Екатерина Федорова
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Прогулка в осеннем лесу» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по
ознакомлению с окружающим миром и
развитием лексико-грамматического строя речи
«Прогулка в осеннем лесу»
(старший возраст)
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром „Прогулка в осеннем лесу“ для старшего возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание : Расширить представления детей о разнообразии растительного мира. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Познакомить с названиями деревьев и кустарников. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу. Формировать лексико-грамматический строй речи (образование относительных прилагательных; согласование сущ с прил в роде, числе, падеже; образование сущ с ум-ласк. суфф. ; согласование сущ + числительного)
Материал и оборудование: Картинки с изображением леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; схема деревьев по четырём сезонам, аудиозапись звуков леса.
Ход ОД:
Звучит аудиозапись звуков леса.
Воспитатель: загадывает загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем. ( Дети: Лес)
Воспитатель: Правильно, мы сегодня вспомним все, что знаем про лесное царство. А для чего человеку нужен лес (Ответы детей)
Педагог обращает внимание на картинку, где изображен лес.
Подводит итог: «Мы с вами пришли в лес. Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами. Лес — это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес —верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес —родной дом животным и растениям. Лес —друг земледельца. Лес —украшение планеты!»
Обращает внимание детей на то, что на пеньке лежит письмо, адресованное им, от старичка Лесовичка.
Воспитатель: Читает письмо вслух: «Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придете ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок».
Предлагает детям вспомнить правила поведения в лесу и отправиться на прогулку. Воспитатель: У меня есть специальные знаки. Я буду показывать карточки со знаками, а вы расскажите, как надо вести себя в лесу.
- В лесу нельзя шуметь.
- В лесу нельзя мусорить.
- Нельзя разводить огонь.
- Нельзя разорять птичьи гнёзда.
- Нельзя вырывать растения с корнем.
- Нельзя ломать ветки деревьев.
- В лесу надо ходить по тропинкам, смотря под ноги.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в лес. - Надевайте пуховики, шапки-ушанки. - Что такое? (У нас нет пуховиков, тёплых шапок.). - Почему? (Тепло). - А что мы должны надеть? (Куртки, вязаные шапки). - Какую одежду? (Осеннюю). - Из обуви? (Резиновые сапоги, кроссовки). - А валенки, для какого времени года? (Для зимы). Ну, что оделись? (Да). А на чем нам лучше добираться в лес? (Идет обсуждение проблемы. Приходим к выводу, что велосипед- лучший транспорт для прогулки, т. к. бесшумный, не загрязняет воздух, легко объезжать препятствия.) Садимся на велосипеды. (дети имитируют движения езды на велосипеде).
Воспитатель: читает: Дорогие ребята, чтобы отправиться к Лесовичку, нам надо произнести шёпотом заклинание (дети повторяют за воспитателем с закрытыми глазами)
Наш лесочек так хорош!
Лучше леса не найдешь!
Есть у нас в лесу дела,
Нам без леса никуда.
Будем лес мы охранять
И всем дружно помогать,
И зверям, и птицам
Помощь пригодится.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес! – Поехали!
Воспитатель: Обратите внимание, как красиво и тихо в лесу. Давайте пройдемся по тропинкам. Сначала пойдем глазками по синей дорожке, потом по красной, повернули и идем по зелёной.
Воспитатель: Ой, кто это нас встречает? – Лесовичок
Лесовичок: Здравствуйте, дорогие гости! Вас приветствуют жители моего лесного царства. А кто эти жители, я предлагаю вам отгадать, чтобы путешествовать дальше. Согласны? Вы умеете отгадывать загадки?
- Дети: Да!
Лесовичок: Молодцы, ребятки! Вы можете отгадывать загадки! Ну, тогда отправляемся дальше и я вам предлагаю поиграть.
• Дыхательная гимнастика «Листья осенние»
• Игра «Назови ласково» (с мячом)
• Игра «1-2-3-4-5» (с мячом)
Лесовичок: Как называется лес, где растут березы, клены, дубы, рябины? Обобщает ответы детей: «Такой лес называется лиственный потому, что в нем растут лиственные деревья и кустарники».
Воспитатель: спрашивает, какие еще виды деревьев знают дети. Обобщает ответы детей: «Хвойные деревья —это сосна, кедр, ель, пихта и другие. Такой лес называют хвойным».
Воспитатель: спрашивает: «Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? В каком лесу мы гуляем? Лиственные и хвойные деревья растут в смешанном лесу, мы гуляем в смешанном лесу. Педагог подводит детей к пониманию того, что, сохраняя чистоту и порядок в лесу, мы тем самым помогаем растениям и животным.
Лесовичок: Прогулки в лесу очень полезны для здоровья. Давайте погуляем на полянке.
Физкультминутка. «В лес пойдем»
Мы корзиночки возьмем,
В лес по ягоды пойдем. (Дети шагают по кругу друг за другом.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ягоды искать. (Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)
Пробежимся по дорожке, (Бегут по кругу.)
Перепрыгнем через лужи. (Прыгают на двух ногах.)
Под листочки мы заглянем— (Приседают.)
Ягод соберем на ужин: (Имитируют сбор ягод.)
Ежевики и малины,
Голубики и калины. (Шагают на месте.)
Гроздья спелые брусники
И немного земляники. (Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)
Воспитатель спрашивает: «Чем отличаются деревья от кустарников? Верно, у дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей — стволиков.
Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим на наши деревья какими они бывают в разные времена года.
Лесовичок: Какие кустарники вы знаете? Расскажите о кустарниках —боярышнике, ежевике, облепихе, сирени, шиповнике и других. (Ответы детей.) Малина и смородина —это тоже кустарники. Они растут и в лесу, и на даче. Плоды (ягоды) этих кустарников очень вкусные и полезные. Какие еще ягоды растут в лесу? (Земляника, черника, голубика, брусника.)
Воспитатель: спрашивает: «Какие еще растения есть в лесу? Правильно, грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте еще вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса. Особенно любит грибы белка. Она даже сушит их на зиму и складывает себе в дупло».
Лесовичок: Много всяких даров в лесу. Но давайте вернёмся к нашим деревьям и кустарникам. Вы мне уже называли какой листочек от какого дерева, А сейчас осиновый листочек хочет поиграть с вами.
Артикуляционная гимнастика «Осень»
Воспитатель: спрашивает: «Какие еще растения есть в лесу? (Ответы детей.) У травянистых растений, одуванчика, подорожника, колокольчика, стебли мягкие, сочные. В лесу много красивых травянистых растений, которые очень красиво цветут!»
Воспитатель: обращает внимание детей, что на пеньке снова лежит письмо от старичка Лесовичка, и зачитывает его: «Ребята! Как же вы меня порадовали — соблюдали все правила поведения в лесу. Я хочу вам подарить картинки с изображением растений леса. Предлагаю раскрасить все растения и вместе с взрослыми оформить книгу „Растения леса”. Эта книга поможет вам еще лучше узнать удивительный мир природы. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок».
Педагог предлагает детям в свободное время раскрасить картинки с изображением растений и оформить коллаж «Осенний лес».