Эльвира Енгулатова
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук [Ы] и буква ы.
Цели:
Уточнить артикуляцию звука [ы];
Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
Познакомить детей с образом буквы ы;
Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Познакомить детей с образом буквы ы;
Развивать фонематический слух, мелкую моторику рук.
Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию; настойчивость
Публикация «Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе „Звук [Ы] и буква Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Оборудование: набор картинок в названиях которых есть и нет звука [ы], картинки для определения места звука в слове, набор картинок (кукла – куклы и т. д., панно букв, печатная буква ы, рабочие тетради, красные карандаши.
Ход занятия :
I.Организационный момент.
-Ребята, мы с вами живем в мире звуков? А какие звуки мы слышим каждый день (шелест листьев, чириканье птиц, гул автомобилей, стуки, грохоты, разговор людей, музыку и т. д)
- А для чего мы учим буквы? (Для того, чтобы научиться читать).
- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.
- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Все мы помним, что звуки мы слышим, а буквы мы видим и пишем.
-Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем : [а, о,]. Правильно, молодцы.
-А звуки [а, о, ] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.
II.
1.- Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Отгадайте загадку:
Мнут и катают, в печи запекают. (тесто)
Как пыхтит тесто?
Дети: Пых-пых
-Какой новый звук вы услышали?
-Да, верно. Прозвучал звук [ы]. Сейчас мы превратимся в меленьких исследователей и узнаем как работает рот при произношении звука –[ы].Положите пальчики на горлышко и произнесите[ы].Что вы чувствуете?
Дети: горлышко дрожит, голосок поет. Педагог: что вы скажете о звуке [ы] : ?
Дети: он свободный, гласный.
2. Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
- Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы] : окно, дым, молоток, рыба, ветер, кукла, мыло.
3.-А теперь посмотрите на картинки и выберите слова, в которых есть звук [ы] (показывает картинку с изображением разных предметов). Какое слова вы не назвали? Правильно, рак и дом, потому что в этих словах нет звука[ы].
4. Дыхательная гимнастика
-Вокруг себя обернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в березы. Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы», раскачивая деревья, низким голосом протягивайте звук. Ветерок стих, стал легким (высоким голосом). Повторить
5. Ребята, звук [ы], как и звуки [о, а] любят путешествовать в слове. Давайте поиграем в игру «Путешествие звука». Я буду показывать картинку и называть слово называть слово, а вы будите определять, в какой части слова находится звук (ы). Поставьте красным карандашом точку на линии: в начале, в середине, в конце. Слова: тыква, грибы, мышь.
- Ребята, а вы заметили, что нет слов, которые бы начинались на звук [ы].
-Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова:
-Мы услыхали от совы, что нет слов на букву ы.
6. -Звук [ы] : волшебный, не верите? (Обращает внимание детей на картинку) Если звук [ы] : спрятался в конец слова, то он сразу же превращает один предмет во множество предметов.
-Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а вы много: Цветок- цветы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, бобр- боры.
7. Динамическая пауза.
-Немного отдохнем.
Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)
В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)
В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)
В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)
-Повторим.
8 Знакомство с буквой.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]). А теперь хотите его увидеть? Это буква ы (показ буквы).
- Эта буква всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно). Педагог читает стихи о букве ы и предлагает найти её среди множества других букв :
А бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, увы.
б) Анализ образа буквы
Воспитатель с детьми рассматривает букву.
Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).
- А палочки одинаковые или разные? А вы хотите самостоятельно научиться писать букву ы. Предлагаю сначала заштриховать букву ы красным карандашом. Штрихуем слева- направо, не нажимая сильно на карандаш.
-Вы наверно, немного устали, давайте проведем пальчиковую гимнастику «Теремок» :
Стоит в поле теремок (ладошки домиком)
На дверях висит замок (переплетаем пальчики, делаем замочек)
Пришол коик коток (перекатываем руки, не расцепляя пальцы- как змейкой).
Трык- трок
И открылся замок (расцепляем пальчики, трясем руками).
Рефлексия: как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные). Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным).С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились. Ребята вам понравилось занятие?