Хомякова Нелли Евгеньевна
Конспект ОД по познанию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Её величество вода»
▼ Скачать + Заказать документы
[Конспект ОД по познанию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Её величество вода»
Образовательная область: Познание (Формирование целостной картины мира)
Цель: развитие потребности и способности к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта; расширять и обогащать представления детей об объекте неживой природы - воде.
Задачи:
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Продолжать знакомить детей со свойствами воды, познакомить детей со свойством воды- как жидкости; показать необходимость воды для всего живого.
Продолжать развивать познавательный интерес, любознательность, и произвольное внимание.
Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
Воспитывать любовь к природе и формировать сознательное отношение к ней.
Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе; проявлять терпение, не перебивать друг друга и дослушивать ответы товарищей до конца.
Материалы: пластмассовые стаканы, краски (гуашь, широкие кисти, стеклянные предметы (стакан, бутылочка с узким горлом, широкий стакан); сахар, соль, мука, пихтовое масло, формочки для сыпучих, влажные салфетки, шприцы, масло подсолнечное, воронки, пипетки.
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок.
Нахождение материала о воде дома с родителями
Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
Прослушивание музыкальных записей.
Проведение исследований, опытов.
Наблюдение за свойствами воды в повседневной жизни.
Рисование на тему: «Применение воды в быту»
Ход занятия:
Мотивационный этап. Введение в ситуацию.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу пришли гости. Здравствуйте!
Воспитатель: Ой, ребята! Что это? (Показывает детям украшенное капельками ведро)
Дети: Ведро.
Воспитатель: Хотите узнать, что же там?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите, что это?
Дети: Капли!
Воспитатель: Какие они большие, наверное, волшебные. Что же в них?
Воспитатель достает из ведерка «капельки», а в них загадки.
Воспитатель: Дети, послушайте внимательно загадки и попробуйте их отгадать.
Меня просят, меня ждут,
А как появлюсь -
Так прятаться начнут. (Дождь)
Воспитатель прикрепляет к доске картинку дождя и достает вторую каплю.
К нам течет издалека
Лентой синею … (Река.)
Воспитатель прикрепляет к доске картинку реки и достает третью каплю.
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая?
(Вода.)
Воспитатель прикрепляет к доске картинку воды.
Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие посвящено её величеству воде. Вода играет важную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он никак не обойдется. Если верить научным данным, то человек не может прожить без воды и трех дней.
А давайте вспомним для чего человеку нужна вода.
Послушайте вначале стихотворения:
Стихи о воде (читают дети) :
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без воды!
Вода
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
(Н. Рыжова.)
Воспитатель: Ребята, вода имеет очень важное значение для жизни человека.
Что мы делаем с помощью воды?
Дети: Пьём, стираем, варим еду, умываемся, моем руки, чистим зубы, купаемся, плаваем, поливаем растения, поим животных, создаём материальные блага.
Воспитатель: На нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна для употребления. Растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная?
Дети: Пресная вода –это вода без солей.
Воспитатель: Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, селах, деревнях. А в городах, где живёт много людей, нужно много воды. Вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Ответьте почему?
Дети: Потому, что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что вода никогда не исчезает, а только превращается, переходит из одного состояния в другое, совершает круговорот. Что такое круговорот воды в природе? Дети рассказывают о круговороте воды в природе по заранее подготовленной схеме.
Воспитатель: Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Воспитатель: Какие состояния воды вы знаете?
Дети: Твёрдое - лёд и снег; жидкое – вода; газообразное - пар. (Показывают на картинках на доске)
Пальчиковая гимнастика «Моем ручки».
Ах вода, вода, вода! (Ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)
Будем чистыми всегда!
Брызги-вправо, брызги –влево! (Пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым (Энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)
Вытрем ручки очень быстро!
Воспитатель: Ребята, имеет ли форму вода?
Дети: Нет.
(Приглашает к столу трех детей.)
Воспитатель: Ребята, перелить воду в предмет с узким горлом можно с помощью пластиковой воронки.
Для проведения этого опыта возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку, затем в стакан. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
Воспитатель: Ребята, мы с вами прекрасно знаем, что вода волшебница. Я хочу пригласить вас в нашу волшебную лабораторию в которой мы с вами превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой. Давайте наденем фартуки и нарукавники для опытов.
Воспитатель: Вокруг себя, дружочек, повернись,
И в доброго волшебника-исследователя превратись!
Прошу вас взять геометрические фигуры по цвету ваших фартуков и разбиться на 4 группы.
(Дети берут с подносов геометрические фигуры и распределяются на группы)
1 группа - красные квадраты;
2 группа – желтые круги
3 группа – синие прямоугольники;
4 группа – зеленые треугольники;
(Дети рассаживаются по 4 человека за стол)
Воспитатель: Ребята, вот мы и в нашей волшебной лаборатории. А кто знает, что делают в лабораториях?
Дети: Проводят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Кто знает правила поведения в лаборатории?
Дети: Вести себя спокойно, не мешать друг другу, не толкать друг друга, ко рту ничего не подносить.
Воспитатель: Ребята, для проведения опытов с водой нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Давайте займем свои рабочие места. У вас на столах лежат конверты, украшенные капельками, в которых находятся схемы. Достаем схему №1.
I опыт. На определение прозрачности воды.
Воспитатель: Перед вами стоит 2 стакана. Скажите, что в них налито?
Дети: Молоко и вода.
Воспитатель: Положите в оба стакана камушек. В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком камень не виден, а в стакане с водой – виден?
Вывод: Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, он белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.
Достаем схему №2
II опыт. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной.
Воспитатель: Дети, давайте возьмем картинку и поместим её с другой стороны стакана с водой, смотрим – картинка видна. Вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и опустим ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.
Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Достаем схему №3.
III опыт. Вода – растворитель.
Воспитатель: Ребята, а есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому - соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Вывод: Своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?
Дети: Они растворились. А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и растительное масло.
Воспитатель: Дети, посмотрите на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим?
Дети: Мука растворилась не полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: Не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель: Делать опыты и научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физкультминутка «Над водой летят стрижи»
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, - (Присели.)
Плывет лодочка-краса - расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)
Достаем схему №4.
IV Опыт. Вода не имеет собственного запаха.
Воспитатель: Ребята, давайте определим, есть ли у воды запах.
Дети: У воды нет запаха.
Затем предложить размешать в воде пихтовое масло. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
V Опыт. Способность воды отражать предметы.
Воспитатель: Дети, приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит?
Дети: Тазик с водой.
Воспитатель: Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?
Дети: Своё лицо, отражение.
Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение?
Дети: В зеркале, в витрине магазина.
Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?
Дети: Очень плохо, оно размытое.
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Воспитатель: Вот, и закончились наши волшебные опыты.
Вокруг себя дружочек повернись
В ребенка снова превратись!
Рефлексия
Воспитатель: Спасибо, большое вам, ребята, за интересное занятие. Мне очень приятно, что вы так много знаете о воде и ее свойствах.
Как мы должны относиться к пресной воде?
Дети: Бережно.
Воспитатель: Как её нужно беречь?
Дети: Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.
А закончить наше занятие я бы хотела следующими стихами:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша ВОДА!
А сейчас я хочу вручить вам дипломы юных исследователей.
Поздравляю вас!
Литература
1. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
2. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2010.
3. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
4. Селихова Л. Г «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез», 2005г. 5 Л. С. 5.
5. Волчкова И. В., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.
6. Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Волгоград: Учитель, 2011.
7. Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. – Волгоград: Учитель. _
8. Гризик Т. И. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
9. Гельперштейн. Л. Я. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.
10. Рыжова Н. А. «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
11. Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.
Воспитатель ГБОУ Школа № 1542
Хомякова Нелли Евгеньевна