Сафонова Елена
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Расцветай, гжель васильковая!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи: 1. Учить детей рисовать узор на форме тарелки по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, ее цвет. Учить красиво располагать узор на форме.
2. Учить рисовать гжельскую розу, используя мазок с тенью.
3. Воспитывать интерес к Гжельской керамике, желание передать сочность, живописность росписи.
Публикация «Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию „Расцветай, гжель васильковая!“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Оборудование и материалы: бумажные тарелочки белого цвета, краски акварель, кисточки №5 и № 1, стаканчики с водой, салфетки. Подготовленная педагогом презентация по теме занятия, мелодичная народная музыка для рисования; проектор, DVD-проигрыватель, образцы гжельской керамики, наглядно-дидактические пособия по теме занятия.
Ход:
I часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас всех сегодня в мир красоты, добра, творчества и волшебства; в мир удивительных творений народных умельцев! Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся:
Здравствуй, солнце золотое! (круговое движение руками)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх, подняться на носки)
Здравствуй, легкий ветерок! (покачивание поднятыми руками)
Здравствуй, маленький листок! (руки вперед)
Мы живем в родном краю. (взяться за руки)
Всех я вас приветствую!
(Дети повторяют движения за воспитателем.)
Посмотрите, в какое сказочно красивое место мы попали. Нас окружают настоящие произведения искусства, которые изготовили своими руками настоящие народные умельцы! Посмотрите, какие предметы стоят у меня на столе? (Дети перечисляют предметы, которые видят: посуду, фигурки, расписанные гжельскими узорами.) Ребята, как вы думаете, из чего сделана эта посуда и эти фигурки? (Из белой глины). А какими цветами нарисованы на них узоры? (Голубым, синим.) Правильно. А давайте вспомним сейчас, как же называются эти предметы народного декоративно-прикладного искусства и роспись, которой они расписаны? (Гжельская керамика, гжельская роспись.)
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Где изготавливают эту посуду?
Верно, в посёлке Гжель, недалеко от столицы России - Москвы.
Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы : «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» Давайте полюбуемся нашей выставкой.
А сейчас давайте с вами немного поиграем.
Д/Игра «Русские узоры». На столе лежат большие картинки с изделиями народных промыслов и перемешанные между собой карточки с элементами разных узоров. Нужно к каждому промыслу подобрать свой узор.
Пока дети заняты игрой, накрываю стоящую на столе гжель белым покрывалом (сугробом). Звучит музыка метели.
- Ребята, вы большие молодцы, все справились с заданием и правильно разложили узоры. Но посмотрите, пока мы с вами играли, к нам прилетела Вьюга – завируха.
Полетели с высоты белые пушинки.
И всю нашу красоту засыпали снежинки.
Ну и дела. Синюю Гжель Вьюга – завируха снегом замела. Ребята, давайте мы с вами сейчас превратимся в самых настоящих народных умельцев и расколдуем нашу Гжель. Как мы сможем это сделать? Конечно, мы можем нарисовать гжельские узоры вот на этих белых тарелочках. (Дети садятся за столы)
II часть. Показ приемов выполнения работы.
Как вы думаете, что мы можем нарисовать в центре наших тарелочек? Конечно гжельскую розу. Как вы помните, каждый народный умелец придумывает и рисует свою розу, и нет ни одного цветка, который бы повторялся. Но в основе каждого цветка, придуманного художником, лежит кистевой мазок с тенью. Давайте я сейчас напомню вам принцип его выполнения и покажу несколько приемов рисования гжельской розы, а вы выберете для своих тарелочек тот, который вам больше понравится.
Итак, чтобы выполнить мазок с тенью, нужно на толстую кисточку набрать синюю краску таким образом, чтобы на одной стороне кисти краски было много, а на другой почти совсем не было. Теперь всем ворсом, мазками мы рисуем лепестки нашей розы. Когда роза готова, можно дополнить композицию более тонкими элементами: усиками, травинками, завитками, волнистыми линиями, листочками. Это все вы можете сделать тонкой кисточкой.
А какими элементами мы украсим край тарелочек? По краю можно пустить волнистые линии, точки, штрихи, сеточку.
Вот такая тарелочка получилась у меня. А сейчас давайте подготовим ваши пальчики к работе, и вы украсите свои тарелочки, чтобы расколдовать нашу Гжель!
Пальчиковая гимнастика.
Наши синие цветки раскрывают лепестки. Сложенные ладошки вырастают и раскрываются.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Шевелят пальчиками, дуют на них.
Наши синие цветки закрывают лепестки. Складывают ладошки вместе.
Головой качают, тих засыпают. Качают головой, ладошки убирают под щечку.
Завтра утром все цветки вновь распустят лепестки. Сжимают и разжимают пальцы на руках.
Дети самостоятельно расписывают белые бумажные тарелочки по мотивам гжельской росписи. Звучит мелодичная народная музыка.
III часть. Анализ работ.
Ребята, какие вы молодцы! Какие красивые тарелочки у вас получились, совсем как у настоящих гжельских мастеров. Посмотрите, пока вы трудились, сугроб совсем растаял, и к нам снова вернулась наша сказочная васильковая Гжель. А помогли совершить это превращение ваше трудолюбие и любовь к народному творчеству, талант и умение. Давайте подарим ваши прекрасные тарелочки на память нашим гостям, чтобы у них дома тоже появилась частичка настоящей русской сказки, чудо- чудное, диво- дивное, васильковая Гжель.
Прощаться, как известно
Не очень интересно,
Но мы кивнем головкой,
Помашем на прощанье
И тихо-тихо скажем всем мы
ДО_СВИ_ДА_НИ_Я!