Рябкина Валентина
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Времена года. Обобщение»
▼ Скачать + Заказать документы
(ФЦКМ)
Программное содержание: закреплять умение выявлять причинно-следственные связи; развивать умение рассказывать о природе образными выражениями, использовать накопленные знания, представления, образы. Развивать творческую инициативу, воображение, умение находить выразительные слова для рассказа. Воспитывать чувство любви к Родине, родной природе. Формировать эмоциональное восприятие образа природы, средствами художественной литературы, музыки.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Времена года, Обобщение“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Обогащение словаря: времена года, планета Земля, припасиха, подбериха.
Активизация словаря: зима, весна, осень, лето, названия месяцев, вьюжная, морозная, холодная, жаркое лето, знойное, дождливая,
Предварительная работа: беседы, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о временах года, чтение художественных произведений, экскурсии, наблюдения за изменениями в природе.
Материал: веночки для девочек по временам года, запись голосов птиц, снежинки, игровизоры «Угадай цветок», ковралин, смайлики с временами года, корзины (наборное полотно, овощи.
Методы и приемы: игровая мотивация, использование стихотворений, пословиц, загадок, вопросы прямые и косвенные, самооценка ответов детей, игровизоры.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Много путешествий мы совершали,
Но, таких, как это, мы еще не знали.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по временам года.
Наша планета Земля
очень щедра и богата:
горы, леса и поля.
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами!
Такая планета нужна нам с вами!
- Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
Правильно, Земля четыре раза в году меняет свой наряд. А сегодня у нас в группе поселились все четыре времени года. Назовите их.
Воспитатель: «Снегом украшая горы и дома,
Имя старшей дочке мать дала «Зима»!»
Выходит девочка с венком из снежинок:
«Я Зима-метелица
В гости к вам пришла,
Кто любит мой пушистый снег,
Узоры на окне,
Кто любит санок быстрый бег,
Кто радуется мне?»
- Зимушка, наши ребята сами расскажут, как они любят зиму.
Рассказы детей о зиме.
Приметы зимы:
• Теплая зима – к холодному лету.
• Зима снежная – лето дождливое.
• Если зимой звезды блестят ярко – лето будет знойным.
• Зимой иней – летом роса.
Зимушка: «Ребята, расскажите мне, что означают следующие приметы:
«Петух стоит на одной ноге, значит… (будет мороз)»
«Воробьи притихли, нахохлились, значит… (выпадет снег)»».
- А как люди помогают животным и птицам зимовать?
ТРИЗ «Зима – хорошо или плохо!»
С показом слайдов по теме.
- Назовите, какие зимние месяцы вы знаете. (ответы детей).
- Ребята, скажите, а какой бывает зима? (снежной, суровой, вьюжной)
-Назовите пословицы о зиме. (Ответы детей).
• Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.
• Зима спросит, что летом припасено.
• В зимний холод всякий молод.
Упражнение на дыхание «Сдуй снежинку»
Воспитатель:
- Какое время года наступит после зимы? (Весна).
Выходит девочка с венком из яблоневых цветов:
«Вот пришла красна-девица
На все руки мастерица,
Разбудила всех зверушек
И букашек и лягушек.
Как нарядна, зелена,
Отгадайте, кто она!» (Весна).
Воспитатель:
«Только появились на деревьях почки,
Новенькое платье сшила мать для дочки:
С яркими цветами, и с голубизною –
Маленькую дочку назвала Весною»
Весна: «Меня зовут Весною,
Я девочка-весна,
Иду тропой лесною,
Без отдыха и сна.
Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи,
Чтоб с юга прилетели веселые грачи!»
- Ребята, а давайте расскажем, что мы знаем о весне (дети перечисляют признаки весны) Какие приметы, пословицы мы выучили?
Приметы:
• Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно, то лето будет сухое.
• Весной снег тает быстро, а вода бежит дружно – к мокрому лету.
• Длинные сосульки – к долгой весне.
Пословицы:
• Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
• Весной час прогуляешь — неделей не наверстаешь.
• Кто спит весною, плачет зимою.
• Весенний день год кормит.
• Весна красна цветами, осень — снопами.
По мере ответов детей на экране появляется изображение времени года весна (например, называют «прилетели птицы» на экране появляются птицы).
Хоровод «Веснянка».
- Назовите весенние месяцы. (Ответы детей).
Воспитатель:
- Какое время года наступит после весны? (лето).
- А какие летние месяцы вы знаете? (Ответы детей).
Входит девочка с венком из летних цветов на голове:
«Все от лета ясного расцвело-
Это лето красное к нам пришло!
По росистой травушке, по траве,
По зеленой шелковой мураве,
По садам и по долинам,
Лето в детский сад идет.
Землянику и малину, и смородину несет,
Лето к нам идет лугами,
Осыпает их цветами!»
Воспитатель:
«Дочурку в зелень разодела,
По платью бросила цветы
Отделкой ягоды пустила,
А в небеса голубизны.
Согрела солнышка лучами
Землицу всю под облаками.
Дочке имя мать дала –
Летом-красным назвала».
Воспитатель:
- Ребята, кто нам расскажет, что мы знаем о лете? (ответы детей).
ТРИЗ «Солнце – хорошо или плохо!»
- Назовите пословицы о лете.
• Летом каждый кустик ночевать пустит.
• Дождливое лето хуже осени.
• В летнюю пору заря с зарей сходятся.
• Летний день за зимнюю неделю
• Лето — припасиха, а зима — подбериха.
По мере ответов детей на экране появляется изображение времени года «лето».
Лето:
- Какие летние приметы вы знаете? (ответы детей).
• Лето сухое и жаркое – зима малоснежная, морозная.
• Обилие ягод летом предвещает холодную зиму.
• Большой урожай грибов в течение лета предвещает продолжительную зиму.
• Если дождевые черви выползают на поверхность, ящерицы греются на солнце, воробьи громко чирикают, купаются в пыли или в лужах, на закате красное солнце садится в тучу, то будет дождь и ветер.
Игровизор «Собери летние цветы»
На листе изображение корзины, весенних, осенних и летних цветов. Нужно соединить летние цветы линией с корзиной (классификация летних цветов).
Выходит девочка-осень с венком из листьев и ягод рябины:
«Увядает потихоньку
Земли прежняя краса
И на высохшей травинке
Не блестит уже роса».
Воспитатель:
«Платье пестрое надела
Но оно уж поредело,
Посерели небеса …
Дочка младшая пришла –
Дождь и слякоть принесла
Осенью ее не зря
Земля-мама нарекла».
- Осень, а наши дети знают пословицы об осени.
• В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
• От осени к лету поворота нету.
• Упал с дерева один лист — жди осени.
Приметы:
• Первый снег выпадает за сорок дней до зимы.
• Птицы перелетные осенью высоко летят, снегу будет много, а низко – мало.
• Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
• Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Работа с кавролином. Дети рассказывают об осени и выставляют изображение по теме на кавролине.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. А я приготовила вам макет «Волшебного дерева». Выберите смайлик с вашим любимым временем года и украсьте им «волшебное дерево». А нам расскажите, почему вы любите именно это время года?
Дети выбирают смайлики, вешают их на «волшебное дерево» и объясняют, почему именно это время года они считают любимым временем года.