Светлана Иванова
Конспект ОД в старшей группе «Знакомство с русскими народными духовыми музыкальными инструментами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с русскими народными духовыми музыкальными инструментами»
Цель : знакомить детей с русскими народными духовыми музыкальными инструментами.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
Формировать патриотические чувства через знакомство детей с русскими народными музыкальными инструментами;
Познакомить детей с русскими народными музыкальными духовыми инструментами;
Формировать эстетическое восприятие музыки.
Развивающие:
Развивать эмоциональную сферу ребёнка при восприятии образцов русской народной инструментальной музыки.
Развивать опыт деятельности: познавательной, музыкальной, продуктивной.
Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам
Воспитывать уважение и интерес к культурному наследию России.
Оборудование: Демонстрационный материал с использованием ИКТ технологий (видеопроектор, музыкальная колонка, фонограммы, разрезная картинка. наглядный инвентарь (свистулька, дудочка).
Роли: Бабушка Забавушка
Форма образовательного мероприятия: игра-путешествие
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
Мне сегодня принесли вот такой сверток. Наверно надо посмотреть, что в нем? (в свертке русский сарафан и платок).
Ой, это ж русский народный костюм, а тут еще и письмо.
«Дорогой воспитатель! Просим примерить этот костюм, он волшебный! Как только Вы его оденете, то произойдет чудо. А какое – увидите.»
Ну, что, ребята, пойду я примерю этот наряд (воспитатель уходит за ширму).
(звучит русская народная музыка, на экране появляется картинка – русская деревня, выходит воспитатель, переодетый в Бабушку Забавушку).
Бабушка Забавушка: Здравствуйте, гости дорогие. Меня зовут бабушка Забавушка. Вы кто такие? Откуда к нам пожаловали?
Ответы детей.
Бабушка Забавушка: А вы знаете где вы оказались?
Ответ детей: В деревне.
Бабушка Забавушка: Правильно, но не в простой деревне. Давным - давно, во времена Древней Руси, так раньше называлась наша страна Россия по берегам Плещеева озера, стояли деревни и села, а вокруг простирались. До самого горизонта луга и поля. В те далекие времена люди трудились много. Девочки помогали мамам по дому, а мальчики часто уходили в поле, пасти коров, они становились пастушками. Ребята, любите ли вы загадки отгадывать?
Ответ детей – Да.
Бабушка Забавушка: Тогда слушайте…. (звучит музыка – дудочка). Что это за звук такой? Давайте - ка я вам загадку загадаю
Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?. Ответ: Дудочка.
Бабушка Забавушка: Правильно, молодцы, конечно дудочка! (слайд 2 с аудио файлом) Образ пастушка, созывающего к себе своих подопечных легкой и красивой мелодией, знаком нам с детства. Звучание дудочки — это символ мирной и простой сельской жизни русского крестьянина. Хотите узнать, когда и как появился на Руси этот инструмент?
Ответ детей.
Давайте расскажу:
Испокон веков в русском народном фольклоре обязательно присутствует такой музыкальный инструмент, как дудочка.
Дудочки выглядят как полые трубочки, изготовленные из дерева, лыка или стеблей пустотелых растений (например, из пустырника или дудника). На Руси дудочки появились очень, очень давно. Дудочка – это одна из разновидностей русских народных музыкальных инструментов.
Игра на дудочке достаточно проста и не требует специальных навыков или подготовки.
Несмотря на скромные музыкальные возможности, такой инструмент на протяжении уже нескольких веков пользуется огромной популярностью.
(включаем аудио файл).
Бабушка Забавушка: Понравилось как дудочка играет?
Ответ детей: Да
Бабушка Забавушка: Вы, наверное устали сидеть то? Давайте с вами хоровод поводим. Любили на Руси хороводы. А вы умете хороводы водить?
Ответ детей: Да
Бабушка Забавушка: Хорошо. Тогда начинаем.
(на экране слайд 3 – русский хоровод)
Физкультминутка «Варенька»
(в то время, как дети рассаживаются по своим местам звучит мелодия свистульки)
Бабушка Забавушка: Ой, опять мелодия какая - то интересная. Слышите? Ребятки, у меня тут картинка есть, вот только рассыпалась она. Помогите мне ее собрать?
Ответ детей: Да.
Дети собирают картинку.
Бабушка Забавушка: Что же это такое у нас получилось?
Ответ детей: Свистулька! (если дети затрудняются ответить, то используем загадку – подсказку)
Бабушка Забавушка: А я и загадку знаю об этом музыкальном инструменте. Попробуете отгадать?
Ответ детей.
Бабушка Забавушка:
Птица-свиристелка, звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори, что там у тебя внутри?
Верь, не верь, же, мой хороший, и внутри-то ничего,
Кроме двух сухих горошин и дыханья твоего. (Свистулька)
Слайд № 4 с аудио файлом
Бабушка Забавушка: Молодцы, ребята, и этот инструмент отгадали. В Древней Руси люди очень много и тяжело работали, но при этом находили время для отдыха. На городских площадях по выходным дням устраивали ярмарки, где для детей и взрослых продавали свистульки.
Свистулька – одна из очень старых широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.
На Руси свистульки появились очень давно. Лепилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значительно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части игрушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым. (включается аудио файл)
Бабушка Забавушка: Вот такие музыкальные инструменты есть у нас, в Древней Руси. Ребятки, вам понравился мой рассказ?
Ответ детей: Да.
Бабушка Забавушка: Я очень рада, но настала пора мне с вами прощаться, а вам в свой сад возвращаться. До свидания.
(Бабушка Забавушка уходит, а воспитатель «возвращается»)
Воспитатель: Ой, ребята, что это со мной было? И правда этот наряд волшебный! Мне кажется, что я в кого - то превращалась. Это правда?
Ответ детей: Да в бабушку Забавушку.
Воспитатель: Как интересно. А о чем вам рассказывала Бабушка Забавушка?
Ответ детей: – О русских народных музыкальных инструментах.
Воспитатель: Ребята, а у нас в саду есть такие инструменты. Вы хотите сами попробовать на них поиграть?
Ответ детей: Да!
Дети играют на музыкальных инструментах.
Воспитатель: Ребята, что вы делали, что бы эти инструменты заиграли?
Ответ детей: Дули в них.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, как тогда будут называться эти музыкальные инструменты?
Ответ детей: Духовые.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а вы хотите попробовать нарисовать или вылепить из соленого теста какой - нибудь из этих инструментов?
Ответ детей: Да.
Дети выбирают продуктивную деятельность на свой вкус: рисование или лепка из соленого теста. Во время продуктивной деятельности звучит музыка ансамбля Русских народных духовых инструментов. Когда дети закончили воспитатель рассматривает поделки и рисунки и показывает всем.
Рефлексия.
Воспитатель: Все вы молодцы!
У кого в гостях вы сегодня побывали? (Бабушка Забавушка)
А где живет Бабушка Забавушка? (Древняя Русь)
С какими инструментами познакомились? (Дудочка, свистулька – русские народные духовые инструменты)
Что вам больше всего понравилось?
Какое настроение после занятия?
Занятие окончено.
Прощаемся с гостями.