Надежда Хрущёва
Конспект ООД по науке и естествознанию в старшей группе «Зимние явления в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по науке и естествознанию в старшей группе
Тема: «Зимние явления в природе»
Цель: закрепление и расширение представления детей о зимних явлениях (погоде)
Задачи:
- расширять знания детей о зимних явлениях природы : оттепель, иней, снегопад, метель;
- развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, умение делать выводы, коммуникативные навыки.
Публикация «Конспект ООД по науке и естествознанию в старшей группе „Зимние явления в природе“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- формировать умение отвечать на вопросы полным, доказательным ответом
Оборудование:
Иллюстрации зимних явлений
Стихи, загадки про зимние явления
Ход ООД
Организационный момент
Ребята, давайте начнём занятие приветствием друг друга.
(Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
соответствующие движения)
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый. (снег)
Что за звездочки зима
В тучу спрятала сама?
Словно крошечные льдинки,
Эти звездочки —. (снежинки)
Слышишь? Вьюги говорят:
«У зимы – хозяйки нашей, –
Для деревьев есть наряд
Всех нарядов зимних краше». (иней)
Старый дед, ему сто лет,
мост намостил во всю реку,
А пришла молода – весь мост размела. (мороз)
Ребята, скажите, а какое время года сейчас?
Назовите зимние месяцы!
- Какие признаки зимы вам известны?
- Как вы думаете, чем пахнет зима? (снегом, елками, холодом)
- Что можно делать зимой на улице?
- А можно ли играть в такие игры летом? Почему?
Б) Чистоговорка «ЗИМА»
МА - МА – МА - наступила вновь зима
МА – МА – МА - снежная зима
РА – РА – РА – снежная гора
ДА – ДА – ДА - зимою холода
ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу
ХИ – ХИ – ХИ – о зимушке стихи
МЕ – МЕ – МЕ - много песен о зиме
МЕ – МЕ – МЕ – очень рады мы зиме
ИМУ – ИМУ – ИМУ - очень ждали зиму
МОЙ – МОЙ – МОЙ - покатаемся зимой
ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ - зимние морозы
ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы
ОЙ – ОЙ – ОЙ – очень холодно зимой
ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой
ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – снежная метель
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп",
спать легли (ладошки под щечку)
Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство.
Рассказ о зимних месяцах : декабрь, январь и февраль. Наблюдение за природой.
В старину месяц декабрь называли «студень». Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, а сосна и ель остаются по-прежнему зелеными. В декабре дни короткие, ночи длинные, темнеет рано, а по ночам трещит мороз. В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года.
Январь. Месяц январь называли «Лютень». «Месяц январь - зимы государь» - так в народе его называли. В январе сугробы высокие, мороз на стеклах рисует удивительные узоры. В январе отмечают праздник Рождества Христова. У детей много забав веселых в этом месяце: катание на санках, на коньках, на лыжах.
Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры, метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «Снеговеем». В феврале дни становятся длиннее, и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает и становится липким. Из такого липкого снега можно лепить снежные фигуры, играть в снежки. В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают праздник Масленицы. Это праздник встречи с солнышком. В этот день все пекут блины, ведь они похожи на солнышки, такие же круглые и румяные.
Дидактическая игра «Подбери слово-признак»
- Ребята, зимние месяцы предлагают вам интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?
- Зима (Какая)
Дети: снежная, морозная, холодная
- Снежинка (Какая)
Дети: красивая, легкая, пушистая
- Елка (Какая)
Дети: красивая, нарядная, зеленая, душистая, новогодняя, настоящая, лесная
- Ветер (Какой)
Дети: сильный, страшный, холодный
- Снегопад (Какой)
Дети: сильный, красивый, легкий
- Метель (Какая)
Дети: снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.
- Иней (Какой)
Дети: серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.
- Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!
Физкультминутка.
Зимний лес
Мы пришли в зимний лес. (Широко - узко открывать глаза 5 – 6 раз).
Сколько здесь полно чудес!
Справа — березки в шубах стоят (глаза смотрят вправо)
Слева — елки на нас глядят (глаза смотрят влево)
Снежинки в небе кружатся, (Мысленно крутим снежный ком в обе стороны)
Вот и зайка проскакал, (Широко - узко открывать глаза 5 – 6 раз).
От лисы он убежал
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!
Вот мы спрячемся сейчас, (глаза открываем и закрываем)
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит, (Широко - узко открывать глаза 5 – 6 раз).
Так всю зиму и проспит,
Пролетают снегири, как красивы они (глазами смотрим вправо – влево).
В лесу красота и покой, а нам пора идти домой
Экспериментирование «Зимние явления в природе».
Задание
- Ребята, рассмотрите внимательно снег в тарелочках. Какого цвета снег? Имеет ли он запах? (Ответы детей).
Понаблюдайте. Что с ним происходит? (Тает). Почему снег стал таять? (В помещении детского сада тепло, температура воздуха выше, чем на улице).
- Какая стала вода, после таяния снега: чистая, прозрачная или мутная, имеет частички пыли, грязи? (Вода после таяния снега становится грязной, так как в ней есть различные примеси из пыли и грязи).
Чтение стихотворения А. Бродского «Мороз» :
Невидимкой осторожно,
Он является ко мне,
И рисует, как художник
Он узоры на окне.
Это клён, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу - не оторваться
Веток линии нежны!
А художник - рад стараться,
Даже кисти не нужны.
- О каком художнике пишет автор стихотворения?
- Какие узоры рисует мороз на окне?
- О чём мы говорили на занятии? (О зиме, зимних месяцах).
- Назовите зимние месяцы.
- Отгадайте ещё одну загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром.
(Зима и Зимние месяцы).
- О чём мы говорили на занятии? (О зиме, зимних месяцах).
- Назовите зимние месяцы.
- О каких зимних явлениях мы говорили?
- Ребята, а что мы делали на занятии? (Отгадывали загадки, играли в игры, проводили наблюдение за таянием снега).
- А вы хотите, поиграть в снежки и слепить снеговика? (Да). Тогда нам пора на прогулку!