Екатерина Кондрашова
Конспект ООД по подготовке к грамоте «Звук [Х] и буква «Х» для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Звук и буква Х»
Цель : - закрепить чёткое произношение звука Х;
- развивать мелкую,общую и артикуляционную моторику;
-учить детей диафроагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса
- составлять звуко- слоговые схемы слов;
-знакомство с буквой Х;
Оборудование : предметные картинки со звуком Х, рабочие тетради, ручки, звуковые пеналы.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект ООД по подготовке к грамоте „Звук [Х] и буква „Х“ для детей с ОНР» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
-Вспомнить о какой букве мы говорили на прошлом занятии. Припоминание стихотворения.
- Сядет тот, кто назовёт первый звук в словах : паук, ток, конфета, потолок, торт, палка, карта, тапочки, полка, такси, каток, танк.
2. Массаж лица :
Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание.
3. Развитие мимических мышц:
Прилетели птички ягод поклевать. Кака их много! (Удивление)
Надолго хватит! (Радость)
Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды. (Огорчение)
Но ведь это мои друзья! (Улыбка)
4. Развитие артикуляционной моторики:
Упражнения:
- для челюстей : открывать и закрывать рот под счёт до 5;
-для языка : «лопатка»- «иголочка» ;
- для губ : «окошко»- «трубочка»
5. Работа по развитию дыхания и голоса.
- вдох носом – выдох носом (5 раз)
-голосовые упражнения : произносить на одном выдохе звуки :
Иу___
Иу___
Иу___
6. Характеристика звука Х, ХЬ.
- Какой звук чаще всего слышется в этих словах : халат, хлеб, хомяк, халва.
- Характеристика звука Х. (согласный, твёрдый, глухой, обозначаем синим кружком.)
- Как звук Х, произнесём мягко (ХЬ).
- Характеристика звука ХЬ. (согласный, мягкий, глухой, обозначаем зелным кружком.)
- Скажи наоборот :
Ха-ха-ха - хя-хя-хя
Хо-хо-хо - хё-хё-хё
Ху-ху-ху - хю-хю-хю
Хы-хы-хы - хи-хи-хи
Хэ-хэ-хэ - хе-хе-хе
-Чистоговорки :
Ха-ха-ха- вкусная уха.
Хе-хе-хе птичка на ольхе.
Хи-хи-хи- поют петухи.
Ох-ох-ох- в лесу растёт мох.
- Составление звуковой схемы слов :ПУХ, МУХИ.
7. Физкультминутка:
Баба сеяла горох, Руки поднимают вверх.
Ох! Ох! Ох! Руки опускают. Свободные взмахи руками перед собой.
Уродился он неплох, Руки поднимают вверх.
Ох! Ох! Ох! Руки опускают. Свободные взмахи руками перед собой.
Уродиля он пустой,
Я бегу, а ты постой. Бежим на месте. Стоим.
8. Знаковство с буквой Х.
-Это буква Х, она обозначает два звука : согласный твёрдый звук Х и согласный мягкий звук ХЬ.
- На что похожа буква Х?
-Состоит из 2-х элементов.
- Выкладывание буквы из палочек.
- Разучивание стихотворения.
Х- забавная игрушка
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка,
Ветру вольная подружка.
-Чтение на доске : АХ, ОХ,УХ, ХА,ХО, ХУ, МОХ, УХО, МУХА.
-Припоминание правил написания предложения : Предложение это маленький рассказ, в нём о чём то рассказывается. Предложение пишется с большой (заглавной) буквы. Все слова пишутся отдельно. В конце предложения савится точка.
У уха муха.
-Печатание в тетрадях Хх. МОХ. У уха муха. (Д/з Хх, МУХА,Мама муха! проговаривая, обозначая звуки цветными кружочками)
9. Итог : Какие звуки мы сегодня вспоминали? С какой буквой познакомились? Припоминание стихотворения.