дом не пускает?
А коза ему отвечает:
— Я коза-дереза пол бока луплена, за три гроша куплена, я как топну — топну ногами, заколю тебя рогами, хвостом замету.
Испугался зайчик, бросился бежать. Спрятался под кустик и плачет, лапкой слёзы вытирает.
Идет мимо серый волк, зубами щёлк.
-О чём ты заинька плачешь, о чём слёзы льёшь?
— Как мне, заиньке, не плакать, как мне серому, не горевать: построил я себе избушку на лесной опушке, а забралась в неё коза-дереза, меня домой не пускает.
— Не горюй, заинька, не горюй серенький, пойдём я её выгоню.
Подошё л серый волк к избушке да как закричит:
— Ступай, коза, с печи, освобождай зайкину избушку!
А коза ему и отвечает:
— Я коза-дереза, пол бока луплена, за три гроша куплена, как выпрыгну, как выскочу, забью ногами, заколю рогами — пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал!
Сидит заинька под кустом, плачет, слезы лапкой утирает. Идёт медведь, толстая нога. Кругом деревья, кусты трещат.
— О чём, заинька, плачешь, о чём слёзы льёшь?
— Как мне, заиньке, не плакать, как мне серому, не горевать: построил я избушку на лесной опушке, а забралась ко мне коза-дереза, меня домой не пускает.
— Не горюй, заинька, я её выгоню.
Пошё л к избушке медведь да давай реветь:
— Пошла, коза, с печи, освобождай зайкину избушку!
Кога ему в ответ:
— Как выскочу, да как выпрыгну, как забью ногами, заколю рогами, — пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и убежал.
Сидит зайка под кустом, пуще прежнего плачет, слёзки лапкой утирает. Кто мне зайчику серенькому поможет? Как мне козу-дерезу выгнать?
Идёт петушёк, красный гребешёк, в красных сапогах, на ногах шпоры, на плече коса.
— Что ты, заинька, так горько плачешь, что ты серенький, слёзы льёшь?
— Как мне не плакать, как не горевать, построил я избушку, на лесной опушке, забралась туда коза-дереза меня домой не пускает.
— Не горюй, заинька, я её выгоню.
— Я гнал — не выгнал, волк гнал — не выгнал, медведь гнал — не выгнал, где тебе,
Петя, выгнать!
— Пойдём посмотрим, может и выгонем!
Пришё л Петя к избушке да как закричит:
— Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу! Ку-ка-ре-ку!
Испугалась коза да как хлопнется с печи! С печи на стол, со стола на пол, да в дверь, да в лес бегом! Только её и видели.
А заинька снова стал жить в своей избушке, на лесной опушке. Морковку жуёт, вам поклон шлёт.
Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец.