Анна Саватеева
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Народная культура и традиции. Волшебный сундучок» (5–6 лет)
▼ Скачать
Цель занятия:
Ознакомление детей со свойствами дерева, почему из него строили избы, выкладывали печь и строили водный транспорт (лодку).
Задачи: Коррекционно-Образовательные:
1. Познакомить с полезными свойствами дерева для пользы человека.
2. Активизировать словарный запас: сундук, гостинцы, изба, красна девица, добрый молодец.
Коррекционно-Развивающие:
Развивать:
1. Умение детей образовывать из существительных относительные прилагательные; уменьшительно- ласкательные формы.
2. Словесно-логическое мышление, внимание, воображение, память и устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром „Народная культура и традиции, Волшебный сундучок“ (5–6 лет)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
3. Интерес к народной культуре и традициям, предметам народного быта;
4. Умение пользоваться символами.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать:
1. Гордость и любовь к своей стране, народу и его творчеству и традициям;
2. Желание оказывать помощь, быть чуткими и отзывчивыми.
3. Воспитывать любознательность, интерес и стремление к проведению опытов и радостное ощущение в предвкушении результата.
4. Потребность изучать народную культуру, творчество и традиции.
Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование (презентация, предметные картинки на ватмане, сундук, русская народная игрушка-матрешка.
Раздаточный материал (для индивидуальной работы, рефлексии):
Картинки-пазлы с предметами народного быта, картинки с изображением дерева, плакат с изображением пользы огня для человека, раскраски, счетные палочки, пластилин, цветные карандаши, альбомные листы, брусочки деревянные или иные предметы из дерева и ложки металлические для опытов, мисочки с водой, смайлики (для рефлексии)
Ход занятия:
I. Вводная часть:
Психокоррекционная игра:
«Моя матрешкина семья»
(Дети встают в круг, берутся за руки)
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Ребята, а какое слово можно еще сказать при встрече с людьми?
Ответы детей: Здравствуйте.
Воспитатель: Правильно. Слово «Здравствуй» означает не только пожелание здоровья, но и другое: это слово состоит из двух старинных слов: «съ» и «дорОво», съ-это хорошее, а «дорОво»-это дерево. Так и получалось: «Сдорово»-хорошего дерева.
(Слайд1) Дерево на Руси было символом крепости, надежности и благополучия. Вот люди при встрече и желали друг другу крепости, надежности и благополучия. А еще добавляли к слову «Здравствуйте» «Добрый молодец», если здоровались с мужчиной, мальчиком, а с девочкой --«Красна девица». Давайте и мы с Вами также поздороваемся еще и с поклоном (педагог показывает на своем примере)
Дети приветствуют друг друга по кругу: «Здравствуй, красна девица!», «Здравствуй, добрый молодец!».
Постановка проблемы.
(Слайд 2) Воспитатель: Дети, послушайте загадку
Есть у бабушки—старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед —
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький … .сундук
Ребята, это что? (педагог указывает на сундучок, стоящий на столе). ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это тоже сундук. А как его можно ласково назвать? (сундучок). А из какого материала сделан наш сундучок? (Из дерева). Тогда какой это сундучок? (деревянный).
Ребята, но это непростой сундучок, он волшебный! В нем есть много чего интересного.
Вдруг из сундучка появляется Матрешка здоровается с детьми.
Матрешка: Ребята, а Вы знаете, как меня зовут?
Ответы детей: Да. Тебя зовут Матрешка.
Матрешка: Здравствуйте, дорогие ребята. Какое у вас настроение? (хорошее). А у меня сегодня грустное настроение.
Воспитатель: Почему, Матрешка?
Матрешка: Мои папа, мама и сестры решили совершить путешествие на необитаемый остров. Но я слышала, что туда нужно плыть по воде. Ребята, вы знаете, на чем можно добраться туда? (на лодке)
Воспитатель: А из чего лучше всего можно сделать лодку, чтобы она не утонула?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: В таком случае, какая у нас будет лодка? (деревянная)
Воспитатель: А давайте проверим, правда, что из дерева можно сделать лодку и она не утонет.
Ребята, а что нужно сделать, чтобы проверить верное правило или явление или оно не верное?
Дети: Эксперимент, опыт.
В нашем волшебном сундучке есть кое-что интересное!
О, здесь есть записочки с надписью опыт1 !
2. Основная часть. Первый опыт
Воспитатель приглашает детей за столы, на которых находится мисочки с водой, салфетки, деревянные брусочки,
Воспитатель: Мы сейчас с вами проверим, тонет дерево или нет. Возьмите, пожалуйста, деревянный брусочек. Как вы думаете, будет тонуть брусочек в воде или нет? Давайте проверим. Для этого брусок опустим в воду. Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном брусочке, который находятся в воде? Он тонул или нет?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет).
Воспитатель: Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде)
Воспитатель: Да, ребята, дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, плот и прочие средства передвижения по воде. А давайте сравним для интереса У нас есть не только бруски, но и монеты. Из какого материала они сделаны? (Металл).Значит монета у нас какая? (металлическая) А тонет ли монета в воде?
(Проверяем, монета тонет).
Матрешка: Ребята, что-то я устала сидеть, я очень хочу с вами потанцевать!
Физминутка «Потанцуем с Матрешкой»
Цветастое платье, румяные щечки. Ее открываешь-в ней прячутся дочки.
Матрешки танцуют, Матрешки смеются.
И радостно просят тебя улыбнуться.
Они к тебе прыгают. Прямо в ладошки.
Какие веселые эти Матершки.
(Матрешка благодарит детей и продолжает свой рассказ)
(Опять загрустила) На необитаемом острове, куда мы отправляемся, конечно, тепло, но бывает холодно и идет дождь. И нам негде будет укрыться от дождя и ветра. Мы не знаем, что придумать, если погода испортиться.
Воспитатель: Так, ребята, давайте подумаем: что нужно для того, чтобы Матрешке и ее семье было, где укрыться во время непогоды.
Ответы детей: Дом.
Воспитатель: Дети, а вы помните, как в старину как называли дом? (Изба).
Ребята: А из какого материала мы будем строить дом. (дети перечисляют :). А из какого лучше? (Из дерева).
А почему из дерева (ответы детей). А давайте снова проверим.
Педагог достает из сундука вторую записочку с надписью опыт1 !
Второй опыт
У нас на столах лежат ложки. Ребята, из какого материала сделаны эти ложки. Правильно, из дерева и металла. Тогда какие это ложки? (деревянные, металлические).Приложите к одной щеке ложку из дерева, а к другой- металлическую. Какая ложка холоднее, а какая теплее (ответы детей). Значит, дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло.
О каком чудесном свойстве дерева мы еще узнали.
Физминутка «Отдохнем»
Потрудились-отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем.
Ручками похлопаем, ножками потопаем.
Ковырялочка, присядка,прямо встали;
Руки вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Поклонились, всем улыбки подарили.
Матрешка: Ребята, какие вы молодцы. Но мне опять нужна ваша помощь. А если погода совсем-совсем станет холодной, еще и снег выпадет? Что нам тогда поможет в избе?
Педагог достает третью записку
Третий опыт
Следующий эксперимент мы не сможем провести, так как он очень опасный. Этот эксперимент я покажу по картинке. Если поджечь дерево, то оно начинает гореть. Ребята, скажите, а почему огонь может быть не только опасным, но и полезным?
Что заметили люди, когда горит дерево, древесина?
Дети: Что становится светло и тепло. Можно разжечь костер в лесу. На костре можно приготовить пищу.
А что можно сделать с деревом, чтобы в избе у Матрешки стало теплее. Нарубить дрова. Засунуть в печку.
Еще какое чудесное свойство о дереве мы сегодня узнали?.
Ребята, какой полезный материал-дерево, прямо волшебный!
Ребята, а я вспомнила, наш волшебный сундучок тоже из дерева!
Матрешка благодарит ребят: Ой, ребята, я все поняла. :
У нас на необитаемом острове теперь будет, ,. (дети подхватывают)
- на чем плавать. лодка
-в чем жить. изба
-чтобы не замерзнуть. печка
Друзья, у русских людей был обычай: когда гость уходит, ему дарили подарки для него и его семьи: -их называли гостинцы. Наша Матрешка тоже наша гостья. Предлагаю Вам сделать подарки своими руками для нашей Матрешки.
Педагог приглашает детей за столы, на которых (по выбору детей) лежат раскраски, предметы для изобразительного творчества, пазлы, счетные палочки. Дети делают своими руками подарки для Матрешки и ее семьи.
Гимнастика для глаз «Деревца»
Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.
Закачалось деревцо. Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.
Ветер тише, тише, тише… Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше! Встают и глаза поднимают вверх.
Пальчиковая гимнастика «Край родной»
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую.
По очереди пальцы правой руки похлопывают пальцы левой руки, начиная с большого.
Матрешка благодарит детей, прощается с ними, кланяется залезает в свой сундук-воспитатель уносит сундук в приемную.
III. Заключительная:
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше занятие? Кто был сегодня у нас в гостях? Что произошло у Матрешки? Как мы смогли ей помочь? Для чего мы это делали? Что больше всего запомнилось? О каких чудесных свойствах дерева мы сегодня узнали? Как мы узнали, что дерево не тонет. дерево теплое. дерево горит, отдавая тепло.
Педагог просит детей встать в полукруг рядом со столом, на котором лежат матрешки-смайлики. Воспитатель предлагает детям взять тот смайлик, который соответствует эмоциональному состоянию каждого из детей в связи с занятием.