Елена Нарышкина
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) «Осенняя мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
по художественно – эстетическому развитию
для детей подготовительной группы
«Осенняя мозаика»
Разработал:
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №3»
Нарышкина Елена Владимировна
2015 г.
Публикация «Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) „Осенняя мозаика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Аппликации
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
ЦЕЛЬ: Расширение и обогащение знаний детей о творчестве П. И. Чайковского на примере «Осенней песни» из альбома «Времена года» и «Марша деревянных солдатиков»;
Закрепление знаний о нотной грамоте;
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
- Формировать интерес к музыке, пробуждать у детей желание слушать классические произведения.
- Учить внимательно слушать музыку и самостоятельно отвечать на вопросы.
2. Развивающие :
- Развивать музыкальные способности детей посредством исполнения песен, танцев;
- Обогащать словарь детей за счет слов: вступление, композитор, композиция, мелодия, музыкальное произведение.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе посредством слушания и исполнения музыкальных произведений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
-словесный;
-наглядный;
-практический;
ОБОРУДОВАНИЕ: фортепиано, фонограммы песни «Тропинка –торопинка» (сл. Г. Ладонщикова, муз. Г. Дмитриева, «Кленовый лист» (сл. Л. Дербенева, муз. М. Дунаевского, проектор, экран, кленовые листья из разноцветного картона (по два на каждого ребенка, макеты ключей: скрипичного, гаечного, «золотого ключика», ноты песен «Игра в гостей» Д. Кабалевского, «Кружева осенние» Я. Жабко, презентация с осенними пейзажами на музыку «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, презентация «домика для нот» и расположением нот на нотном стане, мультипликационный музыкальный видеоролик музыкальное произведение П. И. Чайковского «Марш деревянных деревянных солдатиков», музыкальная интерактивная игра «Что ты знаешь о музыке».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР : «Тропинка-торопинка» (сл. Г. Ладонщикова, муз. Г. Дмитриева, «Игра в гостей» Д. Кабалевского, «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, «Кленовый лист» (сл. Л. Дербенева, муз. М. Дунаевского, в исполнении Н. Караченцева, «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского, мелодия из мюзикла «Звуки музыки» Р. Роджерса, «Кружева осенние» Я. Жабко.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание танцевальной композиции на песню «Тропинка-торопинка» (сл. Г. Ладорнщикова, муз. Г. Дмитриева, слушание «Осенней песни» П. Чайковского, разучивание танца на песню «Кленовый лист» (сл. Л. Дербенева, муз. М. Дунаевского, разучивание песни про ноты на мелодию из мюзикла «Звуки музыки» Р. Роджерса, разучивание песни «Кружева осенние» Я. Жабко.
Ход ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Под песню «Тропинка-торопинка» (сл. Г. Ладонщикова, муз. Г. Дмитриева) дети заходят в зал и выполняют танцевальную композицию.
1 Этап: Психологический настрой. Приветствие «Игра в гостей» Д. Кабалевского.
М. р. : Здравствуйте, ребята. Я рада, что ваша тропинка привела вас ко мне в музыкальный зал. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в музыкальном зале. С ними обязательно надо поздороваться. Но так как у нас музыкальное занятие, то и здороваться мы с ними будем песней.
Исполняется «Игра в гостей» Д. Кабалевского
(звучит тревожная музыка)
В: Слышите, ребята, звучит тревожная музыка. Что-то случилось. Колдунья заколдовала домик, в котором живут ноты. Нам надо его открыть. Но открыть его можно только одним ключом. Вот, посмотрите, у меня три ключа ( показывает: скрипичный, гаечный и «золотой ключик»). Вы должны выбрать тот ключ, который открывает домик для нот. Какой из этих ключей сможет открыть домик? (ответы детей). А почему этот ключ? (потому что это скрипичный ключ). Конечно. Молодцы, ребята. Теперь мы обязательно откроем домик наш.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2 Этап: Мотивационно – ориентировочный
Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского
М. р. : Большое спасибо, что вы помогли нотам и открыли их домик. Иначе, мы никак не смогли бы слушать музыку. А за это, ноты дарят вам чудесное музыкальное произведение. Давайте мы развернемся к экрану, присядем на наш ковер, полюбуемся красивыми пейзажами и послушаем музыку.
Минута релаксации
На экране демонстрируется презентация с осенними пейзажами под музыку «Осенней песни» П. Чайковского
М. р. : Дети, скажите, а какое музыкальное произведение мы с вами только что слушали? («Осенняя песнь» Чайковского). Правильно. Это «Осенняя песнь» П. И. Чайковского. А расскажите мне, какая это музыка? Какое у нее настроение? (ответы детей). А почему она такая? О чем нам рассказывает эта музыка? (об осени).
М. р. : Правильно, об осени. В этой музыке слышится грусть об ушедшем лете. Вы знаете, перед каждым произведением в сборнике «Времена года» П. И. Чайковского есть стихотворение. Перед «Осенней песнью» - стихотворение Алексея Константиновича Толстого :
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят».
М. р. : Посмотрите, а у нас тоже есть листья. Давайте мы с ними потанцуем, чтобы у нас получился настоящий листопад.
Исполняется танец «Кленовый лист» (в исполнении Н. Караченцева)
М. р. : Чудесный танец у вас получился. А сейчас, пройдите, пожалуйста, ко мне на стулья, а Наталья Сергеевна соберет у вас ваши листочки.
Под песню «Тропинка-торопинка» дети легким бегом проходят на стулья
3 Этап: Расширение имеющихся представлений.
На экране портрет П. И. Чайковского
М. р. : Дети, посмотрите, перед вами портрет известного человека, который сочинял музыку. А скажите, как называют человека, который сочиняет музыку? (композитор). Правильно. И перед вами портрет русского композитора П. И. Чайковского. Мы уже с вами знакомы с этим композитором, и сегодня уже слушали его «Осеннюю песнь». Но П. И. Чайковский написал очень много музыки. И вы знаете, когда композиторы сочиняют музыку, они вкладывают в нее частичку себя. Поэтому, каждое произведение неповторимо, у каждого свой характер, свое настроение. И вот сегодня, я хочу познакомить вас еще с одним произведением П. И. Чайковского, которое совсем-совсем не похоже на «Осеннюю песнь». Но для начала, я вам открою секрет: вы знаете, что когда вы поздно вечером ложитесь спать и засыпаете, оживают ваши игрушки. Куклы – собираются на бал и устраивают красивые танцы, плюшевые мишки, зайцы – тихонько им подпевают, а солдатики игрушечные – слушают приказ своего командира. Вот сейчас, мы послушаем музыку, и вы, тихонечко посидите, и подумаете, о каких игрушках хочет нам рассказать эта музыка.
Слушание «Марша деревянных солдатиков» П. И. Чайковского
М. Р. : Так о каких же игрушках хочет нам рассказать эта музыка? (ответы детей). А как вы думаете, настоящие солдаты смогли бы маршировать под такую музыку? (ответы детей). Сейчас, я вам докажу, что совсем бы не могли настоящие солдаты маршировать под эту музыку. А знаете почему? Потому что музыка звучит легко-легко и очень отрывисто. Потому что это музыкальное произведение называется «Марш деревянных солдатиков». Маленькие, но храбрые солдаты дружно шагают под дробь игрушечного барабана. И вы услышите сейчас, еще раз, как-будто бы они издалека к нам приближаются, а потом – опять тихонько уходят. Мне бы хотелось, чтобы вы тоже превратились в солдатиков. Поднимайтесь, пожалуйста, около своих стульев. Сейчас мы попробуем помаршировать под эту музыку. И я посмотрю, удобно вам будет под нее шагать или нет. Но не забывайте, что у солдатиков ножки маленькие, и они легкие солдатики. Поэтому, мы будем шагать легко и тихо.
Повторное слушание «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского
(дети сначала легко маршируют, затем, стоя на месте – «шагают пальчиками по ладошке»)
М. р. : Присаживайтесь. Скажите мне, как вам удобней было маршировать – пальчиками или ногами? (ответы детей). Конечно же, пальчиками, потому что они такие же маленькие, как солдатики, а ваши ножки побольше, чем у солдатиков). Ну, и как вы теперь думаете, настоящие солдаты смогут маршировать под такую музыку? (ответы детей). Конечно не смогут на параде маршировать под такую музыку настоящие солдаты.
М. р. : А скажите мне, какой музыкальный инструмент исполнял сейчас «Марш деревянных солдатиков»? (ответы детей). Правильно, пианино (еще его называют – фортепиано). А у меня есть для вас сюрприз: раз вы так хорошо со мной послушали эту музыку, помаршировали, то смотрите)
Просмотр музыкального видеоролика на произведение «Марш деревянных солдатиков» (в исполнении оркестра)
М. р. : Скажите мне, опять ли фортепиано исполняло «Марш деревянных солдатиков»? (ответы детей). Подумайте хорошо. Если звучит много инструментов – как это называется? (оркестр). Правильно, там звучал оркестр. А ответьте мне, пожалуйста, еще на один вопрос: сочинил П. И. Чайковский музыку, что он должен сделать, чтобы музыканты знали, как ее исполнять и что им исполнять? ( дети: надо ее записать). Да, он должен ее записать. А чем записывается музыка? (нотами).
М. р. : Правильно. Все вы знаете, что музыку записывают нотами. Мы сегодня с вами уже говорили, что ноты живут в своем доме. Посмотрите, какой у них красивый дом.
4 Этап: Практический
На экране демонстрируется изображение «домика для нот»
М. р. : Но у этого дома есть название. Как называется домик для нот? (нотный стан). А сколько в нем этажей?
Ребенок читает стихотворение про нотный стан:
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали – нотный стан.
И на нем все ноты-точки – разместили по местам.
(на экране демонстрируется изображение нотного стана)
М. р. : Действительно, пять этажей, пять линеек на нотном стане и все ноты-точки размещаются по местам. А скажите мне, а сколько же всего нот? (семь). И все имена их вы знаете? А вот, чтобы вспомнить их имена, мы споем нашу песенку про ноты. Но вы должны вспомнить, как мы сидим, когда поем.
«Если хочешь сидя петь –
Не сутулься, как медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей».
Исполняется песня «До-ре-ми» на мелодию из мюзикла Роджерса «Звуки музыки»
М. р. : Посмотрите, но ноты в своем домике располагаются не просто так. Они выбрали там себе удобное место.
М. р. подходит к экрану с презентацией расположения нот на нотном стане.
М. р. : Посмотрите, некоторые ноты – сидят на линеечках, а некоторые – в окошечки глядят. (показывает). Ноты до, ми, соль, си – на линеечках сидят, а ноты ре, фа, ля – в окошечки глядят (сопровождает показом). Какие нотки, еще раз, на линеечках сидят? А какие – в окошечки глядят? (ответы детей).
М. р. : Да, не просто так, ноты располагаются в своем доме и никогда не дерутся, а точно знают, где они живут. Из нот сочиняют очень много музыки, которую можно слушать, под которую можно танцевать, которую можно петь. На дворе у нас вами – осень. Так давайте же споем про нее красивую песню «Кружева осенние». Проходите, пожалуйста, на свои места.
Исполнение песни «Кружева осенние» Я. Жабко
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
5 Этап: Рефлексивно-оценочный
М. р. : А сейчас, я хочу с вами поиграть и послушать, что вы знаете о музыке, и какие вы были внимательные на сегодняшнем занятии. Подойдите, пожалуйста, поближе к экрану.
Проводится интерактивная музыкальная игра «Что ты знаешь о музыке и музыкальных инструментах» (дети выбирают правильный ответ)
М. р. : Молодцы. Вы справились со всеми заданиями моими. Наше занятие подходит к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Но прощаться мы будем тоже – песней. Проходите на свои места.
Исполняется «Игра в гостей» Д. Кабалевского:
«Гости, мы вам были рады,
Но прощаться нам пора.
До свиданья, до свиданья,
Уезжаем со двора».
(Дети машут гостям рукой и «легко убегают» из зала под песню «Тропинка-торопинка»)