Светлана Пантелеева
«Дикие животные Севера». Конспект ОД по познанию с использованием приёмов с элементами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним.
Программные задачи:
Образовательные:
расширять и обогащать представления детей о диких животных Севера;
систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания опытным путём, определять место обитания животного по внешнему виду;
Публикация «„Дикие животные Севера“, Конспект ОД по познанию с использованием приёмов с элементами ТРИЗ» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
учить детей сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания.
Развивающие:
развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
развивать связную речь, активизировать словарь детей;
развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мышление, память.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира;
инициативность, самостоятельность
Материал: картины «Бурые медведи», «Белые медведи», экраны системного оператора по ТРИЗ технологии сравнение белого и бурого медведя (условия жизни, питание, размер, окраска, соседи, Красная книга, угощения для детей, материалы для опыта (кубики льда, жирный крем).
Предварительная работа:
Беседа «Как животные приспособились к зиме».
Рисование «Умка».
Д/ игры: «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».
Просмотр м/ф «Умка».
Чтение познавательной литературы о животных Севера.
Создание макеты «Животные Севера».
Слушание песни «Где-то на белом свете» и «Колыбельная Умки»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас совершить со мной интересное путешествие на Север и понаблюдать за жизнью одного обитателя, какого? Вы отгадаете, когда мы прилетим. Для того, чтобы нам отправиться – отгадайте загадку?
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Выставляется картина «Бурые медведи»
Воспитатель: про этого медведя была загадка? Почему? Докажите? (показ картины «Бурые медведи»).
Дети: про этого медведя! Он всю зиму спит в берлоге, а весной просыпается!
Воспитатель: итак, мы отправляемся в путешествие, садитесь в самолёт (дети рассаживаются вокруг мольберта).
Воспитатель: Внимание, наш самолёт приземлился на белой снежной равнине, кругом снежные горы, льды, сильный ветер, мороз и никого не видно (показ картины «Север»).
Дети, отгадайте загадку и вы поймёте, за кем мы понаблюдаем сегодня?
Загадка: Обитает он во льдах,
В приполярных областях.
В полушарии Северном
Он живёт намеренно.
Потому что толстой шкуре
Не страшны ни снег, ни бури,
Крупный хищник, белый мех,
Запугал тюленей всех (дети называют- белый медведь)
Показ картины «Белый медведь».
Дети, как вы думаете, почему он назван белым? (предположения детей)
А знаете ли вы, что у белого медведя несколько названий? (полярный, северный, морской, ушкуй, а на чукотском языке – умка).
Воспитатель: интересно, чем похожи белый и бурый медведь между собой и чем отличаются? Давайте, их сравним, по внешнему виду.
Работа со схемами- экранами системного оператора (в приложении)
Чем они похожи? Кто больше заметит признаков сходства? (ответы детей)
Дети: покрыты шерстью, одинаковое строение тела.
Воспитатель: чем отличаются медведи?
Дети: цветом шерсти, размером.
Воспитатель: У всех животных своя среда обитания, свой дом. Как вы думаете, как белые медведи приспособились жить на Севере? (предположения детей)
Воспитатель :белая шерсть делает медведя незаметным среди снега и льда (кожа под шерстью у медведя чёрная). Она густая и теплая, помогает охотиться на тюленей, подкрадываясь к добыче, пропитана жиром, чтобы оставаться после ныряния сухим. Свой черный нос он прячет лапой, чтобы он его не выдал. Шерсть есть и на подошвах лап, она спасает от мороза, они не скользят по льду. Сильные лапы, с острыми когтями, крепкие, острые зубы, помогают поедать добычу (напоминаю, белый медведь относится к отряду хищных животных). Умеет хорошо нырять и плавать под толстым слоем льда. На пальцах есть плавательные перепонки. Самое главное у него тело покрыто толстой шкурой и толстым слоем жира ( проводим опыт с детьми : расставляем фигурки белого медведя на белой поверхности – способ маскировки; мочим руки в воде и мочим руки в воде, предварительно смазав их жирным кремом – остаётся почти сухим после плавания в воде).
Воспитатель: почему белых медведей не встретишь в лесу?
Дети: потому что они не приспособлены к жизни в лесу, им нечего там есть, т. к. белый медведь питается в основном рыбой и мясом моржей и тюленей, т. к. он очень большой и ему тяжело добывать еду в лесных условиях.
Воспитатель: почему белые медведи живут только во льдах океана?
Дети: они приспособлены к холодным условиям, для него холод не страшен.
Воспитатель: почему там нет бурых медведей?
Дети: они не приспособлены к холодным условиям, не вынесут сильного мороза, замерзнут.
Физкультминутка :
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки.
( Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся)
Воспитатель: без еды животным, как и всем живым существам, жить невозможно.
У меня на столе карточки с питанием для белого и бурого медведя. Давайте распределим медведям еду (дети выбирают карточки и ставят рядом с медведем).
Воспитатель: все животные живые. Почему, докажите? (Модели питания, дыхания, роста, движения, размножения).
Воспитатель: пришла зима, наступили холода. А знаете ли вы, что делают бурые медведи в зимнюю пору? (предположения детей)- медведи спят в берлоге.
Воспитатель: бурый медведь в удобном месте, под сломанным деревом, под корягами устраивает себе берлогу, в ней лежит до весны, спит, ничего не ест, расходует запасы жира, накопленные за лето. Зимой в берлоге у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, как котята. Их всего 1-2, не больше.
Воспитатель: белый медведь, не засыпает, т. к. обеспечен пищей круглый год. В начале зимы медведицы выходят с прибрежных льдов и на берегу в снежных заносах роют зимовальную яму, где у них появляются 1-2 медвежонка. Медведица находится в берлоге, пока подрастут дети. Растут они быстро. Затем они покидают остров и перебираются на лед.
Показ картины «Медведица с медвежатами» (белый и бурый)
Воспитатель: на севере зима суровая, вьюжная. Море покрыто льдом. Вода очень холодная. Хотите пощупать какая она холодная?
Опыт со льдом (дети трогают предварительно замороженную в кубиках воду).
Воспитатель: как вы думаете, а медведи могут быстро бегать? Как они передвигаются (ответы детей)
Бурый медведь – подвижен, хорошо плавает, ныряет под воду, быстро бегает галопом. Молодые медведи и медвежата ловко лазают по деревьям. Белый медведь - хорошо плавает, ныряет, бегает, охотится, очень подвижен, хорошо лазает по ледяным стенам.
Воспитатель: подумайте, могут ли медведи жить, если бурого отвезти на север, а белого, наоборот, в лес? Докажите. (предположения и ответы детей)
Воспитатель: посмотрите на эту книгу. Она называется «Красная книга». Что это за книга, вы помните? Какие животные и птицы занесены в нее? Почему? Знаете, что белый медведь тоже занесен в Красную книгу? Как вы думаете, почему? (предположения детей)
Рефлексия:
1. Дети, вам было сегодня интересно? (может нет)
2. Что вам больше всего запомнилось или понравилось?
3. Вы узнали что – то новое? (ответы детей)
4. О чём вы расскажете сегодня родителям?
Воспитатель: у меня для вас сюрприз -конфеты «Мишка на севере».