Ирина Титова
Конспект ОД по ознакомлению с социальным миром «Путешествие в прошлое счётных устройств» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных представлений детей об исследователь-ской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего - то нового, необходимого для развития общества, для облег-чения труда человека) .
Задачи:- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на име-ющий опыт дошкольников)
- развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира
- активизировать познавательную деятельность детей
- воспитывать любознательность
Публикация «Конспект ОД по ознакомлению с социальным миром „Путешествие в прошлое счётных устройств“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Счеты, счетные устройства
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- воспитывать умение работать сообща, в подгруппах
Материалы и оборудование: картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, картинки «Части компьютера».
Ход занятия
Организационный момент. В:- Ребята, вы были когда- нибудь в музее?
- А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т. д.)
- А хотите сегодня побывать в музее?
- Тогда сегодня я приглашаю вас не совсем в обычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства : машины, приборы.
-Ребята, вы умеете считать?
-А на пальцах рук мы можем посчитать до 10 ?
-Давайте посчитаем до 20.
- Ну что получилось? (Нет)
-Ребята, сейчас у нас много счётных устройств.
-А вы хотите узнать, как люди считали раньше?
-Тогда отправимся в музей счётных устройств, где находятся разные пред-меты, на которых люди считали в древности. -Вспомним правила поведения в музее. Счетные устройства использовались людьми ещё в древности для выполнения денежных расчетов (сегодня они используются во всех сферах человеческой деятельности)
История счетных устройств уходит далеко в прошлое.
-Давайте возьмем первый экспонат.
-Что это такое? (рука и нога человека)
-А как вы думаете, почему они стоят на первом месте?
-Да, они были самыми древними устройствами для счёта. Люди сначала испо-льзовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда испо-льзовали и пальцы ног.
-Давайте попробуем посчитать используя пальцевый счёт.
-Удобно считать? Почему?
-Да пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30. Итак, пальцы и были самым первым счетным устройством. Когда для счета перестало хватать пальцев на руках.. Затем всё менялось и человек изобрёл новое счёт. устройство. А вот какое мы сейчас увидим.
-Это узелковые счёты. Посмотрите, как они выглядят? Д: Это веревочка, на которой завязаны узелки.
В: Как пользовались этими счетами? Д: Завязывали узелки.
В: Да, ребята, так они считали. Попробуйте ребята завязать столько узелков, какой сегодня день недели по порядку.
-Ребята, какой сегодня день недели? (вторник)
-Какой он по порядку? (второй)
-Значит, сколько узелков нужно завязать? (два)
-Молодцы, правильно завязали.
Люди стали использовать каменные палочки, узелки. Но вскоре появился спе-циальный прибор-абак. «Абак» - слово греческое, переводится как «счетная доска». Это деревянная счётная доска посыпанная песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их. На одной полоске считали единицы. На другой – десятки и т. д.
В: -Но выкладывать горошины было долго и неудобно. -Абак был усовер-шенствован и на свет появились другие счётные устройства :
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук. (Счёты)
-Рассмотрите их внимательно.
-Как устроены счёты?
Д: Счеты состоят из нескольких рядов бусин или косточек нанизанных на про-волоку.
В: На одном ряду этих счёт откладывали единицы. На другом (что откладывали) Десятки, на третьем- сотни и т. д. - Скажите, а сейчас поль-зуются такими счетами?
Д: -Иногда пользуются в магазине, чтобы посчитать стоимость покупки.
В:- Вы хотите посчитать на таких счетах?Тогда смотрите внимательно как я буду это делать (работа о счетами воспитателя). Слушайте задачку: -На озере плавало 9 уток, одна утка вышла на берег. Сколько уток осталось плавать на озере? Из чего состоит задача? Из каких частей?-Витя, повтори условие задачи.
-Лиза, повтори вопрос задачи.
-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Д: Нужно её решить.
В: Решите задачу, используя арифметическое действие. (Дети работают)
В: Расскажи, как ты решил задачу, Влад? Д: 9-1=8 (равняется восьми; получилось восемь)
- На озере осталось плавать восемь уток. В: -Молодцы. Отмечу решение на счетах. Но чтобы считать большие цифры на этих счётах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели счётную машину. Эту счётную машину вы, наверное, знаете.
Что-то бабушкины счёты
Брать с собою неохота
Лучше я возьму ребята,
В школу новый (калькулятор)Первые калькуляторы работали сначала от розетки, затем от батареек. Давайте подойдем и рассмотрим его.
В:. Как он выглядет, что у него есть? Д: У него есть кнопки с цифрами и знаками + - =
В: У калькулятора есть кнопки с цифрами от 0 до 9 и знаками = -и + эти знаки вы знаете; а с : х вас познакомят в школе. У калькулятора есть цифровое табло. –Лиза, что это? повторите- цифровое табло.
-Давайте с помощью калькулятора решим несколько примеров 4+5=9,15-7=8 и т. д.
В: -Работая на любом счетном устройстве нужно быть внимательным, не про-пускать знаки и цифры, иначе результат получится неверным. Умная машина, дети? Давайте немного отдохнем и узнаем из загадки о последнем счетном устр-ве.
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
- А теперь отгадываем загадку и даем название последнему счетному устрой-ству :
«Что за чудо – агрегат,
Может делать все подряд –
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать».(компьютер)
В:-Первый компьютер изобрел английский математик Чарльз Беббидж, но пос-троить этот прибор ему не удалось. Первый автоматический компьютер IBM в 1944 году (в прошлом веке, весил 35 тонн и занимал несколько комнат.
Постепенно ученые – изобретатели усовершенствовали компьютер, и в конце XX века (в 1981г.) появились первые компьютеры – персональные, для час-тного, домашнего использования. В: -Посмотрите, сколько разновидностей компьютеров. Как называется эта модель? Это ноутбук. - Давайте повторим- НОУТБУК. Какой ноутбук?
Д: Персональный, новый, переносной, удобный, красивый, дорогой, детский, взрослый.
В: Для чего придумали детский компьютер?
Д: Чтобы дети учились, развивались и умели пользоваться современными приборами.
В: Правильно. Что можно делать с помощью компьютера?
Д: С помощью компьютера можно играть в игры, смотреть кино, переписы-ваться, искать информацию, учиться, работать.
В:- Все верно. Это машина, которая может хранить и отыскивать огромное количество информации и быстро решать много задач. Компьютеры упра-вляют самолетами, космическими кораблями, контролируют медицинское оборудование, поддерживают жизнь тяжело больных людей.
В: -Чем компьютер отличается от калькулятора? Д: -На калькуляторе можно только считать, а на компьютере учиться, работать, играть. -Сейчас мы вспомним,какие части есть у компьютера. (ответы детей)
В:_да,верно Вы назвали части КП (Современные компьютеры состоят из си-стемного блока и внешних устройств : монитора, клавиатуры, мыши; к ним добавляются такие устройства, как принтер, сканер, акустическая система (колонки, джойстики).
В:-Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура).
-С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).
-Какое устройство поможет нам вывести на бумаге информацию? (принтер).
В:-А какие вы знаете современные компьютеры? (смартфон, карманные ко-мпьютеры, ноутбук, планшет).
-Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.
Компьютер-друг детей и взрослых,
Он создан был давно.
Пришёл из Франции далёкой
Огромный и простой.
Но шли года, века, эпохи,
Компьютер стал другим.
Он вычитает, прибавляет,
Рисует, с нами говорит!
Передаёт, хранит, стирает,
Играет, учит, развивает.
Всем этим занимается глава-
Микропроцессор-голова!
Отсюда следует,друзья,
Компьютер нужен для труда,
Обогащения ума,С ним просто весело всегда.
Рефлексия.
В:- О чем сегодня шла речь на занятии? (слушали рассказ о счетных устройствах, об их происхождении)
- Какое было самое первое счетное устройство? (пальцы)
- Какие счетные устройства вы еще запомнили?- С помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас?
- Назовите самое современное счетное устройство.