Галина Прокопчук
Конспект НОД для подготовительной группы «Обычаи и традиции бурятского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центра развития ребенка – детский сад №23
Красносельского района Санкт – Петербурга
Конспект НОД для подготовительной группы.
Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»
Используемые технологии:
1. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
2. Здоровьесберегающая (физкультурная минутка)
Составила:
Воспитатель Прокопчук Г. Н.
Санкт – Петербург
2019г.
Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы „Обычаи и традиции бурятского народа“» размещена в разделах
Конспект занятия «Обычаи и традиции бурятского народа»
Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»
Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.
Задачи:
1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа.
2. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений.
3. Обогащать словарь детей малыми формами фольклора: пословицами, поговорками, чистоговорками, загадками.
4. Формировать у детей навыки коллективной игры, интерес к культуре бурятского народа
5. Воспитывать уважение к людям коренной национальности, интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям.
Оборудование: войлочная юрта, бурятская шапка, куклы, мешок с костями - лодыжками, карточки для игры «Юрта». Занятие сопровождалось показом слайдов на мультимедиа.
Предварительная работа:
1. Оформление развивающей среды «Мой край родной»
2. Рассматривание иллюстраций: животных, птиц, национальной одежды, посуды, иллюстраций быта бурят. (
3. Беседы по темам: "Бурятская юрта", "Кто такие буряты?", "Родословное древо", "Орнамент", "Одежда бурят", "Пища бурят", "Ремесло".
4. Чтение художественной литературы: "Медведь", "Омулевая бочка", "Легенда о девушке - лебеде", "Легенда о Байкале и Ангаре", "Гэсэр".
5. Знакомство с бурятским фольклором - загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, сказки.
6. Дидактические игры: "Найди пару", "Подбери похожий орнамент", "Найди бурятский костюм", "Одень мальчика, девочку", "Собери предметы одежды".
7. Подвижные бурятские игры : "Рукавичка", "Верблюд и верблюжонок", "Шапка, нитка, узелок".
8. Посещение музея истории Бурятии.
Ход занятия
Воспит. Здравствуйте, дорогие гости, друзья! Привествуем, Вас, с пожеланием счастья и добра, чтобы помнить и возродить наши добрые традиции.
Заходят дети в бурятских костюмах.
Воспит. Сегодня на занятии мы с вами попадем в культуру и быт бурятского народа. То о чем вы узнаете, сами расскажите, вы должны запомнить, чтобы запомнить и продолжить обычаи и традиции наших предков.
- Кто такие предки? (Это наши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки - это кто нас родил)
- Отгадайте мою загадку: Дом без крыши и окон,
А живут в нем дружно люди (юрта)
- Посмотрите на эту юрту, в таких юртах жили буряты. По бурятскому обычаю мальчики садитесь с правой стороны, а девочки с левой. Дети рассаживаются.
Воспит. Давайте вспомним, как мы были в гостях в музее. истории Бурятии. Что видели в юрте? (очаг, божница, где размещались священные книги, бурятские предметы; кровати, орудия труда)
- А как называлось поселение, где жили буряты? (улус)^Каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники, один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.
- А из чего строили юрту? (основа деревянная, деревянные рейки, а сверху прикреплялся войлок). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону от холодного ветра.
- Летом часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были деревянными, легко разбирались и собирались.
- Я предлагаю поиграть в очень интересную игру.
Игра "Юрта ".
Дети становятся на красную ленту, у каждого ребенка своя дорожка, дорожка составлена из цветных прямоугольников. Кто ответит на вопрос, переходит на следующий прямоугольник.
- Внимание на экран (на экране - юрта)
1. - Что это? (юрта)
2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.)
3. - Что делают в юрте? (живут, отдыхают, играют и т. д.)
4. - Кто живет в юрте? (буряты, люди)
- Составим красивое предложение их ваших слов - ответов.
В круглой красивой юрте живут буряты.
- Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)
- Ребята, юрта - лучшее жилье, придуманное человеком - кочевником. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает мороз и холод. (Дети садятся)
- Каких животных разводили буряты? (коз, овец, коров, лошадей и верблюдов) Дидактическая игра: "Детеныши животных"
У козы детеныш. (козленок, а если много. (козлята)
У коровы.
У лошади.
У овцы.
У верблюда.
- Молодцы, очень хорошо знаете детенышей животных. Буряты часто кочевали с места на место вслед за стадом.
Проблемная ситуация
Воспит. Почему они кочевали? (искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная)
- Для чего нужны хорошие пастбища? (животные наедались травой и давали много мясо и молока, шерсти, откармливали детенышей)
- А сейчас мы с вами перекочуем на летнее пастбище. Рассматривание и рассказывание "летнего пастбища"
*
- Составьте рассказ о животных, которых мы видим на пастбище, (дети садятся на свои места).
- Назовите основные продукты питания бурят?
Дидактическая игра "Молочные продукты и мясные блюда"
Показ на экране молочных продуктов: сметана, молоко, сыр, пенка-урмы, масло и т. д. Мясные блюда -бууза, шарбин, хушуур, кровяная колбаса, мясная колбаса и т. д.
Заходит Будамшуу под музыку Буд. - Сайн байна, ухибууд! Сагаан Ьараар! Сагаалганаар!
Сейчас продолжается праздник Белого месяца и Вас всех поздравляю. В гости ходят с подарками. Как хозяйке вашего дома ч Полине Булгатовте - преподношу хадак.
- Узнали вы меня? Я - веселый Будамшуу, люблю играть и веселиться. Давайте поиграем! Я вас научу чистоговоркам на бурятском и на русском языке. Повторяйте за мной
бурятские русские
1. Са - са- са - Са - са - са - Санжа сасали сасаа Беясит хитрая лиса
2. Са - са - са - Сы - сы - сы- СаЬа сасан сагалхяа У лисы усы
3. Са - са - са - Су - су - су - Сарюун дайда сагарна Видели лису?
Буд. Вот, молодцы! Сейчас я проверю ваш ум и смекалку - загадаю вам бурятские загадки :
1. Куда нос, туда и хвост, (иголка с ниткой)
2. Шелковый круг - семь дыр вокруг, (голова)
3. Два брата рядом живут, а друг друга не видят (глаза)
Воспит. - А наши дети знают бурятские пословицы
1 реб. Чем опозорить свое имя - лучше сломать кости.
2 реб. Дал слово - надо сдержать, начал работать - надо завершать.
3 реб. Глядя на свою тень - красивым становишься, глядя на своих сверстников
- умным становишься.
4 реб. Гнев мучает тело, а гора - коня.
Буд. Какие у вас хорошие дети, такие умные пословицы знают. За это я вам еще один подарок хочу преподнести. (Вытаскивает из коробки шапку - малахай). Я вам ее подарю, если вы со мной сыграете в игру - "Шапка Будамшуу" Подвижная игра "Шапка Будамшуу"
Буд. Какие у вас дети - быстрые, ловкие, не мог их догнать. Я дарю вам эту шапку - малахай, будете играть в группе. (Отдает воспитателю)
- А еще какие предметы национальной одежды бурят вы знаете? (Ответы детей)
Воспит. Сейчас мы покажем праздничную одежду бурят. (Показ слайдов)
- Я вам предлагаю дидактическую игру "Одень бурятские куклы" дети одевают куклы и рассказывают о своих куклах (Как зовут, во что одели и т. д.). Буд. А знаете ли вы, что самой любимой игрой в семейном кругу издревле считается игра в кости, которая называется "Шагай". Игра "Шагай" - лодыжки, кости - это старинная бурятская игра, в нее любили играть и взрослые и дети. Разновидности игры: "Соберем большую кучу", "Угадай сколько косточек в руке", "Подкидывание", А теперь усаживайтесь поудобней, давайте поиграем. Игра "Шагай"
Итог.
Благие пожелания:
1 реб. Чтоб стада тучнели.
2 реб. Чтоб уют царил в вашем доме.
3 реб. Чтоб все были здоровы.
4 реб. Чтоб в семье жили удача и успех.
Буд. Ой, спасибо вам, дети, большое за хорошие пожелания. Ну, а мне пора идти к другим детям. Баяртай!
Дети: Баяртай!
Воспит. Всем спасибо за внимание!