Ирина Титова
Конспект ОД по ознакомлению с природой «Кто главный в лесу» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по ознакомлению с природой в подготовительной группе
Цель: уточнить представления детей о лесе, его обитателях и рас-тениях;
формировать представления о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей
леса.
Материал к занятию: панно «Лес», плоскостные фигурки зверей, птиц, насе-комых; цепочки питания.
Предварительная работа: беседа о лесе, загадывание загадок о животных, рассматривание иллюстраций
Ход:
Организационный момент
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Публикация «Конспект ОД по ознакомлению с природой „Кто главный в лесу“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
- Ребята, сегодня мы поговорим об удивительной части природы,где бы нам хотелось бывать почаще. А в этом нам поможет загадка
- Догадайтесь, о чем идет речь:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю – сыроежкой,
Костеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
- Кого же назвали богатырем? (лес) Ребята забыла утром у нас в группе была посылка из леса. Давайте посмотрим, что в ней. (картинки животных, растений и семян, орехов, веточек, шишек, грибов)
Рассказ воспитателя
- Для кого лес является домом? (Для птиц, зверей, животных)
- Какими бывают животные? (Хищными и травоядными)
- Каких животных называют хищниками, каких – травоядными и почему? (Хищники – это животные, у которых острые зубы, хорошее чутье, острое зрение, чуткие уши. Все это помогает им охотиться на других животных. Травоядные – это животные, которые поедает растительную пищу.)
Воспитатель: «Все эти животные хорошо приспособлены к жизни в леса, все они нужны друг другу».Предлагает ребята вам узнать, кто из животных, чем питается, кто на кого нападает.
Живых цепочках в лесу, о пищевой зависимость обитателей леса:
– В природе всё между собой взаимосвязано, и существует подвижное равновесие между численностью животных и растений. На земле растёт много травы, кустарников и деревьев. Этой раститель-ностью питаются
травоядные животные, например, зайцы, а ими в свою очередь пита-ются хищники — волки. ( В процессе рассказа на доске выкладывается пищевая цепочка: трава — зайцы — волки. Сначала кладет самая длинная полоска —трава, далее более короткая — зайцы, наконец самая короткая — волки.) Разнообразен животный мир нашего леса: здесь можно встретить кру-пных и мелких животных и насекомых. (Рассматриваем плакат с животными).
-Одни животные на зиму впадают в спячку (ежи, барсуки, медведи, другие делают запасы (белки, бурундуки). -А может, кто из вас знает кто главный в лесу?
Чтобы узнать, кто главный в лесу послушайте лесную сказку.
«Жил был лес. Он был, красивый и в нём жило много жителей совсем как в нашем лесу звери, птицы, насекомые, растения. Но вот однажды пришёл злой волшебник и захотел уничтожить лес. Но жителей много и они дружно его за-щитили. Тогда волшебник, прокрался ночью и украл самого главного жителя сказочного леса и все оставшиеся жители стали болеть, дряхнуть и лес погиб, оставив нам подсказку, чтобы мы смогли узнать главного жителя леса. И бе-речь его, чтобы сохранить свои леса.»
-Дети, ответьте, пожалуйста на вопрос «Что значит главный?» (ответы детей)
-А знаете ли вы, кто главный в лесу? (звери)
-Чем питаются звери?
-И если бы этого не было, жили бы звери в лесу? (нет, убежали бы или погибли).
- Значит звери, это, конечно, часть животного мира, но они получается не главные.
Давайте подумаем, кто еще может быть главным в лесу?
Может быть птицы?-Какую пользу приносят птицы?
-Какие птицы бывают? (перелетные и зимующие).
-Птицы осенью улетают и лес остается без птиц. Получается, если птицы глав-ные, то лес остается без хозяина? Значит птицы не могут быть главными.
-Кого еще можно назвать главным в лесу? Воспитатель: «Ребята, а зачем в ле-су нужны насекомые (ответы)Предлагает детям представить, что в каком-то лесу исчезли все насекомые. Что будет? Кому будет плохо? Высказывания детей.
Воспитатель: «Если исчезнут насекомые, многим птицам, лягушкам, ящерицам нечего будет есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведется очень много гусениц, они съедят все листья не деревьях, останутся голодными зайцы, лисы. Лес погибнет». -Кого еще можно назвать главным в лесу?
Дети- Лесник!
-Кто такой лесник и зачем он нужен лесу (ответы)
Воспит:- Лесники – важные для леса люди. Они заботятся о лесе – берегут его от пожара, помогают жи-вотным в трудную минуту – зимой в бескормицу, весной в половодье. Они очи-щают лес от старых деревьев, намечают посадки новых деревьев, борются с браконьерами, не покладая рук. Немного отдохнем и продолжим беседу.
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли,
(Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали.
(Ладони прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели
(Поднимают голову кверху, «тянутся к солнышку.)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
(Машут руками)
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
(Маршируют, делают вдох – выдох.
Открываю на доске картину “Зимняя подкормка диких животных” и предлагаю детям рассмотреть ее.
Вопросы:
1. Кто изображен на картине?2. Что делает лесник?
3. Для чего он привез в лес сено?4. Кто его будет есть?
5. Как устроена кормушка?6. Что лежит на земле возле кормушка?
7. Кому нужны ветки деревьев?
Затем предлагаю рассмотреть картину “Лесник спасает зайцев” Прошу детей рассказать, почему зайцы оказались в беде и нуждаются в помощи.
Вопросы:
1. Кто изображен на картине?2. Что в лодке у лесника?
3. Куда лесник направляет лодку?4. с зайцем, если лесник его не спасет?
5. Какого цвета зайцы?
6. Почему они пестрые?
7. Что сделает лесник с зайцами?
Игра «Экологический светофор»
-Я описываю ситуацию, а вы поднимаете «фонарики» (желтый, красный, зеленый). Красный цвет-опасность природе, желтый- ситуация выбора, зеленый- нет вреда природе.
Ситуации:
1. Ваня достал нож и хотел содрать бересту с березы, чтобы разжечь костер.
2. В прошлый раз Ваня с другом посадил по краю оврага кустики ивы и решил их полить, поэтому захватил ведро.
3. Костя и Ваня решили покататься на велосипедах. Рядом был лесопарк. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава и кусты. «Как же быть?»-задумались они. Можно ли здесь кататься?»
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это.
Давайте же с природою дружить!
Рефлексия: Восп:- Дети вы теперь знаете, что лес это большой дом, в котором живет много разных лесных жильцов. Все они нужны друг другу. Главные в лесу – это деревья и другие растения: они дают пищу и жилье многим животным. Лесники, которые работают в лесхозах, заботятся о лесе: берегут от пожара, помогают животным в трудное время – зимой подкармливают, в половодье спасают.
Я предлагаю вам сделать подарки нашим лесникам. На столах лежит бумага и карандаши цветные. (самостоятельная деят.) Какие замечательные животные у вас получились. Молодцы.